«Прогулка»: как превратить страх высоты в шоу
Всемирный торговый центр в Нью-Йорке когда-то возвышался над городом на сто десять этажей — более чем на четыреста метров. Вид оттуда открывался такой, что захватывало дух и кружилась голова. Но после 11 сентября 2001 года от небоскребов остался лишь бетонный мусор и большое национальное горе.
А появились башни-близнецы в 1973 году. Помимо колоссального размера ничего интересного в них поначалу не было. Стоят два столба недалеко от побережья, ну и пусть себе стоят. Однако 7 августа 1974 года маленький француз по имени Филипп Пети дал небоскребам душу.
Сделал он невероятное: подвесил между зданиями трос весом около двухсот килограммов, закрепил его дублирующими тросиками, чтобы снизить давление, а потом прошелся по нему без страховки. Восемь раз. Показывая трюки. И почти не слезая с этой верхотуры в течение сорока пяти минут.
Это событие вошло в историю как «художественное преступление века». После него Пети был арестован и приговорен к показу бесплатных представлений для детей. Но с того самого дня нью-йоркцы уже не могли смотреть на Всемирный торговый центр как на обычный комплекс зданий.
► И как только канат выдержал железные нервы этого человека?
Жанр : приключенческая драма Режиссер : Роберт Земекис В ролях : Джозеф Гордон-Левитт, Бен Кингсли, Стив Валентайн Премьера в России : 15 октября 2015 года
Нелегкая прогулка
О прогулке между небоскребами успели снять немало фильмов, сам Пети написал о своем выступлении книгу, а поставленный по ней документальный фильм «Канатоходец» взял «Оскара». Но достоверного художественного воплощения этой истории до недавнего времени не существовало.
Изменить положение дел взялся режиссер Роберт Земекис («Назад в будущее», «Форест Гамп»), взявший на себя руководство съемками «Прогулки» и почти сразу позвавший на главную роль Джозефа Гордон-Левитта. Актер не особенно похож на настоящего Филиппа Пети, но кого и когда это в Голливуде останавливало? Главное же — передать сущность персонажа, а не фотографическое сходство. Земекису достоверность и не требовалась, ведь он снимал совсем не документальное кино.
► Джозеф Гордон-Левитт не очень-то похож на Пети, но в его образ вписался хорошо.
Его фильм как раз лишен всякой документальности. Режиссер вырезал из истории большую часть скучных эпизодов и рассказал ее по-новому, с шутками и прибаутками. По идее, должна была получиться серьезная драма про торжество человеческого духа, про победу над бюрократами-запретителями, про то, что человек способен подняться, никого не подминая. Но тогда это было бы другое кино от другого режиссера.
В «Прогулке» просто нет ни одного тяжелого момента. Есть лишь веселый француз, который выступал на улицах и лелеял мечту: устроить великое представление в небе между небоскребами. Не в знак протеста и не для славы, а просто потому, что мечта такая. Подобные вещи вдохновляют посильнее суровых драм, собирающих «Оскары». «Прогулка» сделана не для киноакадемиков, а для простых зрителей, и в этом она прекрасна.
► У весельчака-француза даже план смертельного номера выглядит забавно.
Но легкость и веселье, с которыми подается этот фильм, а также Гордон-Левитт в главной роли и знаменитый сюжет — далеко не единственные достоинства «Прогулки». Есть еще визуальное воплощение.
Представьте, что вы стоите на крыше здания примерно в двадцать пять раз выше типового пятиэтажного дома. Даже пролетающие мимо птицы возмущены вашей наглостью, ибо небо — их вотчина. Как ощущения? Не холодно? Голова не кружится? А должна бы.
Сидя в зале IMAX, вы будете вжиматься в кресло, боясь провалиться в ту городскую бездну, что разверзает под вами Земекис. Невероятная, пугающая и прекрасная высота открывается с крыши воссозданного ВТЦ. И вы находитесь наверху. И под вами нет ничего, кроме троса, — и хоть он шириной в ладонь, не холодеть от ужаса невозможно все равно.
А стоит перестать бояться, как вы начнете восхищаться подбором цветов. Режиссер веселился, смешивая цвета, играя с ними, как с игрушкой. Даже в традиционных для кинематографа черно-белых флэшбеках есть цвет, и он именно там, куда надо смотреть. За годы работы над анимационными проектами Земекис научился делать кадры настолько насыщенными и «правильными», что каждый из них запечатлевается в памяти, создавая в голове бесконечную картинную галерею.
► Чтобы сыграть Пети, Гордон-Левитт брал у него уроки хождения по канату. Конечно, на съемках он ходил на небольшой высоте.
Рейтинг
П
Потрясающий эффект присутствия.