Как Black Ops 3 изменит Call of Duty
Call of Duty от Treyarch всегда стояли особняком от остальных. Когда отгремела Modern Warfare , World at War снова (и весьма успешно) обратилась к тематике второй мировой. Первая Black Ops отправляла нас в эпоху «холодной войны», вторая — в будущее, и обе позволяли передохнуть от устоявшегося «современного» мира, в котором происходило действие игр Infinity Ward.
Но после Advanced Warfare анонс Black Ops 3 производил впечатление нелепого, но вынужденного следования новым жанровым традициям. Снова реактивные ранцы, снова футуризм, снова элементы киберпанка, снова «вертикальный» геймплей.
Однако закрытая презентация одиночной кампании в Париже развеяла многие сомнения. С первого взгляда Black Ops 3 не особенно впечатляет, но в ее глубине заложены почти наполеоновские амбиции Treyarch. Студия стремится изменить саму суть Call of Duty.
Guns of the Patriots
В 2065 году, спустя сорок лет после событий Black Ops 2, человечество снова пришло к биполярному миру. Войска оснастили передовыми системами ПВО, не желая повторения инцидента с Cordis Die, в операциях начали использовать роботов и ИИ — не только ради сохранения людских жизней, но и чтобы исключить из процесса человеческий фактор и переложить принятие стратегических решений на беспристрастную систему.
Параллельно начинается бурное развитие аугментаций и бионического протезирования. Сначала раненые солдаты получили возможность вернуться к полноценной жизни и даже в строй, а вскоре военные начали устанавливать аугментации добровольно. Что, естественно, привело к протестам в обществе и поставило вполне резонный вопрос: где проходит грань между человеком и машиной и кто тут кем вообще управляет?
► Чтобы выстроить свою антиутопию, Treyarch консультировались с футурологами, анализировали современное положение в науке и общались с солдатами, выполнявшими те самые «black ops», то бишь секретные операции. А еще, кажется, играли в Metal Gear Solid 4.
Опыт побывавших во Вьетнаме оперативников, легший в основу первой Black Ops, можно экстраполировать и на далекое будущее. Два столпа, на которых зиждется деятельность скрытных отрядов: налаженная командная работа и оборудование во много раз совершеннее оснащения обычных солдат.
А теперь перенесемся на век вперед: солдаты будущего общаются посредством Direct Neural Interface — системы, позволяющей управлять аугментациями силой мысли и передавать информацию напрямую между членами отряда. Наномашины, в общем.
Командная работа и способ коммуникации упоминаются не случайно — в Black Ops 3, впервые со времен World at War , введут кооперативное прохождение кампании на четырех игроков, и Treyarch делают на этом акцент.
Мечтают ли суперсолдаты об электроджетпаках?
История вертится вокруг команды оперативников, отправившейся в Сингапур — узнать, что случилось с другим отрядом, связь с которым внезапно оборвалась. Ситуация беспрецедентная, прежде аугментированные солдаты ни разу не терпели поражения. Идут неудобные слухи, и нас отправляют все разузнать и быстро (а главное, чисто) решить любые возможные проблемы. Естественно, все идет наперекосяк.
«Мы не будем подробно говорить о сюжете, — заявляет директор по разработке кампании Джейсон Бланделл. — Во-первых, это самая амбициозная наша история, и мы не хотим портить сюрприз. Во-вторых, Activision запретили мне использовать слово «mindfuck» во время презентации (ой, все-таки использовал), а по-другому сюжет я описать не смогу».
► Во всех кат-сценах вместо физиономии Троя Бейкера или Кевина Спейси вы будете видеть свое альтер эго. И, конечно, можно будет играть за женщину.
У каждой части Black Ops был лейтмотив. В первой игре, как говорит Бланделл, «человек развращает человека» (Резнов использовал разум Алекса Мейсона, чтобы отомстить трио Драговича, Кравченко и Штайнера), в Black Ops 2 — «человек развращает машину» (Рауль Менендес захватил роботизированную флотилию США, чтобы сеять хаос по всему миру). Третья часть замкнет круг, машина извратит машину, но как это произойдет, пока можно лишь догадываться.
Трейлеры мельком показывали пробивающий стену немецкий «Тигр» (явно не из 2065 года), странное дерево посреди мистического пустынного ландшафта, а также кадры, в которых герой буквально проносится сквозь параллельные миры.
По словам Джейсона, студия вдохновлялась «Матрицей», творчеством Айзека Азимова и Филиппа К. Дика — последнее чувствуется особенно сильно, когда один из героев заводит пробирающий до дрожи монолог о том, что «они уже в наших головах», и задается вопросом, осталось ли в кибернетических машинах смерти хоть что-то человеческое.
Выставка кибердостижений народного хозяйства
События Black Ops 3 происходят в течение полутора недель всего лишь в трех местах: Сингапуре, Каире и Цюрихе. В каждой локации нас ждут отдельные миссии, примерно как на планетах в Destiny. Никакого привычного для серии мирового турне, все очень компактно.
В каждой зоне у команды будет своя база, играющая одновременно роль социального хаба и лобби для планирования операций. Это небольшое здание, по которому можно свободно гулять. У каждого из четырех подключенных к сессии игроков будет своя комната с полкой для трофеев и медалей (хвастаться достижениями), виртуальным симулятором (испытывать в деле новые пушки), мастерской (настраивать и украшать вооружение на свой вкус) и громоздким компьютером.
Компьютер — это не только реверанс в сторону первой Black Ops, но и огромный архив внутриигровой истории. Говорят, у сценариста ушло полтора года на сочинение документов и записей, которые подробно рассказывают обо всем, что творится в мире Black Ops 3: от технических описаний приборов до досье главных героев.
► Прошлогодняя Advanced Warfare позволяет разгуляться только под конец, когда герой получает в свое распоряжение альпинистский крюк, в Black Ops 3 же почти всегда можно будет найти применение реактивному ранцу и с пользой побегать по стенам.
Показанный на презентации уровень (самое начало, герои под видом продавцов военных роботов втираются в доверие к повстанцам, контролирующим сингапурские джунгли, — и, конечно же, попадаются на горячем), по словам Бланделла, хорошо характеризует новый подход к дизайну. Это обширная многоэтажная локация, и в ней есть где развернуться четырем игрокам с реактивными ранцами.
Но главное и единственное по-настоящему свежее для серии изменение — выбор экипировки перед миссией, похожий на настройку выкладки в мультиплеере. Вам дается несколько наборов способностей, сгруппированных в круговых меню. Набор Chaos направлен на борьбу с пехотой: взмахом руки можно, например, удаленно взорвать гранату на жилете противника или ударить его током. Работает как против людей, так и против роботов. Самым жестоким умением кажется нейронный импульс, буквально поджаривающий мозги вражеским солдатам: бедняги заливают все вокруг рвотой, падают на землю и гибнут в мучениях.
Другой режим называется Martial и отвечает за функции экзоскелета. Чистейший Crysis — предельный уровень брони, скорости, невидимость и далее по списку. Наконец, режим Control предназначен прежде всего для схваток с роботами и техникой и позволяет перепрограммировать любую электронику, включая дронов и турели. Все навыки улучшаются: если вложиться, к примеру, в Control, со временем мы сможем управлять даже огромными паукообразными мехами.
► В зомби-режиме Shadows of Evil (в этот раз его делали не четыре месяца, а полтора года) битва с мертвецами пройдет на огромной открытой локации — мегаполисе времен сороковых, с архитектурой в стиле ар-деко и ар-нуво, джазом, неоновыми вывесками, кабаре и нуаром.
Среди всего прочего выделяется режим тактического видения. Он позволяет видеть сквозь стены, помечает врагов и подсказывает, откуда ведется огонь. Но самое интересное — визор, раскрашивающий пол уровня в красный, желтый и зеленый, показывая, в каком секторе сейчас опаснее всего. В теории это работает так: «танк» привлекает внимание врагов, вставая в красную зону, а остальные в это время перемещаются в более безопасное место и отстреливают врагов оттуда. Или возвращаются, чтобы воскресить напарника.
Все по-другому, но что-то не так
За всеми этими нововведениями стоит очевидная идея: Treyarch хотят разрушить скриптовые рамки, за которые многие ругают Call of Duty, и увести игру в сторону более глубокого, возможно, даже тактического шутера.
Настораживает одно: в демоверсии не так чтобы очень хорошо видно, что все это работает вместе. За недолгую сессию группа из четырех журналистов прошла небольшой участок уровня, похожего на деревни эвоков из «Звездных войн»: мы пробирались из точки А в точку Б по паутине возведенных на высоких башнях фортов, связанных между собой тросами.
И за это время я не увидел ни тактических изысков, ни слаженной командной работы — привычная Call of Duty, с поправкой на уровень побольше, новые перки экзоскелета и наличие еще трех игроков. Не приходилось ни сосредоточивать огонь на особо сильных врагах, ни обсуждать стратегию или боевые позиции. Мы даже почти не переговаривались — правда, под конец я все-таки изрядно «принял на грудь» и десять секунд печально ждал, пока коллега не доползет до моей пыхтящей тушки, чтобы поднять на ноги.
И какой бы маршрут мы ни выбрали, исход все равно был один — запускается скрипт, команда дружно ухает в воду со стометровой высоты, и на этом демо заканчивается. Не очень-то революционно. Я допускаю, что в полноценной игре все так или иначе найдет применение и нам просто попался не очень динамичный отрезок миссии, но осадок все равно остался.
► Обновленный AI вынужден просчитывать сразу четыре цели на карте и поступать соответствующе. Поведение роботов отличается от человеческого: машины встают в боевые формации, действуют систематически и попросту не боятся смерти, а значит, будут биться до конца.
И я не могу отделаться от ощущения, что десятки гаджетов и перков собирались для кампании по принципу «пихаем в игру все лучшие фишки из шутеров, вышедших за последние десять лет». За время презентации в голову приходили сравнения не только с MGS 4 и Crysis, но и с Syndicate , Timeshift , Singularity , Haze и, само собой, Deus Ex: Human Revolution.
Впрочем, даже если Black Ops 3 не оправдает ожиданий, не страшно — все-таки студия собирается изменить концепцию, сформировавшуюся двенадцать лет назад. За один присест такое может и не получиться.