Через колючую проволоку к звездам. История успехов DICE
Забавно замкнулся круг в случае с DICE. Студия стояла у истоков серии Battlefield, ни разу ее из рук не выпускала, а теперь этими же руками делает клон собственной игры. Ну как клон — я однажды объяснял, почему Star Wars Battlefront при внешнем сходстве с оригиналом непохож на него внутренне. Однако ирония судьбы от этого не теряется. Тем паче что в истории DICE выкрутасов фортуны хватало и без «Звездных войн».
Темная шведская ночь
Студия Digital Illusions была основана в 1992 году. А magnum opus ее, Battlefield, вышел аж в 2002-м. Долго, очень долго компания пробиралась к большим бюджетам и всемирному признанию.
Начиналось все в эпоху, когда цифровым миром правили демосцены и их разработчики. Они соревновались как в создании убедительных трехмерных построений, так и в экономии средств. Это были уже не те времена, когда Билл Гейтс пошутил про «640 килобайт хватит всем» (правда, он еще не знал, что это шутка), но 3D все еще был скорее роскошью, чем необходимостью.
Так получилось, что квартет основателей DICE вышел как раз из этой среды. Ульф Мандорф, Олоф Густафсон, Фредрик Лилигрен и Андреас Аксельсон жили и работали в глухой шведской провинции. Именно в 1992 году им надоело возиться с демосценами, а развивающийся рынок компьютерных игр манил перспективами.
Какое чутье! Какая прозорливость!
Однако начала Digital Illusions Creative Entertainment с пинбола, симуляторами которого рынок еще не был перенасыщен. Pinball Dreams — так называлась первая игра DICE — принесла своим хозяевам немалый куш и убедила продолжать игровую карьеру.
И они, словно трудолюбивые бородатые гномы, ковали свой успех в течение долгих лет. Знаете, чем они занимались? Мотогонками, автоаркадами по лицензии, развивали тему с пинболом, пока она не выдохлась. К 2001 году они даже выпустили в свет игру по мультфильму «Шрек». Подумать только, ведь когда-то «Шрек» был всего один.
А DICE и не думала сворачивать с проторенной дорожки. Знайте, путешественники во времени: если вы пожелаете стереть всю серию Battlefield из нашей реальности — вот самый подходящий момент.
Маленькие солдаты большой войны
Момент, когда DICE обратила внимание на Refraction Games. Еще одна шведская студия — на сей раз не из глуши, а из Стокгольма. Ее не возбуждали ни пинболы, ни автоаркады, ни зеленые анимированные огры. Их влекла концепция альтернативной истории — и масштабный мультиплеер.
► Движок Codename Eagle, именуемый Refractor, служил фундаментом для будущих Battlefield до 2006 года, а потом лег в основу условно-бесплатных выпусков.
Так родилась Codename Eagle, и летописцы считают это точкой отсчета для серии Battlefield. Однако ей не выпало и тени успеха своей преемницы. Codename Eagle была довольно кривой и бюджетной игрой, в которой, однако, оказались удачные масштабные сетевые побоища и появилась масса военной техники.
А ее движок Refractor лежал в основе будущих Battlefield до 2006 года, если не принимать в расчет условно-бесплатные версии. После не самого резкого старта (двадцать тысяч копий) Refraction Games запланировала новую игру в том же духе.
Вот момент. Вот он.
DICE с потрохами купила Refraction, и сотрудники вместе взялись за разработку Battlefield 1942. До сей поры ничего столь амбициозного DICE себе не позволяла, но результат того стоил. С тех пор история DICE равняется истории Battlefield. Лишь в последние годы ситуация изменилась, и не понятно, надолго ли.
Battlefield 1942 выглядела совсем не так, как ожидали любители тогдашних боевиков: она не заигрывала с постановкой, была лишена реактивной аркадности. Одиночный режим? Зачем, когда на сервере помещаются 64 человека? Масштаб удивил многих, что уж говорить о боевом транспорте, классовом разделении (в этом плане, однако, Team Fortress Classic оказалась впереди) и новом режиме (по сути, война за контрольные точки, но с очками подкреплений). Ну и вторая мировая война еще не была столь заезженным историческим периодом.
Хотя до того, как она окончательно утомит игроков, оставалось еще несколько лет, DICE не поленилась в следующей части сменить декорации. Battlefield: Vietnam избрала болезненную для американцев тему — долгую и мучительную войну во Вьетнаме. Как вы помните, для США та завершилась довольно печально. Не настолько печально, как война в Афганистане для СССР, но все же.
Battlefield: Vietnam помимо уже достигнутых высот покорила еще одну — атмосферную. В ней DICE не только добавила ожидаемые жанровые нововведения вроде стрельбы из транспорта и карт со сценариями, но и сумела передать тот самый аромат напалма поутру. Он повсюду: в непролазных джунглях, имеющихся почти на каждой карте, в психоделической музыке эпохи хиппи, в воплях из репродукторов, в лицах однополчан. Ужас. Ужас! Вообще, Battlefield: Vietnam принято хвалить за геймплейные достижения, но истинный прорыв случился именно в области стилистики.
Однако влажные леса Индокитая ненадолго задержали DICE. Не выпустив ни одного дополнения, разработчики перевезли серию в ближнее будущее. В 2005-м, на два года раньше Call of Duty: Modern Warfare , вышла Battlefield 2 , предвосхитившая повальное увлечение современной войной. В очередном конфликте схлестнулись США, ЕС, Китай, Россия и Ближневосточная коалиция (в реальности такой союз арабских государств собрать ой как нелегко).
Стандарты же не изменились. Огромные карты, туча игроков, море техники, которую быстро расхватывают и разбивают о ближайшую гору. Правда, Battlefield 2 пробовала и удивить — например, режимом командира, отдающего приказы объединенным в отряды остальным игрокам. Для командующего сессия превращается в примитивную стратегию.
Кроме того, Battlefield 2 ввела полноценную мета-игру: профиль игрока зарабатывал опыт за пределами поля боя. Эта идея потом широко разошлась. Но, что куда важнее, Battlefield впервые ступила на консольную почву. Потеряв, однако, ценное качество — масштаб: в версиях для Xbox, Xbox 360 и PS2 на сервере помещались, увы, лишь 24 человека.
А меж тем DICE настолько хорошо себя зарекомендовала, что на нее обратила внимание большая корпорация.
Проданная независимость
Electronic Arts и раньше владела небольшим пакетом акций DICE (всего 19%) и в ноябре 2004 года твердо решила купить ее. Совет директоров DICE одобрил сделку, однако партнеры столкнулись с проблемой. Две группы акционеров DICE (держатели 12% и 16% акций, что лишало издателя нужных 90%) отказались принимать условия EA.
И отказались по делу: договор игнорировал грядущую прибыль от новой Battlefield 2 , которая в первый же год разошлась тиражом более чем в два миллиона копий. Только к осени 2006 года EA наконец добыла нужный пакет акций и купила DICE за 23,9 миллиона долларов. В то время EA заработала репутацию губителей малых студий благодаря нескольким купленным и впоследствии закрытым компаниям. DICE в их число не попала.
Более того, ее следующая игра, Battlefield 2142 , стала одной из самых необычных в серии, поскольку переносила действие в будущее. DICE сбросила оковы реализма и оторвалась на всю катушку. Особенно ярко это проявилось в режиме «Титан», где игроки сражались за контроль над исполинской передвижной базой. Крепость отстреливалась сама по себе, а бой состоял из двух фаз. В первой следовало завладеть ракетными установками, обеспечив контроль над воздухом. Во второй игроки бились уже на борту «Титана».
А в 2008-м DICE отвлеклась от онлайновых побоищ и выпустила сугубо одиночную Mirror’s Edge про паркур и лихие рукопашные схватки на бегу. Новаторство шведских разработчиков осталось непревзойденным — единственную подобную игру сейчас создают они же, и это Mirror’s Edge 2 , которую мы увидим в следующем году. Первая часть, правда, хоть и удостоилась похвал, продалась не очень хорошо, поэтому ждать нового выпуска пришлось долго.
Примерно в это время DICE позволила себе воспользоваться заработанной репутацией и перевыпустить Battlefield 1942 , но с номером 1943 — чтобы не путались. Это была ревизия первой игры серии на движке Frostbite — компактная, в три карты, всего за 15 долларов и достаточно успешная, чтобы в первый же день обрушить сервера. Жаль, что только консольные, — на PC Battlefield 1943 так и не появилась.
Сражение в гостях
Тем временем DICE решила покорить не только любителей сетевых баталий, но и тех, кому важная одиночная кампания. Так родилась линейка Bad Company. В ее основу легла остроумная и легкомысленная история четырех бойцов спецназа, выполняющих операции по всему свету.
Здесь и пришлась ко двору давно обещанная разрушаемость — благодаря новому движку Frostbite, на котором поедут и следующие части серии. Тогда, в 2008 году, она радовала и умиляла, особенно после не самого удачного «развала сараев» в прошлогодней Crysis.
Bad Company 2 спустя пару лет закрепила успех, продавшись к 2011 году тиражом в девять миллионов копий, однако DICE и ее новые хозяева вновь решили не засиживаться на одной теме. Уже в дополнении к Bad Company 2 они ненадолго вернулись к вьетнамским перипетиям — и снова удачно.
В то же время Battlefield потихоньку осваивала условно-бесплатный рынок. Первой ласточкой стал Battlefield Heroes , задорный боевичок с мультяшной графикой, вдохновленной недавним успехом Team Fortress 2. Правда, добиться тех же высот Heroes не удалось, убытки вынудили EA ввести дисбалансные товары в игровом магазине, что не прибавило энтузиазма аудитории.
Особенно же «радовала» арендой оружия Battlefield Play4Free , «бесплатная» версия, обходившаяся по факту значительно дороже какой-нибудь Bad Company. Судьба обеих игр одинакова: ЕА закрыла их буквально в этом году. Жива лишь Battlefield Online для азиатского рынка — очевидно, в силу региональных особенностей.
В 2010 году DICE отвлеклась на другую именитую серию шутеров, Medal of Honor , для которой создавала сетевые режимы, в то время как одиночным занималась Danger Close Games. Medal of Honor не сорвала овации, а ее продолжение — Warfighter — утратило и те немногие достоинства, что были у оригинала. Впрочем, DICE уже не участвовала в разработке Warfighter, так что ее вины в этом нет.
Эти неудачи не остановили компанию. В 2011 году она ворвалась в высшую лигу, выпустив Battlefield 3 , чтобы сразиться с Call of Duty на равных и на ее же поле: в условиях современной высокотехнологичной войны. Новинка имела феноменальный успех, хотя революционного в ней было не так уж много — просто ее вылизали до блеска, а мультиплеер оставался по-прежнему масштабным.
Battlefield 4 — продолжение этой эпической дуэли, однако не на условиях Call of Duty : DICE не решилась выпускать по новой части своей флагманской серии каждый год. Зато внедрила в нее систему динамических Levolution — не настолько уж свободную, как обещали, но все равно внушительную. Суть ее — в особых объектах на карте, которые могут разрушать игроки. Никакой бутафории: здесь ломаются плотины, заводские трубы, роскошные отели. Несколько удачных танковых выстрелов, и получается зрелищная катастрофа, да еще с последствиями для рельефа карты. Падающие небоскребы подкупают многих.
На сегодняшний день эпопея Battlefield завершается неожиданным финтом: из наслаждающегося собственным гигантизмом боевика она превратилась в компактную историю о плохих копах, хороших копах и жадных до чужой выручки бандитах. Правила, однако же, не меняются — карты по-прежнему больше, чем у коллег по жанру, и техники много, пусть это и автозаки и полицейские машины вместо привычных джипов и танков.
* * *
Ближайшее будущее DICE совсем не связано с серией, принесшей ей деньги и славу. В этом месяце студия выпускает новую Star Wars Battlefront , переиначивающую идеи Battlefield на свой лад. Конечно, в целях экономии многое пришлось отбросить — например, режим захвата галактики, космические сражения, целый исторический период вместе с его героями, бойцами и картами.
К счастью, сама по себе новая часть Battlefront не уступает ни предшественницам, ни источнику вдохновения. А в следующем году мы увидим реинкарнацию Mirror’s Edge — пожалуй, самой необычной игры DICE.