Роль образования в геймдеве
В России получить образование в сфере игростроения не то что затруднительно — вообще почти нереально. Но из этого материала вы сможете узнать, считают ли представители индустрии это проблемой, что они думают о высшем образовании и как восполняют недостаток возможностей для специализированного обучения.
Каждый выпускник вуза имеет определенный набор знаний и, надо полагать, навыков, которые в идеальном мире он внес бы в резюме, чтобы найти работу по специальности. На деле строгое соответствие профессии в дипломе и в жизни наблюдается лишь в узком наборе специализаций. И дело не только в том, что за время обучения интересы могут измениться, или, скажем, в том, что решение за подростка приняли родители.
В последнее время наметилась тенденция к более осознанному выбору профессии, родители учитывают интересы своих детей, стараются помочь им выбрать подходящие учебные заведения. Однако по-прежнему актуальна проблема, которую мы ясно видим на примере геймдева: многомиллиардная индустрия есть, а системы подготовки кадров для нее нет.
Тем не менее индустрия живет, растет и развивается, в ней работает все больше людей. Дарья Бурашникова из Spice Recruitment поговорила с некоторыми из них о том, что они могли бы получить, если б игрострою учили в вузах, и о том, что получили вместо этого.
Участники разговора
Вячеслав Бушуев , ведущий дизайнер Allods Team (Mail.Ru) на Skyforge, преподаватель по дизайну уровней на факультете игровой графики в Scream School.
Артем Рынковой , технический арт-директор Appsministry, совладелец AVGames, преподаватель факультета геймдизайна в Scream School.
Лина Карпова , художник в отделе маркетинга игр Mail.Ru Games, преподаватель факультета концепт-арта в Scream School.
Максим Пестун , старший программист Mail.Ru, подразделение Allods Team, преподаватель факультета игровой графики и факультета геймдизайна в Scream School.
Виктория Шамыкина , фрилансер, преподаватель факультета игровой графики в Scream School.
Григорий Лебидько , художник по персонажам Allods Team (Mail.Ru), преподаватель факультета концепт-арта в Scream School.
Татьяна Станкевич , HR-менеджер в СООО «Гейм Стрим», минском центре разработки Wargaming.
Кирилл Перекрест , геймдизайнер в СООО «Гейм Стрим», минском центре разработки Wargaming.
Иван Словцов , геймдизайнер Ice-Pick Lodge.
Анастасия Богданова , HR-менеджер ZeptoLab.
Александр Подрезов , геймдизайнер ZeptoLab.
Специальность не важна
Среди наших респондентов в подавляющем большинстве оказались люди технических специальностей: инженеры, математики, программисты, архитектор (и, неожиданно, управленец в топливно-энергетическом бизнесе и социолог).
Несмотря на свои масштабы, игровая индустрия, к счастью, остается индустрией энтузиастов, влюбленных в свое дело людей. Поэтому при трудоустройстве специальность, указанная в дипломе, играет наименьшую роль как в небольших студиях, так и в крупных корпорациях.
Иван Словцов
Студия представляет собой команду, сформированную вокруг идей и целей, а не профильного образования. Ни один человек не попал в нее на основании диплома или сертификата о дополнительном образовании.
Всегда учит не учебное заведение, а человек. Важно найти Учителя. А самое важное образование — то, что учит тебя думать, сопоставлять и анализировать информацию. Не важно, где вы этому научитесь, важно этому научиться.
Татьяна Станкевич
В нашей команде работают ребята с разными дипломами, профиль которых зачастую не совпадает с их нынешней профессией. Например, у нас есть эксперт по текстурам — биолог. В отделе дизайна уровней есть дипломированный инженер-аэрогидродинамик, педагог-программист, руководитель изостудии. А в дипломах некоторых 3D-художников можно увидеть такие специальности, как востоковедение, народное творчество, зоология, биохимия.
Анастасия Богданова
Точных цифр не скажу, но по специальности у нас работает около половины сотрудников. В основном это разработчики и художники.
Вряд ли кого-то сейчас можно удивить несоответствием профессии в дипломе и позицией в компании — такое случается сплошь и рядом. Эпатирующих случаев вроде повара-программиста или химика-художника привести в пример не смогу. А вот графический дизайнер с дипломом в сфере туризма или руководитель проектов с филологическим образованием — пожалуйста.
Самая разношерстная команда у нас собралась среди геймдизайнеров: системный программист, преподаватель философии, филолог, звукорежиссер и кандидат экономических наук.
Из кого вырастают геймдизайнеры
Одним из самых интересных вопросов для нас было образование будущих геймдизайнеров — специфической профессии, аналогов которой за пределами игровой индустрии просто нет. Если для программистов и художников существует классическая академическая база, вполне применимая в разработке игр, то человеку, решившему стать геймдизайнером, предстоит сложный выбор: от математики до режиссуры.
Решение должно зависеть от того, какая выбрана специализация: для написания сценария важнее режиссура, для создания игровых механик и экономики — __ построение математических моделей и базовая логика, а для разработки уровней — __ программирование и знание графических редакторов. На практике геймдизайнеру зачастую приходится осваивать все стороны профессии сразу.
Вячеслав Бушуев
Геймдизайнеру полезно знать всё. Необходимость в конкретных знаниях сильно зависит от разрабатываемой игры. Если это стратегия или ролевая игра, нужно знание математики: МГУ и Бауманка подойдут. Но это необязательно, я знаю много хороших геймдизайнеров-гуманитариев.
Почти любую профессию можно освоить за несколько лет. Главное — желание учиться и развиваться, а также внутренний стимул. Благо сейчас такое время, что в интернете можно найти любые сведения по профессии.
Кирилл Перекрест
Если бы я сейчас выбирал вуз для работы в игровой индустрии, то колебался бы между двумя специальностями. Во-первых — программирование. Ценность геймдизайнера сильно возрастает, если он может запрототипировать идею, и чем лучше он знает программирование, тем больше механик сможет реализовать в прототипе. Во-вторых — режиссура. Она дает студенту представление о ритме повествования, о состоянии потока и других процессах, понимать которые для геймдизайнера очень важно.
Куда податься художнику
Художники могут готовиться к будущей профессии еще до поступления в вуз, в художественных школах и с репетиторами; те же знания позволят попасть в профильный университет. Это позволит отработать необходимые навыки в живописи и рисунке под руководством опытного наставника, поможет развить чувство формы, цвета, гармонии. Можно выбрать классическое художественное образование или архитектуру — дисциплину на стыке изобразительного искусства и инженерного дела.
Лина Карпова
МАРХИ, в котором я училась, многое мне дал. Крепкий академический рисунок, начальное знание 3D-пакетов, навыки и желание заниматься самообразованием и изучать новые программы. Все это нужно художнику в игровой индустрии. Если посмотреть на обучение в этом вузе под другим углом, то там учат придумывать и разрабатывать открытые локации и интерьеры.
Если бы я выбирала другой вуз, он тоже был бы художественным, но с б о льшим упором на рисунок и живопись. Например, Строгановка. Но там не изучают 3D-пакеты, например.
Виктория Шамыкина
Высшее художественное (вряд ли окончила бы) было бы кстати, но первым все равно выбрала бы инженерное образование. Вероятно, компромиссом будет архитектура. Мне многое дал инженерный склад ума, но это не значит, что только он необходим и достаточен.
Учитесь учиться
Хотя ни одна специальность в дипломе не может считаться профильной для работы в игровой индустрии, университетское образование станет отличной базой для дополнительных знаний.
Александр Подрезов
Основное образование нужно, но сложно сказать, какое лучше. Знание основ программирования — хорошо, художественный вкус — замечательно, знание английского и умение излагать свои мысли жизненно необходимы для работы. На мой взгляд, главное — получить достойную базу, на которую при помощи самообразования можно наложить все что угодно, ведь никогда не знаешь, над какими проектами придется работать в будущем.
Григорий Лебидько
Хороший вуз (а их мало) дает главный навык — умение учиться. Если при этом желание учиться не пропадет (после «хорошего вуза»), то место значения не имеет, поскольку в нынешнюю эпоху интернета большую часть полезной информации можно почерпнуть из сети (например, через удаленное образование, из обучающих материалов и т.д.). Художникам, желающим работать в геймдеве, наверное, стоит поучиться академическим рисунку и живописи, но стоит ли жертвовать на это шесть лет — вопрос спорный. Залог успеха: хорошая обратная связь от сильного наставника и умение безостановочно пахать.
Нет предела совершенству
Постоянное самообразование в индустрии не только приветствуется, оно необходимо, чтобы удержаться в ней. Улучшение уровня английского, отслеживание и тестирование новинок игрового рынка, изучение новых движков и софта, посещение профильных конференций — это необходимый минимум для качественной работы в быстро меняющемся игрострое. Геймдизайнеры дополнительно изучают психологию, проект-менеджеры получают MBA.
Татьяна Станкевич
Все наши ребята следят за изменениями в геймдеве, сидят на профессиональных форумах, смотрят обучающие видео и сами их создают. Профессионалы прекрасно понимают, что, делясь своими наработками, они вносят вклад в развитие индустрии. Геймдев очень динамичен. Если ты не в погоне за знаниями — ты просто теряешь свою профессиональную «ликвидность». То, что ты узнал вчера, завтра может потерять актуальность, потому что сегодня появилась новая фишка.
Как не ошибиться
Универсальным выбором может стать технический вуз с хорошей репутацией: он позволит ассимилироваться в IT-индустрии, дисциплинирует, даст хорошую математическую базу, полезную не только программистам и геймдизайнерам, но и биздевам, маркетологам и даже художникам.
Максим Пестун
Компьютерные игры — это объединение искусства и технологий. Компьютерные технологии базируются на математике. Поэтому математика является неотъемлемой частью любой компьютерной игры. С точки зрения механики игра представляет собой структурированную абстрактную логическую модель. Ввиду этого, наличие технического образования заметно поможет в геймдизайне.
Артем Рынковой
Легче всего учить тех, у кого есть высшее техническое, склонность к инновациям, желание глубоко копать, усидчивость и терпение. Разработка любых игровых приложений для любых сегментов рынка мало чем отличается от разработки программного обеспечения или технических средств. Она требует широкого кругозора в диаметрально противоположных отраслях, всестороннего подхода к решению задач и немалого терпения.
* * *
Несмотря на отсутствие в системе отечественного образования специальностей для игровой индустрии, оно не теряет своей значимости. Вуз остается тем звеном, что связывает школьное образование с его «детской» моделью и осознанное профессиональное развитие взрослого человека. Неподходящая специальность вряд ли помешает карьере в геймдеве, но вот отсутствие диплома может вызвать дополнительные возражения при трудоустройстве.
Игровая индустрия гостеприимно встречает тех, кто умеет учиться. Начните с работы над этим навыком.