12 ноября 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Неон и нитро. История стритрейсинга

Неон и нитро. История стритрейсинга - изображение обложка
Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 1

Можно по-разному относиться к автоспорту и автомобилям в целом, но очень многие из нас на определенном этапе жизни теряли волю от всего, что связано с уличными гонками. И не важно, что послужило катализатором — «Форсаж» или серия Need for Speed. Мы подсели — и подсели крепко, пусть и всего на несколько лет.

Потом фильмы на эту тему превратились в боевики, игры отошли от романтики улиц и тюнинга, а мы немного успокоились. Но, к счастью, затишью конец, Electronic Arts снова выпустила Need for Speed со стритрейсингом и тюнингом. Пусть спорную и с огрехами, но все равно про уличные гонки. Про то, каково в этой игре жечь резину об асфальт и модифицировать железных коней, мы уже рассказали в рецензии. А сейчас давайте вспомним, с чего началась культура уличных гонок и к чему она пришла.

Дави на газ

О том, как возник феномен уличных гонок, ходит много слухов. Кто-то утверждает, что все началось еще на Диком Западе, где ковбои соревновались между собой в заездах на четверть мили (расстояние, на котором отдача от скаковой лошади предельная). Версия вполне правдоподобная, но мы оставим ее для другой статьи.

Нас же в первую очередь интересуют гонки на автомобилях. Тут следует начать с 1920-х годов. В Соединенных Штатах как раз вступил в силу так называемый «сухой закон», согласно которому продажа алкогольной продукции становилась незаконной. Ушлых предпринимателей это, впрочем, не останавливало. Но как перевозить алкоголь, не боясь преследования полиции?

Ответ нашелся очень скоро. Нужно было всего-то поколдовать над двигателем да убрать весь лишний груз. Подобным трюкам стражи правопорядка ничего противопоставить не смогли. Правда, в широкие массы такой способ «тюнинга» не пошел и остался уделом энтузиастов. Позже запрет на продажу алкоголя отменят, и нужда в модифицированных автомобилях до поры до времени отпадет.

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 2

► Пока одни соображали, как бы так поскорее уничтожить алкоголь, другие придумывали, как побыстрее его перевозить.

Язык улиц

Однако нелегальные гонки зародились и в отрыве от увлечения тюнингом. Во-первых, ближе к сороковым годам автомобили стали доступны среднему классу, и их количество на дорогах Америки резко увеличилось. Ну а во-вторых, молодежь быстро поняла, что простейший способ добиться уважения сверстников и популярности у девушек — доказать, что ты быстрее всех на дороге. Гонки тогда не имели правил, начинались спонтанно и нередко заканчивались авариями. Цена бунтарства, что поделать!

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 3

► Хот-род — классический пример начальных вариантов тюнинга.

После окончания второй мировой мода на тюнинг вернулась: с войны домой пришли механики и инженеры, прежде занимавшиеся усовершенствованием военных машин. В то же время популярность стал набирать дрэг-рейсинг (гонки на прямом участке в четверть мили).

Этот вид гонок существовал и раньше и был вполне легален. Основные соревнования проходили на дне высохшего озера Мурок в пустыне Мохаве. Условия идеальные — плоская поверхность, далеко от города. Однако так посчитали не только организаторы гонок, но и военные, которые быстро приспособили местность под свою авиабазу. Часть гонщиков перебралась на другие полигоны, часть решила обосноваться в ближайшем городе, Лос-Анджелесе, и уйти в подполье. Так дрэг-рейсинг вышел на улицы. Настоящий бум произошел несколькими годами позже, с выходом фильма «Бунтарь без идеала» (1955) с Джеймсом Дином. Картина стала хитом и показала, что белая футболка — не просто нижнее белье, а вдобавок еще сильнее популяризовала уличные гонки.

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 4

► «Бунтарь без идеала».

Старый Свет

Европейский стритрейсинг развивался примерно по той же схеме, что и американский, с незначительными отличиями. Нелегальные гонки появились в Старом Свете несколько раньше, чем в Америке, и какое-то время не привлекали внимания властей.

Все изменилось в 1903 году, когда из-за многочисленных аварий и жертв отменили гонку Париж-Мадрид, что чуть не убило европейские гонки как явление. Был и длительный период застоя, пришедшийся на годы второй мировой. Экономика стран Европы тогда получила ощутимый удар, в отличие от американской. В общем, было не до гонок.

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 5

► Гонка Париж-Мадрид показала, что к большим скоростям люди еще не готовы.

Токийский дрифт

В Японии ситуация несколько интереснее. Нелегальные гонки пришли в страну в семидесятых годах и получили широкое распространение среди различных субкультур, а также среди уличных банд, например, босодзоку. Изначально члены этой банды ездили исключительно на мотоциклах, но позже перешли на машины и придумали совершенно безумные виды тюнинга. Но это так, мелкая преступность. Были в Стране восходящего солнца и настоящие рыцари дорог, вроде Mid Night Club (о них читайте чуть ниже).

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 6

► Стиль тюнинга у босодзоку по меньшей мере необычный.

Mid Night Club

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 7

► Фирменный стикер Mid Night Club.

Если вы интересуетесь уличными гонками, то про Mid Night Club стоит знать. Эта банда японских гонщиков мало того, что привлекла к себе внимание профильной прессы всего мира, так еще и сумела сохранить почти полную анонимность (до сих пор известны имена лишь пары участников, а их было несколько десятков). По сути, группа считалась преступной (гонки-то нелегальные), но за ними, в отличие от босодзоку, уголовных преступлений не числилось.

Вся история Mid Night Club полна загадок и домыслов, но кое-что все же известно. Чтобы попасть в эту группу, требовалось соблюсти несколько условий. Прежде всего, машина участника должна была развивать скорость 250—300 км/ч. Недаром группе приписывают высказывание: «Дрифт и автокросс — для слабаков. Нас интересует лишь предельная скорость».

Желающий вступить в состав MNC должен был начать как ученик и провести в этом звании целый год, посещая все собрания группы и проходя постоянные проверки. В конечном счете принимали лишь 10% претендентов. Все прошедшие отбор получали стикер, клеившийся на бампер авто. Если же кто-то использовал логотип, не будучи членом банды, его ждали серьезные неприятности, от оскорблений до уничтожения автомобиля.

Но в итоге, как и всем легендам, Mid Night Club пришел конец. Принципом группы было «Безопасность простых водителей и пешеходов — прежде всего». Трагедия произошла в 1999 году, когда несколько участников MNC решили посоревноваться с парнями из босодзоку. Машины влетели прямо в плотный поток трафика на шоссе, вызвав грандиозную аварию, в которой погибли два члена босодзоку, а восемь простых водителей получили серьезные травмы. После этого Mid Night Club объявили о роспуске группы.

Но не тюнингом единым. Популярные в Европе и Америке дрэг- и спринтерские заезды в Японии уступили место совершенно новым видам гонок: дрифту и тогэ. С дрифтом все относительно понятно: упор делается не только на скорость прохождения трассы, но и на зрелищные вхождения в поворот торможением.

Но что же такое «тогэ»? Само слово означает «перевал» и используется для обозначения дороги в горах. По таким дорогам часто ездят грузовики, поэтому перед проектировщиками стояла задача до предела уменьшить наклон, и для этого они использовали множество S-образных изгибов. Так вот, «тогэ» — вид гонок именно по этим узким извилистым дорогам. Высокие скорости, крутые повороты — ну разве тут что-то может пойти не так? Оба вида гонок — и дрифт, и тогэ — можно видеть в фильме «Тройной форсаж: Токийский дрифт».

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 8

► Кэйити Цутия, или, как его чаще называют, «Король дрифта». Помните рыбака из «Токийского дрифта», ругавшего технику главного героя?

Что дальше?

Ну а дальше произошли две очень важные вещи: в 2001 году на экраны вышел фильм «Форсаж», а два года спустя свет увидела Need for Speed: Underground. После этого о стритрейсинге узнал и заговорил весь мир, пусть даже у общественности сложился романтизированный образ подпольного сообщества гонщиков. Вспомните, наверняка ведь после игры в Underground вы хоть ненадолго, но захотели стать стритрейсером?

Так вот, вы были не одиноки. В начале двухтысячных в мире произошел настоящий бум увлечения уличными гонками. Многие брали свои машины, тюнинговали их как умели и отправлялись на поиски приключений. Порой такие эскапады заканчивались авариями и жертвами.

Все это привело к ужесточению наказания за нелегальные гонки в некоторых странах. В Китае, например, за подобную выходку (даже без жертв и происшествий) можно получить приличный тюремный срок. Словом, реальность, к счастью, быстро доказала, что тюнингованная тачка и отсутствие чувства самосохранения — не единственное, чем нужно обладать, чтобы преуспеть в уличных гонках.

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 9

► Всплеском популярности стритрейсинг во многом обязан именно фильмам серии «Форсаж».

* * *

Последние лет десять прошли для стритрейсинга тихо и в общем-то не очень интересно. Новых легенд, известных на весь мир, вроде Mid Night Club, пока не появилось, прославленных подпольных соревнований тоже не было. Может быть, золотой век этой субкультуры уже позади? Время покажет.

Ну а пока можно переключиться на новую Need for Speed. В вас ведь еще не угасла жажда скорости?

Легенды улиц

В игре вам встретятся пять «икон» — знаменитых деятелей стритрейсинга и тюнинга.

Магнус Уокер

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 10

Бородатый англичанин Магнус Уокер (в русском переводе — Уолкер) выступает в категории «Скорость». По виду, может, и не скажешь, но он один из известнейших в мире коллекционеров и реставраторов Porsche 911. Влюбился в эту марку он еще в десять лет, когда отец привез его на автомобильную выставку, где мальчик увидел белый Martini Turbo. Это и определило его увлечение на всю оставшуюся жизнь. Коллекционировать и реставрировать автомобили Уокер начал около пятнадцати лет назад, до этого попытав силы на поприще гонщика.

Кен Блок

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 11

Следующим в списке идет Кен Блок — категория «Стиль». Если интересуетесь экстремальным спортом, то наверняка слышали о нем. Блок не только многократный победитель гоночных чемпионатов вроде 100 Acre Wood, WRC и X Games, он успел позаниматься скейтбордингом, сноубордингом и мотокроссом. В Need for Speed американский гонщик не впервые появляется в видеоиграх, он засветился в Colin McRae: DiRT 2, DiRT 3 и DiRT Showdown. Блок — основатель компании DC Shoes.

Акира Накаи

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 12

Категория «Тюнинг». Тут и объяснять ничего не надо, просто взгляните на фото. Стиль тюнинга Накаи-сан узнается без труда и давно известен во всем мире, равно как и его фирма RWB. Хотите такую же тачку? Что ж, в новом Need for Speed у вас появится возможность ее собрать. Ну, или можете заказать напрямую у маэстро. Всего-то нужно купить Porsche да найти двадцать тысяч долларов на стандартный тюнинг-комплект.

Ричард Фишер

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 13

Ричард Фишер, он же Фиш (на фото в центре), и его группа Risky Devils выступают в категории «Команда». Хоть дрифт и японское изобретение, но мастера находятся и за океаном, в нашем случае в Чикаго. Поверьте, эти ребята могут преподать вам пару уроков. Главное — не пытайтесь повторить это на настоящих дорогах, пожалуйста.

Синъити Морохоси

Неон и нитро. История стритрейсинга - фото 14

Икона «Правонарушений» Синъити Морохоси (в игре — Шиничи Морохоши) определенно умеет привлечь к себе внимание. Взгляните на его лиловый Lamborghini Diablo, сияющий неоном и обвешанный бриллиантами. В молодости Морохоси-сан гонял вместе с босодзоку, но потом решил, что пора что-то менять. В результате он приобрел несколько «ламбо», связи с якудза (коих наш герой и не скрывает) и репутацию токийского нарушителя спокойствия. Эффектно!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь