GTA про Японию. Обзор Yakuza 5
Близкие по духу
Серию Ryu ga Gotoku , известную на Западе как Yakuza , часто называют « Grand Theft Auto про Японию». Хоть она и опиралась в первую очередь на наследие Shenmue , с GTA у нее и правда много общего: обе серии — про бандитскую жизнь, обе показывают реальность такой, какой они ее видят, с энтузиазмом используя сатиру и преувеличения.
Но Yakuza в своих выходках может показаться даже более развязной. Это игра с тысячью лиц, свободно меняющая жанр и настроение на потеху аудитории. В каком еще экшене игрок за десять минут может жестоко поколотить зарвавшихся гопников, отправиться в погоню за клоном Эдди Мерфи, сходить на полноценное свидание, а потом зайти расслабиться в японской бане или массажном салоне?
Увы, серьезные технические недочеты первых частей и их отвратительная рекламная кампания в США и Европе отвратили публику от этого любопытного проекта, поэтому Yakuza 5 — самый масштабный выпуск сериала — издали на Западе лишь через три года после японского релиза. И то с подачи Sony, которую западные игроки буквально завалили слезными посланиями с просьбой что-то сделать. Стоило ли оно того?
Эффект первого впечатления
После беглого знакомства с игрой ответить на этот вопрос непросто, ведь Yakuza — проект нетривиальный, игнорирующий многие модные веяния последних лет. Ждете зрелищного вступления, умело и кратко вводящего новичков в курс дела? Сюжета, что заинтригует с первых секунд? Увы, пятая часть начинается медленно и печально, с длинного и нудного диалога.
Надеетесь на большой открытый мир, гигантскую «песочницу» без невидимых стен? Черта с два, « городами » локации игры называют больше из вежливости — это, скорее, несколько уютных районов, разделенных экранами загрузки. Более того, поначалу буквально вынуждают двигаться по сюжету, игнорируя все увеселительные заведения по пути.
Душа жаждет разрушений, убийств и избиения невинных пешеходов? Придется умерить пыл, ведь здешние герои — люди добрые и распускают руки, лишь когда кому-то угрожает опасность.
Но стоит потерпеть, пережить тягомотное получасовое вступление, и Yakuza 5 преобразится, захватит на десятки часов и не отпустит вплоть до финальных титров. Будут и взрывы, и разрушения, и увлекательный сюжет, и непрекращающийся мордобой с приемами столь жесткими и зрелищными, что со временем потасовки превратятся в бесконечный поиск новых способов покалечить противников. Надо лишь дождаться встречи с первым дураком, который потребует у двухметрового качка денег на завтрак.
► Несмотря на гангстерскую тематику, Yakuza безумно трогательная серия, а взаимоотношения Кадзумы с его приемной дочерью — ее сердце и душа.
► Бои здесь будто из какого-нибудь аниме: ничего общего с реальностью в них нет, герои пинают врагов, словно мячики. ► Ровно в середине сюжетной кампании игра мудро позволяет немного передохнуть от драк в танцевальном симуляторе.
Разборки в маленькой Японии
Драки в Yakuza никогда не отличались глубиной, зато покоряют простотой освоения и качеством исполнения. Каждый взмах ногой, каждый удар пудовыми кулаками ощущается нутром. Словами всей полноты ощущений не передать — тут надо лично нажимать на кнопки и чувствовать вибрацию контроллера после каждого удачного пинка.
Но самый смак — это суперприемы, которые можно активировать после заполнения шкалы HEAT. Ее наполняют каждый успешный выпад и блок, и как только герой в буквальном смысле слова загорится энергией, он получит шанс сделать что-нибудь особо жестокое. Подтереть асфальт чьей-то физиономией, опустить на лежачего мопед… Каждый суперприем зрелищен, полезен и изобретателен ровно настолько, чтобы наблюдать за ним всегда было приятно.
В четвертой части авторы расширили список играбельных персонажей с одного бессменного протагониста Кадзумы Кирю до четырех, а при разработке пятой решили уделить внимание их различиям.
Героев стало пятеро, и играются они по-разному: если в Yakuza 4 все они казались вариациями на тему Кирю ( « быстрый Кадзума » , « медленный, но мощный Кадзума » , « Кадзума, умеющий парировать удары » ), то в Yakuza 5 у каждого свой стиль.
Саэдзима выучил несколько новых приемов, подчеркивающих его силу. Акияма дерется только ногами. Синада, дебютант серии, — боец медленный и своеобразный, тяготеющий к захватам. Особняком стоит Харука: она вообще не дерется. Она начинающая поп-звезда, и вместо гопников к ней пристают соперницы, с которыми надо состязаться в искусстве танца.
► Пятая часть заметно мрачнее двух предыдущих. Даже Кадзума, обычно добрый и спокойный, не стесняется показывать свой гнев.
► Столь любимое поклонниками караоке вернулось. Поют все — и как поют! А вот Синаде медведь на ухо наступил, фальшивит как дышит. ► Гоночные миссии Кадзумы не на шутку увлекают — кому не понравится дрифтить под развеселый саундтрек Daytona USA?
В пятой части к боевой системе прикрутили способ «выпустить пар», свой для каждого героя. Например, у Кадзумы есть почти Devil Trigger, как у Данте из Devil May Cry , во много раз усиливающий мощь его ударов и позволяющий телепортироваться к противникам, а могучий Саэдзима способен схватить врагов за ноги и размахивать ими, точно молотом. Это нововведение особенно к месту в сюжетных потасовках с сотнями слабых, но пакостных бандитов.
Даже прежде бесполезным механикам наконец-то нашлось применение. Часто используя какое-либо оружие, герой учится более эффективно с ним обращаться, что побуждает не обходиться одними кулаками и вносить в драки разнообразие с помощью велосипедов и дубин. А походы в рестораны отныне дают полезные ауры вроде удвоенного запаса здоровья — хороший повод поесть лапши и карри перед визитом к какому-нибудь боссу.
Стычки с гопниками не просто не надоедают, но отменно развлекают. Правда, игра слишком легкая, и на высоком уровне сложности даже боссы (за вычетом пары опциональных) не представляют особой опасности. Виноват тут довольно пассивный ИИ и скудный набор приемов у злодеев: им попросту нечего противопоставить несокрушимым героям.
По большому счету, даже в таком виде Yakuza 5 могла бы рассчитывать на неплохую оценку, ведь сейчас не так много толковых игр про уличные драки. Но, к счастью, мордобой лишь одна из частей головоломки, самая очевидная.
► Хотя многие побочные квесты сводятся к избиению группы мошенников, порой игра подбрасывает сюрпризы вроде мини-игры по размешиванию лапши.
► Разработчики не просто вставили в игру полную версию Virtua Fighter 2, но еще и добавили в нее онлайновый мультиплеер. ► После бани можно поиграть в аэрохоккей с красивой девушкой. Чем больше голов вы забиваете, тем глубже вырез на ее халате.
Симулятор японца
Много лет назад витрины ларьков в подземных переходах усеивали сотни дисков с пиратскими копиями известных хитов. « 10 в 1! » — кричали заголовки, суля потенциальному покупателю экономию и долгие часы веселья. Проходя сюжетную линию Yakuza 5 , сложно отделаться от мысли, что Sega делает легальный эквивалент подобных « антологий ».
В отличие от многих других современных игр, Yakuza 5 не просто не теряет в качестве ближе к концу, но постепенно обретает все новые черты. В какой-то момент успеваешь позабыть, что ты играешь в ту же игру, что запустил несколько часов назад.
Вот бегаешь ты по Фукуоке, расшвыривая мелких гангстеров в случайных стычках, а потом заходишь в караоке-клуб… и происходящее внезапно перетекает в веселую ритмическую игру с отличной музыкой и визуальным сопровождением в духе выступлений с « Евровидения ».
А через улицу здание с вывеской Sega — оказывается, там аркадный зал с обязательным « краном » , так и норовящим уронить нужную мягкую игрушку мимо цели. По наитию подходишь к ближайшему автомату… и на сорок минут зависаешь в полноценной Virtua Fighter 2 , тщетно пытаясь одолеть читерский ИИ прямиком из девяностых.
И все это — лишь малая часть совершенно невероятных размеров игры, на разработку которой, как ни сложно поверить, ушло всего-то два года. Мелочь по нынешним временам.
► Раньше каждый случайный бой на улице сопровождался нудным загрузочным экраном. В Yakuza 5 их почти нет, драки начинаются почти моментально.
► Среди дополнительных забав в Yakuza 5 есть Taiko: Drum Master, бодрая ритмическая игра от Namco. Как и абсолютное большинство контента, из локализации ее не вырезали.
По ходу действия можно водить такси, ставить на место зарвавшихся стритрейсеров, охотиться на диких зверей в горах Хоккайдо, играть в бейсбол, танцевать на сцене — и все это не сырые бесцельные забавы, а полноценные мини-игры с отточенной механикой, озвученными диалогами и приятными сценариями.
Но самая удивительная особенность побочных заданий в том, что их не много и не мало, а ровно столько, сколько надо, чтобы не устать от них на полпути. Могла ли Yakuza 5 обойтись без мрачной истории про одинокого охотника в горах Хоккайдо и его, казалось бы, ничем не мотивированного стремления прикончить одного особо опасного медведя? Запросто. Но не обошлась — и стала только лучше.
Ломтик жизни
Настроение у игры под стать геймплею — своеобразное. В отличие от большинства ежегодных релизов, которые избегают экспериментов, держат себя в узде и упорно хранят единожды избранный тон, Yakuza 5 — это сплошной аттракцион, настрой в котором меняется чуть ли не ежесекундно. Драматичные сюжетные сцены с предательствами и убийствами здесь чередуются с комедийными побочными квестами, в которых Кадзума пытается сообразить, поможет ли беспорядочное колотье по клавиатуре избавить компьютер от вируса с порнографией. И это лишь один из десятка примеров.
Казалось бы, такой хаос просто обязан раздражать — но нет, эффект создается прямо противоположный. Подобно самой жизни, подбрасывающей поводы то для смеха, то для слез, Yakuza вызывает своими фортелями весь спектр эмоций и добивается нужного результата. Тебе и весело, и на героев не плевать, ведь после сценок, демонстрирующих жизнерадостную сторону характера протагонистов, мрачные эпизоды с их участием воспринимаются куда острее и болезненнее.
Сценаристы искусно прописывают персонажей и, в отличие от многих конкурентов, не стесняются использовать побочные задания для раскрытия их образов, наполняя самые тривиальные из поручений жизнью. К тому же благодаря такому подходу ближе к финалу даже не слишком важные для сюжета NPC становятся как родные.
► В некогда скучноватых хостес-клубах отныне можно выбирать темы для разговора, уходить когда вздумается и самому звать девушек на свидание.
► Во время случайных стычек противники теперь могут вызвать по мобильнику подмогу или сбежать, если запахнет жареным. ► Для любителей медитативного времяпрепровождения авторы добавили ловлю рыбы в реках — в дополнение к безумно напряженной морской рыбалке из предыдущих частей.
* * *
Просто посмотрите на скриншоты. Все они — из одной игры. Хотя в Yakuza 5 не обошлось без досадных недочетов, это исключительно могучая игра. Новичкам будет трудновато сориентироваться, и для лучшего понимания происходящего лучше начать с четвертой части — там и героев представляют, и играть немногим менее интересно.
Для остальных же в Yakuza 5 есть все — захватывающие драки, интригующий (если чуть-чуть потерпеть) сюжет, яркие персонажи и десятки способов себя развлечь. Даже жаль, что столь удивительная штука выбралась из Японии лишь три года спустя да еще на далеко не самой актуальной платформе.
Порадовало
Огорчило
- весьма разнообразный геймплей;
- десятки улучшений по сравнению с предыдущими частями;
- запоминающиеся герои с уникальными стилями боя и заданиями;
- зажигательная музыка, которую хочется слушать и в отрыве от игры;
- из англоязычной локализации почти ничего не вырезали.
- нудное введение;
- частота кадров ощутимо проседает в отдельных локациях;
- пассивный AI противников;
- английской версии для PS3 пришлось ждать слишком долго.
Как мы играли
Во что: полную версию игры предоставил издатель за несколько недель до релиза. На чем: PlayStation 3 Сколько: тридцать пять часов.
«Ачивка» редакции
Вестник смерти
Не останавливаться. Танцевать.
Оценка сайта
9,0
Отлично
Вердикт
Пусть сравнения с GTA вас не смущают: все, что Rockstar делает одним способом, в Yakuza делается иначе, и потому симулятор японского гангстера — штука совершенно исключительная. Весьма специфическая, но особенная.
Ну и кроме того, это просто самая большая, увлекательная и удобная часть серии. Из тех, что переводили на английский, конечно.