28 октября 2015
Обновлено 17.05.2023

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - изображение обложка
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 1

Близкие по духу

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 2
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 3
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 4
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 5
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 6

Instagram

Не так уж много игр рассказывает о простых людях, живущих обычной — пусть и не лишенной странностей — жизнью. Life is Strange позволяет нам насладиться столь редкой интерактивной повседневностью, показывая ее невероятно ярко и живо, а потом смещает фокус в сторону остросюжетного и сверхъестественного и заканчивается на минорной ноте. Life is Pain.

Назад в общежитие

Чему посвящена Life is Strange , как в нее играть и стоит ли это делать (спойлер: стоит), вы можете узнать из [рецензии Яна Кузовлева на первый эпизод](http://www.igromania.ru/articles/406427/Lesprit_de_lescalier_ Obzor_pervogo_yepizoda_Life_is_Strange.htm) сериала от Dontnod. Правда, если Яну начало LIS запомнилось как «аудиовизуальный срез популярной зарубежной культуры», то меня оно впечатлило тем, что потрясающе достоверно показывает обычную жизнь обычной девушки-подростка.

С первых же минут игра подкупает предельной искренностью и вниманием к деталям: Макс, наша героиня, комментирует каждую мелочь, о которой можно хоть что-то сказать, изливает душу в дневник, позволяющий глубоко прочувствовать все ее эмоции. Через общение с ней раскрывались и остальные персонажи. Макс гораздо сильнее походит на живого человека, чем подавляющее большинство игровых протагонистов: у нее свой круг общения, свои вкусы и увлечения, свои воспоминания и сожаления, свой досуг и мечты о будущем.

Life is Strange недаром поначалу сравнивали с Gone Home : обе игры не только во многом посвящены делам повседневным, но и сосредоточиваются на всевозможных бытовых подробностях, помогающих глубже погрузиться в мир игры и установить эмоциональную связь с героями. А в LIS вдобавок делается большой акцент на механику The Walking Dead — с возможностью общаться с кучей персонажей и необходимостью принимать непростые решения.

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 7
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 8
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 9

► В игре спрятаны вагон и маленькая тележка всевозможных мелочей, и каждая из них делает героев понятнее и ближе, а мир игры — правдоподобнее.

Life is Strange вобрала в себя лучшие находки сюжетных игр последнего времени, и поначалу казалось, что она может всерьез претендовать на лавры игры года. Все в ней было хорошо: геймплей и сюжет тесно переплетены, сценки отлично поставлены, саундтрек прекрасно сочетался с темой уходящей юности, возможность отмотать время назад не освобождала от груза ответственности за принятые решения, и даже эпизодическая структура заставляла остановиться и подумать над сделанными выборами (и обсудить их с товарищами).

На протяжении первых двух эпизодов Life is Strange была этакой интерактивной «Девочкой, покорившей время» : как и в том замечательном аниме, героиня обладала возможностью отмотать время назад и исправить ошибки, но пользовалась ею по большей части для решения вопросов житейских.

Если не считать этого элемента, LIS — изумительно достоверный симулятор первокурсницы: в роли Макс мы пытаемся влиться в новый коллектив, поддерживаем жертв травли, договариваемся о свиданиях в кинотеатре, помогаем разрешить не стоящие выеденного яйца споры, подсказываем на лабораторных и вместе с чрезмерно дерзкой и бесшабашной подругой пускаемся в авантюры.

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 10

► Life is Strange трещит по швам от всевозможных отсылок и не чурается популярных ныне крылатых фраз.

И своей кульминации эта тема достигает в финале второго эпизода, когда Макс необходимо поддержать отчаявшуюся девушку, не имея возможности ничего исправить. В этой сцене учитывались принимаемые прямо в ней решения и припоминались предыдущие поступки, а потому успех в ней был личной победой не только героини, но и игрока.

В том, что касается отображения повседневных историй в играх, Life is Strange задала новый высокий стандарт, на который стоит ориентироваться другим. Однако, как подметил Артемий Котов, трогательной подростковой драмой LIS не ограничивается, в ней находится место и мистике, и детективу. Увы.

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 11

Выбирай не выбирай, все равно получишь…

В качестве главного доказательства того, что как детектив Life is Strange не задалась, я напомню, что Ян обо всем догадался после второго же эпизода. Игра слишком откровенно очерняет одного персонажа и обеляет другого, и это не может не вызывать подозрений (забавно, но в финальном эпизоде, когда все открывается, LIS силится выставить бывшего злыдня несчастной жертвой, а бывшего симпатягу — полоумным маньяком).

Режиссер игры Жан-Максим Морис называет в числе своих любимых игр дилогию Danganronpa, но в растянувшейся на добрую половину Life is Strange детективной линии нет и толики того напряжения, той интриги, что пронизывает каждую главу визуальной новеллы от Spike Chunsoft. Нет ни следа неоднозначности, изюминки, ничего, что вообще оправдывало бы ее существование.

И при этом к середине игры она почти полностью вытесняет великолепную интерактивную повседневность, которой Life is Strange подкупала изначально. А в последнем эпизоде, когда эта линия подходит к концу, вылезает мистическая, принуждающая героиню сделать непростой, но все же бинарный выбор концовки.

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 12

► В финальном эпизоде, очевидно, решив, что трех направлений для развития сюжета мало, разработчики добавляют четвертое, выдергивая героиню из реальности и погружая ее в чрезмерно затянутый кошмар.

Финал Life is Strange я готов ругать часами, мое разочарование почти столь же сильно, как и восторг, испытанный при первом знакомстве с игрой. На протяжении первых четырех эпизодов LIS развесила по стенам целый арсенал ружей — и в конце просто забыла о них. Все намеки, все наклевывающиеся сюжетные линии, все любовно выстроенные отношения с однокашниками, все принятые Макс решения не имеют значения.

В конце девушка оказывается перед выбором из двух вариантов, каждый из которых стирает всё достигнутое ею. И обе концовки возмутительно коротки и пусты. Месье Морис считает, что одинаковый для всех финал — это хорошо. Я же убежден, что для игры с таким упором на личный выбор и его последствия это неприемлемо и что мы совершенно не нуждались в еще одном Mass Effect 3. Но получили именно его.

* * *

Занятно и то, что как детективная, так и паранормальная сюжетные ветки очень линейны с точки зрения геймплея. Это, с одной стороны, закономерно (у тайны исчезновения местной Лоры Палмер есть только одна разгадка, а надвигающееся торнадо не оставляет большого простора для импровизации), с другой — это слишком уж приближает игру к кино.

Тем не менее, когда Life is Strange отпускает героиню на волю, позволяет обследовать и прокомментировать каждую деталь окружения, поговорить с другими персонажами и принять решение, она кажется новым эталоном для всего жанра интерактивной драмы, стандартом, на который стоит ориентироваться всем последующим играм, развивающимся в этом направлении.

Если бы только она вся была такой.

Порадовало
Огорчило
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 13
  • потрясающая работа художников, режиссеров и звукорежиссеров;
    • невероятное внимание к деталям;
    • теплая и искренняя первая половина игры.
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 14
  • игра пытается быть всем сразу, и это у нее не получается;
    • никчемная детективная линия;
    • слабая и предсказуемая развязка.
Как мы играли

Во что: игра куплена в Steam за полную цену. На чем: PC Сколько: двадцать часов на прохождение всех пяти эпизодов.

«Ачивка» редакции
Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 15
Верный выбор

На протяжении всей игры настаивать на том, что парень-гик для Макс лучше, чем взбалмошная подруга.

Взлеты и падения. Обзор Life is Strange - фото 16

Оценка сайта

8,0

Отлично

Вердикт

Life is Strange с большой вероятностью разочарует вас в финале — но это не повод ее не проходить. Это одна из считанных игр, в которых пристальное внимание уделяется не геройствам, а простым людям, — и ценить ее стоит уже хотя бы за это.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь