Фритуплей, футбол, финансы. Интервью с главой EA Russia
Тони Уоткинс — талантливый певец, а также бессменный глава EA Russia в течение уже десятка лет. «Игромания» заходила к нему в гости еще [в 2008-м](http://www.igromania.ru/articles/56529/Toni_Uotkins_irlandskii_ muzykant_i_posol_EA_v_Rossiiskoi_Federacii.htm). В этот раз мы встретились с Уоткинсом в преддверии «Игромира» и не могли устоять перед соблазном поболтать о том, как идут дела у ЕА в России, что случилось с FIFA World и когда ждать следующего клипа.
Веяния последних лет
— Российские издатели стали активно переводить названия игр на русский язык. Sony переводит, Ubisoft переводит… А вот в играх ЕА мы такого не замечали, если не считать подзаголовка «Инквизиция» в последней Dragon Age. Почему так? И как вы считаете, нужно это или нет?
Тони Уоткинс: Названия серий — нет, не нужно переводить, Battlefield , FIFA и присные остаются на английском. А вот подзаголовки вроде « Инквизиции » мы, скорее всего, переведем, потому что это своего рода описание игры. Но все индивидуально: если мы решим, что одно английское слово для потребителя будет удобнее и понятнее длинной русской фразы, то переводить не станем. В случае с « Инквизицией » перевод равнозначен оригиналу, и перевести стоит. Словом, переводу скорее да, чем нет, но не всегда, и жесткой политики у нас в этом отношении нет.
Что изменилось за последние несколько лет на рынке в плане дистрибуции, и как на это отреагировала ЕА?
Не только в России, но и во всем мире идет сильный сдвиг в пользу цифровой дистрибуции — в отношении и ПК, и консолей. И мы, как и все прочие, стараемся обеспечить тех, кто предпочитает «цифру» и покупки на PSN, Xbox Live и Origin, равноценным, а иногда и дополнительным контентом. Но, вообще, это просто еще один канал распространения продукции. Предпочитаете цифровые версии — покупаете их. А для тех, кто любит приобретать ПК-игры в магазинах, мы придумали решение под названием «Код на чеке». Вы приходите в магазин, выбираете игру, платите за нее и получаете напечатанный на чеке код для активации в Origin. Все, что вам нужно, — ввести его и скачать игру.
Недавно довелось иметь дело со службой поддержки Origin. Приятно удивило качество ее работы. Как вам удалось создать такую службу, как это работает?
Центр поддержки находится в Ирландии, но у нас есть штат русскоговорящих сотрудников. Вообще же над Origin мы работаем уже лет пять, и первоначальную службу поддержки я идеальной не назвал бы, в первый год на Origin поступало много жалоб. Но мы набрались опыта и научились понимать, чего хочет игрок, какой уровень поддержки ему нужен. Хорошая поддержка — вопрос времени и роста.
А что вам пришлось поменять, чтобы сделать поддержку еще лучше?
У нас для этого есть специальная команда в Ирландии. Кажется, каждый год они делают анализ и определяют, как нужно действовать, чтобы обеспечить самую качественную поддержку. Учитывается все: изменения в бизнес-моделях, растущая популярность мобильных сервисов, ситуация с консолями и прочее. В мире игр динамика меняется ежегодно; наша команда это отслеживает и модифицирует службу поддержки так, чтобы отвечать этой динамике.
► В следующем году EA готовит для нас возвращение культовой игры Mirror’s Edge про паркур в футуристическом городе.
Экономический кризис в России бушует уже больше года. Как он повлиял на продажи игр EA в России и на дистрибуцию вообще? Цены значительно выросли. Люди продолжают покупать игры как раньше, или с каждым месяцем объемы уменьшаются?
Честно говоря, от кризиса страдают все, ЕА в этом плане ничем не отличается от других распространителей и издателей, работающих в России. Все чувствуют удар по платежеспособности: те, кто раньше покупал десять-двадцать игр для ПК в год, теперь покупают хорошо если треть от этого количества. И для нас, и для игрока стоит вопрос выбора: купить пачку игр или две-три крупные, в которые точно хочется играть. С точки зрения ЕА продажи падают у всего, кроме крупных игр. От игр уровня FIFA мы ожидаем прежнего уровня.
Так где с продажами хуже, на ПК или на консолях?
Продажи на ПК упали сильнее. С консольными играми все хорошо, но главным образом потому, что новые консоли — PS4 и Xbox One — держат рынок в тонусе. Рынок ПК страдает гораздо больше.
Какие у вас прогнозы на будущее, какой выбор предстоит сделать, что изменить? Вообще, в целом.
Вот так, глобально, отвечать сложно. Политики и экономисты куда умнее меня — и те договориться не могут. Лично я всегда считал и продолжаю считать, что у России огромные возможности — с ее-то ресурсами — и огромный потенциал. Думаю, где-то к следующему лету, когда начнется подготовка к Чемпионату мира 2018 года, российская экономика воспрянет, под чемпионат начнутся подвижки и свежие вливания, и к 2018 году это тоже подстегнет экономику. И цены на нефть, от которых столько зависит, изменятся — надеюсь, к лучшему. Словом, в экономике будет просвет.
► Mass Effect: Andromeda — одна из самых ожидаемых на сегодняшний день RPG.
FIFA и f2p
Есть мнение, что условно-бесплатная модель лучше всего подходит для рынков вроде российского. Как думаете, с чем это связано?
Да, так и есть — по ряду причин. Особенно сейчас, из финансовых соображений. Очень может быть, что многие игроки на ПК перешли на f2p вместо привычных покупок в первый день продаж. Я считаю, эта модель отлично подходит для российского рынка, и если хорошие игры возьмут ее на вооружение, их ждет успех.
А казалось, что старая добрая FIFA гораздо популярнее, чем FIFA World.
Что вы, игра, идущая в розницу, — совсем другое и популярнейшее дело. А FIFA World так и не вышла из стадии беты. Мы долго над ней работали — над условиями, над монетизацией… По мне, игра не смогла в достаточной степени заинтересовать потребителя. Да, в России-то она стала популярной, но это не сравнить, например, с потрясающим успехом и популярностью FIFA Online 3 в Азии. Согласен, что и в России всех может увлечь игра про футбол, но только не FIFA World. Поэтому мы не пошли дальше бета-версии — игра просто не нашла должного отклика у аудитории.
► Серия «Растения против зомби» давно уже выросла из простенькой tower defense: сейчас в разработке находится вторая часть шутера Garden Warfare, действие которой доберется аж до Луны.
В мировом масштабе доходы от Ultimate Team даже превышают доходы от продаж FIFA.
В мировом масштабе — да, это очень перспективный режим во франшизе FIFA.
А в России какое соотношение?
Есть развитие, есть несомненный рост, но по сравнению с мировыми данными — пока что относительно небольшой.
Когда ищешь клипы по FIFA, попадается множество людей, пытающихся перепродать очки и карты.
Да уж, это становится проблемой, особенно в последний год, но компания ее решает. Мы знаем, что происходит, и стараемся принимать все возможные меры, чтобы исправить положение. Но мир полон предприимчивых людей, и не только в России они постоянно изыскивают способы нажиться за чужой счет. Мы в курсе, мы пресекаем что можем, но это вечный бой с этаким новым видом пиратства.
Значит, вы действуете изнутри, не воздействуете на этих предприимчивых людей напрямую?
Нет, мы стараемся все решить изнутри.
Региональные особенности
В России любят футбол и хоккей, а вот американский футбол, гольф и баскетбол, кажется, не очень. Но ЕА все равно выпускает в России игры про эти виды спорта. Это инвестиция в будущее, или у игр на самом деле вполне достаточная аудитория?
Да, мы продаем эти, как вы правильно заметили, второстепенные для российской аудитории игры, мы выводим их на рынок, но только в онлайновых версиях, не на физических носителях. Объем таких продаж слишком мал, поэтому игры есть, но исключительно в цифровом формате.
А есть ли у ЕА игры, не слишком популярные на других рынках, но успешные в России?
Если смотреть на процентные соотношения, то это в первую очередь Battlefield. В России франшиза имеет огромный успех, и если сравнить проценты продаж с данными по большинству других стран, в России Battlefield — точно кандидат на первое место.
► Новая игра от создателей Battlefield, Star Wars Battlefront, выйдет 17 ноября.
На консолях цены в связи с кризисом выросли, но там изначально игры дорогие. А вот на игры для ПК некоторые компании и Steam все-таки стараются снизить цены. Изменятся ли цены в Origin?
Наша ценовая политика в Origin уже несколько месяцев стабильна, но вопрос это непростой, как и все вопросы о ценах. У разных компаний в ходу разные бизнес-модели. ЕА работает напрямую с потребителем, и мы существенно вкладываемся в российский рынок. Взять, к примеру, лицензию на российскую премьер-лигу — это не единственный, но самый выдающийся пример. Другие компании вложений такого уровня не делают.
А бизнес-модель диктует цены. Многие издатели, особенно игр для ПК, не занимаются розничными продажами напрямую. Они продают лицензию распространителям, те продают подешевле — и вкладываться особо не нужно; наоборот, распространитель никогда не станет вкладываться во франшизу, поскольку нет гарантий, что он продолжит ее продавать.
ЕА старается найти золотую середину — достаточный уровень вложений, чтобы оправдать надежды потребителя (россияне хотят свою премьер-лигу в FIFA — пожалуйста) и окупить затраты. Мы просто не можем раздавать высококачественный контент бесплатно, поэтому, увы, и цены будут соответствовать. На консолях же работает свой сценарий, там свои факторы ценообразования.
В целом же мы ищем разумное равновесие, при котором уровень доходов позволит продолжать год за годом вкладывать в российский рынок. Мы не можем остановиться на ценах десятилетней давности, рублей по триста за игру, потому что тогда намеченных инвестиций никому не видать.
Самый главный вопрос
Ну и самое важное: когда же новый клип?!
Новый клип? Я выпускаю что-нибудь интересное где-то раз в два года. Сейчас вот работаю над одним — но если я вам расскажу, секрет раскроется, верно? А на будущее: я написал песню про русских девушек-косплееров и раздумываю, записывать ли ее и снимать ли клип. Поживем — увидим, но очень может быть, что когда-нибудь я это сделаю. Связанные с играми песня и клип про косплееров… Подождите месяца два, и посмотрим, что с ними будет.