Divinity: Original Sin на консолях — это вообще нормально?
Этой осенью все, кто купил Divinity: Original Sin, получили обновление игры до Enhanced Edition. Попутно расширенное издание вышло на PS4 и Xbox One — рука об руку с Wasteland 2: Director’s Cut.
Начинание это не только рискованное, но и в некотором роде миссионерское: эти две игры сосредоточили в себе все, что было характерно для многих ролевок на ПК пятнадцать-двадцать лет назад. Много текста, вид сверху, пошаговая боевка — народ и на PC-то от этого отвык, а у большинства консольщиков и привыкнуть возможности никогда не было.
В этот раз я проходил Divinity в кооперативе с человеком, который никогда ничего подобного не видел. Уже через пару часов он, выучив особый перк, бегал по городу, разговаривая с быками-прорицателями и петухами-моделями, начал выносить из домов картины и наотрез отказался помогать с сюжетным квестом, пока не украдет говорящую голову из местного цирка. Короче говоря, все прошло гладко.
Цвет волшебства
► Обновленные текстуры в глаза бросаются не сразу, а вот не заметить новые спецэффекты невозможно.
► С производительностью у Enhanced Edition все прекрасно: на консолях она показывает стабильные тридцать кадров. За почти сотню наигранных часов на PS4 тормозила игра всего пару раз.
Судя по реакции поклонников на форумах, наибольший скепсис вызывала адаптация управления под геймпад. Но проблема эта надуманна — ту же Diablo 3 смогли переселить так, чтобы на консолях она игралась не менее удобно, чем на родной платформе.
Вот и у Divinity проблем с геймпадами не возникает. Ничего нового Larian изобретать не стали: положение снова успешно спасают круговые меню. Трудности с навигацией возникают лишь на поздних стадиях игры, когда инвентарь ломится от хлама. Мышкой в его дебрях рыться все-таки сподручнее, но это не так уж сильно мешает, автоматическая сортировка вещей очень к месту.
С навигацией в мире проблем тоже не возникает, бегать и крутить камеру стиками — в целом привычное занятие. Правда, могут возникнуть сложности со сбором добычи: когда в кучу свален десяток ящиков или после врагов на поле боя осталось слишком много трофеев, бывает непросто выбрать нужный. Но и эта проблема легко решается: зажимаете кнопку, вокруг персонажа проявляется широкая аура, и все попавшие в нее вещицы, контейнеры и активные предметы отображаются в отдельном окошке списком, остается лишь выбрать нужные. Очень удобно.
► Разработчики не только переосмыслили управление, но и перерисовали интерфейс, сделав его гораздо аккуратнее, да и вообще приятнее глазу.
► Особенности консолей тоже учли: все кнопочки и шрифты стали гораздо крупнее, что позволяет, не напрягая глаза, читать текст, развалившись на диване перед телевизором.
Здорово получился режим разделенного экрана для игры за одной системой. Все просто: вручаете другу геймпад, и он берет одного из главных героев под свой контроль. Пока вы относительно близко друг к другу, экран для вас общий, разошлись в разные стороны — экран разделился. При этом все элементы интерфейса сделаны так, что, когда один из игроков роется в сумке или, к примеру, убалтывает очередного торговца, все менюшки занимают строго его половину экрана. Почти совершенная реализация «диванного» кооператива.
К оружию! К оружию!
За прошедший с момента релиза год успели озвучить все диалоги в игре. Сколько труда в это было вложено, трудно вообразить — текста в игре хватит на добротный фэнтезийный роман. При этом качество озвучки радует ухо: актеры удачно дополнили образы доверенных им героев, сделав персонажей еще колоритнее. И сам подбор голосов удался — слушая грубый бас Мадоры или зомби Ника с его ярко выраженным британским акцентом, ловишь себя на мысли, что именно так их голоса и звучали у тебя в голове во время прохождения оригинала.
► Подконтрольные игрокам персонажи не привязаны друг к другу — пока один зачищает подземелья, другой может сбывать награбленное в городе.
► И, разумеется, они могут спорить. Иногда игроки принимают в диалогах разные решения, а чье слово окажется сильнее, решают либо параметры, либо мастерство в игре «камень-ножницы-бумага». Но интереснее всего оказываются те перепалки, которые в это время происходят перед телевизором.
В сражениях тоже многое изменилось, даже если не брать в расчет новые заклинания и оружие. Разработчики пересмотрели массу летсплеев и трансляций по исходной игре, подметили все трюки и уловки, которые игроки использовали в бою, и научили противников действовать так, чтобы эффективно противостоять известным хитростям. Все это вылилось в новый «тактический» уровень сложности, где сражения вплоть до самого конца остаются нелегкими.
Появились бомбы, которыми можно заменить стихийную магию, когда позарез нужно воспользоваться уязвимостью противника. Их легко делать самому — система создания предметов не убавила ни в широте возможностей, ни в интуитивности, так что теперь игру можно пройти вообще без мага в команде.
Еще персонажей научили носить по оружию в обеих руках, что очень пригодится ворам и, как ни странно, магам, для которых добавили одноручные жезлы разных стихий. Сочетая их, можно добиваться любопытных эффектов в бою: в одну руку возьмите, к примеру, жезл, наносящий урон водой, в другую — электрический, и радуйтесь возросшей эффективности.
► Тексты тоже серьезно переработали. Где-то ограничились редактурой, где-то переписали диалоги и поменяли местами реплики, а где-то сделали все с нуля. К примеру, серьезно изменилась история Мадоры, одной из возможных спутниц героев.
► Для неопытных игроков разработчики припасли кучу всплывающих подсказок, разжевывающих каждый аспект игры.
И это лишь самые очевидные добавки. Переделано буквально все, от ИИ монстров и наборов их способностей до системы генерации добычи в сундуках, которая теперь гораздо чаще подкидывает интересные вещицы. Даже если игра уже пройдена, повторный забег в Enhanced Edition постоянно будет преподносить сюрпризы, включая новые земли и серьезно переделанную концовку с полноценным эпилогом. Последнее, кстати, — главный повод заново пройти (или доиграть) Divinity, потому что раньше финал оставлял желать лучшего и разочаровывал, пожалуй, больше всего.
* * *
С выходом переиздания Original Sin стала красивее, удобнее, еще богаче на возможности и на порядок дружелюбнее к игроку, а свободу по-прежнему дарит ни с чем не сравнимую. Никто не будет указывать, куда идти, что делать и чем заниматься. Зависнуть, обчищая каждый встречный дом или разыскивая ингредиенты для выпечки пирожков и пиццы, здесь проще простого, и для игроков с PS4 и Xbox One это отличные новости — теперь для этого у них есть не только игры Bethesda.