Кровавый Рубикон. Превью Total War: Warhammer
Круг замыкается. Несокрушимая серия Total War многим обязана старым стратегиям по вселенной Warhammer и теперь, спустя почти поколение, отдает должное предтечам. Поэтому спор о том, годится ли фэнтезийная вселенная для механики Total War , лишен смысла. Не просто годится, они фактически созданы друг для друга.
Аве Франц!
С боевой частью новой Total War нас уже познакомили. Подземное сражение гномов с зеленокожими показывали не раз, а на недавнем «Игромире» разрешили поиграть всем желающим. При весьма напряженной ситуации на поле боя сценарий вышел несложным и не давался разве что тем, кто попал на стенд Warhammer только ради сувенирной продукции.
При непосредственном знакомстве Total War: Warhammer ощущается не хуже, чем классические выпуски, действие которых происходило до огнестрельной эпохи (в Empire и Napoleon сражения заметно изменились благодаря ружьям). Схожие построения, схожий темп боя — несмотря на медлительность гномов.
► Боевой дух гномов крепок, однако это не повод затевать бои стенка на стенку. Разбить армию врага на части и поочередно разгромить каждую из них — по-прежнему работающая тактика.
Нововведения меняют тактику достаточно сильно, но не настолько, чтобы не пригодился старый опыт. Авиация, представленная вертолетами гномов, может накрыть ковровой бомбардировкой немаленький полк, да и в обычном режиме стрельбы умеет обращать в бегство целые отряды. Однако ее роль скорее вспомогательная — например, напугать до обморока батарею пушек в тылу, пока основные силы грызутся в другом месте.
При этом летунам запретили менять высоту, чтобы не запутать игрока в воздушном бою. Только «пикирующая авиация» вроде виверн может нырнуть к земле, чтобы сцапать парочку вкусных прапорщиков. Даже жаль — возможные перспективы трехмерного сражения над головами пеших солдат захватывают дух.
Появившиеся в новом выпуске герои — существа совсем иного толка, нежели военачальники. Во-первых, они лишены отряда телохранителей. Во-вторых, не гибнут от трагической случайности вроде шальной стрелы. В-третьих, у них есть видимая шкала здоровья, а их умения отличаются большей смелостью и размахом, чем умения традиционных генералов. Например, прямой и массированный урон или аномально мощное развеивание чар.
Пока что герой — это замечательный способ заткнуть дыру в обороне и поддержать трудный участок, благо огромный запас здоровья позволяет. Схожи с героями и единичные отряды вроде великанов, тоже наделенные крепким здоровьем и возможностью крушить врагов целыми толпами.
► Чтобы завалить здоровяка, необязательно тащить ему на прокорм отряд берсерков. Лучники с радостью нашпигуют его стрелами, однако прочие цели им придется на время оставить.
► Огонь во все времена служит первым средством против нечисти. Орки, конечно, не такая уж и нечисть, но пламя их разгоняет не хуже, чем водометы на митинге.
Veni, Vidi, Exterminari
Именно вокруг героев будет вращаться история в Total War: Warhammer. Как заметил Эл Бикхэм, главный менеджер по работе с сообществом, с династиями в Warhammer не слишком ладно, и эта вселенная опирается в первую очередь на личности, а не на кланы. По той же причине Creative Assembly отказалась рассуждать о внутренней политической борьбе, которая в недавней Total War: Rome 2 заиграла новыми красками.
► Битва в подземелье связывает руки: не карта, а ипподром какой-то. Хотя антураж что надо, бывалые толкинисты могут закрыть глаза и представить себе Казад-Дум.
По сей день Creative Assembly держит подробные сведения о стратегическом режиме в секрете. Да, про очевидные дипломатические различия говорилось не раз. Империя под началом Карла Франца должна уметь интриговать и дружить с соседями, а зеленокожим до фонаря что переговоры, что экономика. Налоги? Убивать веселее, чем собирать дань. К тому же вокруг орочьих кланов немедленно сбиваются в кучу сотоварищи, стоит лишь завести военную машину. А гномы связаны Книгой Обид, и «обиды» придется искупать самыми разными методами.
► Артиллерия в силу обстоятельств куда активнее участвует в бою. И ее мобильность, кстати, выше, чем мы привыкли видеть в Total War.
На карту кампании проецируются судьбы героев. На каждую фракцию приходится по два легендарных полководца, чей жизненный путь сравним с судьбой генералов из последних Total War : получение уровней и развитие навыков. Отличаются же они тем, что рано или поздно нелегкая вынудит их слоняться по миру в погоне за особыми заданиями, а в финале каждого ждет некая особенная стычка, персональное Ватерлоо, так сказать. Только в награду им достанутся артефакты, а не краткая запись в учебниках.
* * *
Разработчики из Creative Assembly, похоже, до крайности увлечены боевой частью Total War: Warhammer. Они готовы рассуждать о ней долго и со вкусом. Однако когда речь заходит о стратегическом режиме, их словоохотливость сходит на нет. Понятно, что творение Games Workshop — это в первую очередь кровопролитные сражения, напрягающие ум.
Но и про Total War забывать нельзя. Сможет ли гномий дипломат сфабриковать «обиду» в милитаристских целях? Разрешат ли оркам кочевать, словно гуннам? Начнется ли в Империи гражданская война, если могущество ее властелина окажется запредельно высоким?
Хаос его знает. Но за битвы, кажется, можно быть спокойным.