17 ноября 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

За что мы любили Overlord

За что мы любили Overlord - изображение обложка
За что мы любили Overlord - фото 1

Overlord: Fellowship of Evil заранее вызывала опасения отступлением от привычной и полюбившейся многим формулы Overlord. Ну и получилось в итоге то, что получилось: бестолковая попытка подражать Diablo , неудивительно, что игра вызвала у поклонников бурю праведного гнева. С момента последнего пришествия Владыки минуло целых шесть лет, а тут — такое.

Но какой бы ни оказалась Fellowship of Evil , она никак не повлияет на красочные воспоминания, которые серия оставила у множества игроков, включая нас. Вместо того чтобы тратить ваше время на обзор провальной игры, давайте лучше вспомним, за что мы любили настоящую Overlord.

За геймплей

Самая тривиальная, но вместе с тем и одна из самых важных причин любить серию — творческий подход к собственно игре. Надев доспехи карикатурного Темного Властелина, вы получали в свое распоряжение не только могучую (и очень-очень темную!) магию, но и выводок разноцветных прихвостней-гоблинов, готовых убивать и умирать по щелчку пальцев.

За этой идеей кроется изящная тактика: у каждого вида гоблинов свой набор достоинств и недостатков, и их нужно учитывать, использовать и комбинировать в бою. Настоящий злодей — это вам не кровожадный берсерк, а опытный и умелый полководец, и ваша задача — заставить маленьких мерзавцев работать слаженно, как зловещие швейцарские часы. Только так вы сможете расправляться с врагами без существенных потерь и решать головоломки, которые Overlord то и дело подкидывает Властелину.

За что мы любили Overlord - фото 2

► Накапливая разноцветные «души», вы сами решаете, сколько призвать гоблинов определенного цвета (в пределах ваших магических возможностей). Управлять ими можно либо отдавая им приказы, либо напрямую — зажав нужную кнопку и двигая курсор.

Упор на гоблинов превращает игру в эдакий « Warcraft 3 с прямым управлением». Или приключенческую Sacrifice. Или Pikmin про воплощенное зло. Формально мы играем Властелином: размахиваем чем-нибудь тяжелым и насылаем зловещие чары. Издали может показаться, что на экране очередная Fable. Но на деле участвовать в бою почти не приходится, основную работу за нас выполняет орда гоблинов, стоит лишь отдать им приказы. Гоблины — основа нашей боевой мощи, без них ни один Повелитель далеко не уйдет.

В случае с Overlord самое сложное — точно описать жанр. Серия осторожно балансирует между разными механиками, черпая понемногу от ролевого экшена, тактического боевика и еще много от чего. Так, в Overlord 2 появились эпизоды с обстрелом римских легионеров из катапульт и баллист, путешествия на корабле и даже натуральная стелс-составляющая: если овладеть сознанием гоблина, можно прихватить с собой горстку дружков и проникнуть на охраняемую территорию, переодевшись во вражью форму. Даже без скрытных убийств не обошлось.

За что мы любили Overlord - фото 3

► В перерывах между попытками завоевать мир мы могли погулять по своей Темной Башне, любуясь обстановкой, делая ремонт, улучшая экипировку, навещая своих «владычиц». До полноценных заигрываний с Dungeon Keeper и менеджментом башни не дошло, но вся надежда на возможную третью часть.

Что осталось в Fellowship of Evil? Клик. Клик. Клик. Клик.

За юмор

Имя Рианны Пратчетт ныне — далеко не лучшая рекомендация: дочка сэра Терри причастна к сомнительной истории Mirror’s Edge , а заодно и перезапущенных Tomb Raider и Thief. Однако в 2008 году сюжет первой Overlord принес ей премию Британской гильдии сценаристов (тогда же мисс Пратчетт была номинирована за работу над Heavenly Sword). И не без причины!

За что мы любили Overlord - фото 4

► Во второй части сложность головоломок и потребность в тактических изысках ослабли, зато появились разнообразные и яркие ситуации. В без пяти минут гениальном «рождественском» прологе мы играем маленьким Владыкой и заставляем гоблинов дубасить детей и громить их снежные замки. Гринч был бы счастлив!

История Overlord переворачивает толкиновские клише с ног на голову и вытряхивает из их карманов весь пафос. Нам рисуют нарочито шаблонное фэнтези, в котором семь отважных героев некогда объединились, чтобы уничтожить Темного Властелина и положить конец его тирании.

Но стоило им сделать дело и разойтись по домам, как победители, почив на лаврах, начали морально разлагаться. Герой хоббитов предался пьянству и обжорству, вместе со своей шпаной принялся отнимать у крестьян последние запасы, и оголтелый гедонизм превратил его в такого колобка, что пни — покатится. Грустный эльф уснул и стал апатичным деревом, похотливый паладин завел интрижку с суккубом, а гном с говорящим именем Гольдо Гольдерсон в страхе за свои несметные сокровища превратил гномью империю в полицейское государство. Словом, «прогнило что-то в Датском королевстве».

За что мы любили Overlord - фото 5

► Вторая часть высмеивала уже Римскую империю и больше напоминала « Астерикса и Обеликса », чем творчество Толкина.

Тогда-то и настала пора выжившим гоблинам выбрать себе нового Владыку, который облагородит погрязший в пороках мир своим темным величием.

Такая постановка вопроса сделала местного «Саурона» из абсолютного зла антигероем, а настоящие злодейства отдали на откуп игроку: при желании Overlord можно пройти, оставшись скромным «темным мессией», то есть не убивать невинных, не разорять деревни, не приносить жертвы, не изменять своей избраннице, не истреблять целые расы… Но устоять перед соблазном способны единицы!

За что мы любили Overlord - фото 6

► Властелин — титул преходящий, от игры к игре мы управляем разными персонажами. На деле же всем рулит «серый кардинал» Гнарл, старый и мудрый гоблин, для которого сам Владыка — такая же пешка, как и любой рядовой прихвостень. От лица Гнарла нам историю и подают.

Но идея ничего не стоит без достойного воплощения, и именно здесь раскрылся талант дочки Терри Пратчетта. Игры серии пропитаны легким, но почти всегда черным юмором. Карикатурные герои и злодеи, сама концепция мира, сюжетные ходы и каждая вторая строчка диалога заставляют по меньшей мере улыбнуться. Злобно так, с ехидным прищуром. Именно этого и ждешь от остроумной сатирической игры, где быть злым — не значит быть плохим. И наоборот.

Более того, до сих пор от игры к игре сюжет Overlord безупречно ложился на игровой процесс. История у серии незамысловатая, но она не замыкается в кат-сценах, не противоречит нашим действиям и себе самой, а главное — не забывает поддерживать какую-никакую интригу до самой развязки. Overlord, вероятно, лучшая работа мисс Рианны.

А в Fellowship of Evil только шутки на что-то и годятся.

За что мы любили Overlord - фото 7

► В Overlord 2 сменились и декорации, и акценты: появилось куда больше злободневных и остросоциальных шуток. На скриншоте вы видите не столько эльфа, сколько хиппи-активиста и радикального защитника окружающей среды.

За миньонов (нет, не тех)

За что мы любили Overlord - фото 8

Бурые — самые крепкие, самые грозные воины в ближнем бою. Красные — хилые, но дьявольски опасны на дальней дистанции: кидают огненные шары с таким мальчишеским задором, будто это снежки какие. Зеленые — мастера скрытности и тихих убийств, да еще и воняют жутко. Стоит им наброситься на врага со спины, и уже никакой Гэндальф не остановит. Ну а синие самые слабые по всем статьям. Еще бы, ведь они санитары, и задача их — спасать павших товарищей.

Безусловно, прихвостни — мощный тактический инструмент. Но не это главное. От них исходит львиная доля обаяния Overlord, они — главный источник юмора и самые незабываемые помощники героя в играх. Явно навеянные « Гремлинами », они умудряются умилять, даже когда громят села, насмерть избивают крестьян, радостно гибнут на жертвенном алтаре, жгут дома вместе с жителями и разворовывают все, что не приколочено.

За что мы любили Overlord - фото 9

► В отличие от кроликов из Rayman Raving Rabbids , прихвостни из Overlord не тянут на себе всю игру, а украшают самодостаточную игровую механику. Продолжение даже позволило их развивать и воскрешать павших.

За что мы любили Overlord - фото 10
За что мы любили Overlord - фото 11

► В оригинале прихвостни могли шутки ради оседлать овцу, но во второй части появились полноценные ездовые звери, дающие новые тактические возможности. Бурым достались волки, зеленым — огромные пауки, красным — яростные саламандры, а синих… обделили. Но и без ездовых акул игра вышла на редкость разнообразной.

Прихвостни так и лоснятся от внимания и заботы. После набега они обязательно прихватят что-нибудь полезное. Разорили деревню? Мелкота нацепит тыквы вместо шлемов и вооружится подручными приборами. Побили отряд врагов? Помощнички радостно обдерут с трупов последние сапоги, чтобы стать еще более грозными — и комичными — служителями Зла! Плывете на лодке? Приложите прихвостня-барабанщика головой о барабан, и остальные начнут грести быстрее. Подпустили мелких засранцев к выпивке? Наслаждайтесь зрелищем!

За что мы любили Overlord - фото 12

► Overlord никогда не поражал реалистичной графикой, но симпатичный сказочный стиль и злобные морды ваших приспешников производят хорошее впечатление.

А в Fellowship of Evil вы просто вываливаете на врага своих несчастных бойцов и смотрите на реакцию.

* * *

Fellowship of Evil — не первое ответвление от Overlord : одновременно с выходом второй части на Wii появилась Overlord: Dark Legend , а на DS — Overlord: Minions. Посредственные игры, но далеко не настолько беспомощные, как новая попытка Codemasters сыграть на бренде.

Тем временем создатели первых Overlord, студия Triumph, решили вернуться к корням. Сравнительно недавно они выпустили отличную Age of Wonders 3 и дополнение к ней. Значит ли это, что с Overlord они завязали? Не исключено. Но точно так же не исключено, что Владыка рано или поздно вернется. Зло всегда найдет лазейку.

А что до Fellowship of Evil… не играйте в нее. Просто представьте, будто ее никогда не было, и забудьте насовсем.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь