Четыре причины провала «Фантастической четверки»
Дурная слава « Фантастической четверки » обогнала ее премьеру. Все уже знают, что критики разгромили картину, а режиссер Джош Транк отрекся от своего творения. Когда после таких новостей смотришь сам фильм, он разочаровывает… тем, что недостаточно плох. Обычно худшие фильмы в истории (к примеру, « Бэтмен и Робин », « Поле битвы — Земля », « План 9 из глубокого космоса ») смотреть очень весело, в них много глупостей, трэша и ляпов. « Фантастической четверке » недостает даже этого. Она просто неграмотно сделана и скучна.
Попробуем подробнее разобраться в недостатках, из-за которых фильм провалился.
У фильма безумно затянутое начало…
Каждая история про супергероя начинается с рассказа о том, как тот обрел силы. Питера Паркера укусил паук, на Капитане Америка поставили эксперимент, Супермен узнал, что он пришелец. Это происходит обычно в начале первого фильма, а дальше герой начинает осваивать новые возможности и бороться со злодеями.
Способности Четверки, согласно комиксам, объясняются тем, что герои побывали под космическим излучением. В новом фильме космос заменили на параллельный мир, в который ученые отправляются на особом устройстве. Идея неплохая, но она, видно, так понравилась создателям, что созданию этого устройства посвятили аж половину фильма. Чтобы понять, каково это, представьте, что в «Человеке-пауке» целый час облучали пауков радиацией.
► В начале фильма герои изобретают телепортацию. Потом об этом напрочь забывают.
Нам долго рассказывают, как Рид Ричардс с детства интересовался наукой, как его заметили, как он разработал и испытал первый в мире телепорт, который почему-то оказался «звездными вратами» в иной мир. Герои сыплют терминами, рисуют чертежи, привлекают новых специалистов… И все это — без приключений, злодеев и конфликта. Поневоле задумываешься: это точно «Фантастическая четверка»? Эти люди когда-нибудь наденут костюмы и пойдут творить чудеса?
Подобное начало простительно в фильме про ученых и другие измерения. Но мы-то заранее знаем, что тема иных миров раскрыта не будет — это лишь предлог для появления у героев сверхъестественной силы. Значит, все происходящее неважно, и следить за ним смысла нет. Остается только ждать, когда Четверка наконец займется делом.
► Параллельный мир окажется скучным: только вулканический пейзаж и зеленая лужа, дающая суперсилы.
…и скомканная концовка
Ждать неизбежного придется долго — лишь в середине фильма герои отправляются в другое измерение. И тут оказывается, что лучшая часть истории позади. Потому что финальная еще хуже.
Правда, она гораздо ближе к супергеройскому жанру — у героев появляются особые способности. Но вместо того, чтобы сделать с ними что-нибудь фантастическое, персонажи начинают ныть на тему «мы об этом не просили» и ссориться друг с другом и с властями. Ссоры, впрочем, вялые, и битв по-прежнему нет. Есть лишь маленькая стычка Ричардса с солдатами, да и ту, кажется, отсняли в последний момент.
► Большинство зрелищных моментов, показанных в трейлерах, — из самого конца фильма.
А под занавес появляется единственный злодей — Доктор Дум. Ему уделяют ровно пятнадцать минут, часть которых он лежит без сознания. Этого не хватает не только чтобы раскрыть его способности и мотивы (он злой просто потому, что свихнулся), но даже на то, чтобы толком его разглядеть. С Думом Четверка наконец-то дерется — и это первая и последняя приличная битва в фильме. Сразу после нее кино кончается. И только титры услышат ваш недоуменный крик: «И это все?!»
Первая половина картины растянута так, будто впереди целый телесериал о тайнах науки. Во вторую ужали, скомкав и урезав, все, что составляет классический супергеройский фильм: обретение силы, создание команды, появление злодея и битву с ним. Подобной композиции уже хватило бы, чтобы угробить фильм. А у нас впереди еще два пункта.
► Вот вам стоп-кадр Доктора Дума, а то в фильме на него и не полюбуешься.
Сами герои неубедительны
В комиксах члены Четверки не появляются по отдельности. Они не просто команда — они семья. Фильм должен был рассказать еще и о том, как эта семья возникла. По итогам получается, что никак. Герои остаются чужими друг другу, часто ссорятся и объединяются только против общего врага.
В этом есть и вина актеров, хотя на фоне прочих недостатков фильма их не хочется ругать. Но все же сделать Человеком-факелом Майкла Б. Джордана, а его сестрой — Кейт Мару, было ошибкой. Дело даже не в том, что Майкл чернокожий. Между «братом и сестрой» нет никаких чувств — они не родные и по сюжету, и по ощущениям. С Ридом, будущим мужем Сью по комиксам, та тоже холодна. Да и сам Майлз Теллер с его лицом капризного и злобного мальчишки не тянет на мужественного Ричардса. Меньше всего претензий к Джейми Беллу, играющему Существо, потому что появляется он реже всех.
► Неловкий момент: в отличие от предыдущих версий, здесь Существо ходит без штанов.
Вдобавок все они не рвутся в супергерои и не рады своим возможностям. Для них это не дар, а катастрофа, из-за которой во второй половине фильма персонажи демонстративно страдают. Притом без особой на то причины. Только Существу, превращенному в гигантскую печеньку, есть на что жаловаться. Трое остальных, чьи способности граничат с магией, просто с жиру бесятся.
И эту тему можно было подать интересно: как Четверка справится с психологической травмой? Как научится управлять своими силами? Этого нам не покажут. Просто выскочит надпись «Прошел год», и вот герои уже все умеют, притом Существо почему-то адаптируется легче прочих.
► О, как я страдаю от своей сверхъестественной силы и хочу от нее избавиться! Хотя постойте, уже не хочу.
Фильм неуместно мрачный
Хоть фильм и основан на марвеловских комиксах, сразу видно, что он не относится к киновселенной Marvel, славящейся юмором и самоиронией. « Фантастическую четверку » снимали на студии Fox, предпочитающей более серьезный стиль. И это тоже неплохо — вспомните их же « Людей Икс ».
Но Транк зашел еще дальше. Он попытался подражать фильмам ужасов Дэвида Кроненберга и начинил фильм цитатами оттуда. Например, Доктор Дум взрывает головы, как в « Сканнерах ». А Четверка обретает силы из-за того, что в телепортатор попали посторонние предметы. Это уже отсылка к « Мухе », где герой таким образом превратился в чудовище.
Внешность героев тоже жутковата: Человек-факел похож на демона из ада, а Существо куда уродливей, чем в комиксах. После превращения бедняга переживает экзистенциальный кризис. И наконец, почти весь фильм снят в закрытых помещениях без окон, при тусклом освещении. Прямо как триллер об ужасах военной науки.
Нужно ли говорить, насколько все это неуместно в кино о марвеловских супергероях? То, что должно было стать приключенческим блокбастером, производит впечатление мрачной камерной драмы. Только почему-то основанной на наивном комиксе о человеке-резинке и его друзьях. Кажется, режиссера не интересовала сама Фантастическая четверка, и он не собирался снимать такой фильм, какого ждали поклонники творчества Marvel. Зачем он за него взялся — непонятно.
► Вот в таких лабораториях проходит действие почти всего фильма.
* * *
Джош Транк обвиняет во всех проблемах студию, но в это трудно поверить. Явно не студийные боссы заставили его полфильма рассказывать о постройке телепорта и нагнетать ненужную мрачность. Недостатки «Четверки» складываются в ее единственное достоинство: она во многом отличается от типичных блокбастеров. Увы, в худшую сторону. Похоже, Транку хватило смелости сделать все по-своему, но не хватило опыта и мастерства сделать это хорошо.
По слухам, съемки продолжения уже отменили, а ресурсы передали на производство « Дэдпула 2 ». И это правильно. Обидно другое. Теперь продюсеры будут тыкать в эту неудачу пальцем и говорить: «Вот что бывает, когда режиссер лезет со своим видением! Давайте все снимать по шаблону!» Спасибо, мистер Транк, за десятки испорченных будущих фильмов.
Рейтинг
Н
Недостаточно хорошо, чтобы смотреть всерьез. Недостаточно плохо, чтобы смотреть как трэш.