Тайна третьей планеты. Обзор Xenoblade Chronicles X
Близкие по духу
Ужасная несправедливость — в «Игромании» не было рецензии на Xenoblade Chronicles. Поэтому вам придется поверить мне на слово, когда я скажу, что это лучшая японская ролевка с прошлого поколения консолей и вообще игра со всех сторон замечательная и близкая к идеалу. Если вы в нее еще не поиграли (она есть на Wii и на New 3DS), постарайтесь это исправить.
Дело в том, что Xenoblade Chronicles X , будучи вполне достойной ролевой игрой, от предшественницы отстает почти во всем, и критический тон этой рецензии обусловлен исключительно тем, что разработчики XCX взялись менять то, что менять не нужно было совершенно.
Ксенофилия
Тэцуя Такахаси почти всю жизнь делает игры, названия которых начинаются с приставки «Xeno», но при этом его работы не относятся к одной серии. В 1998 году Square выпустила Xenogears , которую многие до сих пор считают лучшей jRPG с точки зрения сюжета.
Затем Такахаси основал собственную студию Monolith Soft и под эгидой Bandai Namco с 2002 по 2005 годы трудился над трилогией Xenosaga , запомнившейся продолжительными кат-сценами. После того как Bandai Namco продала его студию Nintendo, Monolith Soft взялась за создание новой ролевки, в итоге названной Xenoblade.
При работе над ней Такахаси вознамерился соблюсти баланс между геймплейной и сюжетной составляющими, сделав упор на обширный и исключительный мир игры, — и у него получился настоящий шедевр. Хотя в Xenoblade фокус оказался чуть-чуть смещен с сюжета, ближе к финалу игры ее происхождение давало о себе знать: там игроков ждали и длиннющие сценки, и ставящие все с ног на голову откровения — все как в старые добрые времена.
В Xenoblade Chronicles X , новой ролевке для Wii U, Monolith Soft продолжила развивать один из самых ярких аспектов предыдущего выпуска — большой и красивый открытый мир. Поскольку это была первая HD-работа студии, Тэцуя Такахаси решил сделать упор на геймплей и сэкономить на самом дорогом элементе — на кат-сценах. И XCX стала первой Xeno-игрой, в которой сюжет не просто плох, а почти отсутствует.
► С предшественницей Xenoblade Chronicles X связывает разве что присутствие расы нопонов — круглых, забавных и эгоистичных существ. В доброй половине сюжетных сценок XCX обыгрывается схожесть нопона Тацу с картошкой, и повторение этой несмешной шутки быстро набивает оскомину.
В завязке человечество эвакуируется с Земли, разрушенной войной двух продвинутых инопланетных рас. На корабли-ковчеги люди погрузили целые города. Когда на орбите планеты Мира один из таких ковчегов оказывается подбит злодеями, находящийся в нем Новый Лос-Анджелес успешно приземляется, а его обитатели начинают новую жизнь в чужом мире.
Однако помимо города (обитатели сокращенно называют его НЛА) корабль перевозил весьма ценный груз, жизненно важный для человечества. Его месторасположение неизвестно — ковчег начал разваливаться на куски еще на орбите, так что его осколки можно найти на разных континентах, — а инопланетные злыдни за ним тоже охотятся, желая уничтожить. Спойлер: этот «макгаффин» герои будут искать всю игру, а когда найдут (и отобьют у противников), по экрану поползут титры.
► Похожие на котов пришельцы гордо уходят за пределы экрана и больше не возвращаются.
Сюжетных миссий в XCX исчезающе мало (дюжина заданий длиной менее часа), и вся «кампания» кажется лишь прологом, завязкой к чему-то более грандиозному — тому, чего мы никогда не увидим. Особенно многообещающими кажутся многочисленные намеки на то, что планета Мира не такая уж простая, что ей присущи необъяснимые феномены, что именно ее тайны предстоит разгадывать героям, — но все эти «ружья» так и не стреляют.
Плоть и кровь
Скудость основного сюжета Xenoblade Chronicles X пытается возместить обилием побочных заданий. В Xenoblade их и так было под три сотни, а тут на порядок больше.
► В предыдущей части все семеро основных персонажей ходили вместе и присутствовали во всех сценках. XCX ограничивается двумя говорящими девушками и время от времени позволяет вам выбрать, как себя поведет ваш герой.
В XCX вы управляете небольшим отрядом оперативников из Нового Лос-Анджелеса, помогающих человечеству обустроиться на новой планете. Миссии героям достаются соответствующие: собрать материалы, справиться с представителями местной фауны и установить зонды, одновременно добывающие полезные ископаемые и позволяющие разведать местность.
Миссии подразделяются на три типа. Самые простые изложены в паре строчек описания и берутся на терминале в НЛА. Второй тип миссий аналогичен квестам из других ролевок: находим NPC, у которого что-то не так, выслушиваем, помогаем. Среди них попадаются и по-настоящему интересные (путешествующий во времени профессор!), и нелинейные, в которых ваши решения повлияют на судьбу персонажей, и даже связанные друг с другом; некоторые образуют целые второстепенные сюжетные линии.
► Квест про странные происшествия на водоочистительной станции внезапно оборачивается настоящим хоррором. Не ошибитесь с выбором!
Третий тип миссий — так называемые квесты Affinity, напоминающие сценки «Heart to heart» из Xenoblade. Чтобы их открыть, нужно развить до нужного уровня отношения с конкретным членом команды, после чего посвященный его тяготам квест позволит вам узнать своего товарища еще лучше.
Партийный вопрос
Xenoblade Chronicles в типичном для jRPG ключе рассказывала историю семерых выразительных героев, путешествующих вместе, а вот XCX пошла по пути, близкому западным ролевкам. Главного героя вы создаете сами, а в команду к нему, помимо двух центральных персонажей, Эльмы и Лин, никто не напрашивается. Одно это решение породило целый ворох проблем.
Во-первых, протагонист, Эльма и Лин обязаны присутствовать во всех сюжетных миссиях, то есть три места из четырех в вашей партии заняты одними и теми же персонажами. Не присутствующие в команде не получают опыта, и, если попросить этих двух барышень уступить место другим бойцам, это автоматически сделает их менее полезными в следующем сюжетном задании. Первая же Xenoblade позволяла играть за кого угодно, даже выгнать главного героя на скамейку запасных.
► Зато в XCX еще больше простора для настройки внешнего вида персонажей, хотя из западного релиза и пропала часть опций.
Во-вторых, из-за того, что в партии фактически свободно только одно место, очень сложно открыть квесты Affinity. Отношения с другими персонажами улучшаются только тогда, когда они в команде (выполнением миссий, выборами в диалогах или же взаимопомощью в бою), но при этом резонно сосредоточиться на одном составе партии, чтобы в ней не было слабых звеньев. Даже разница в пару уровней более чем заметна. Поэтому, скорее всего, вы выберете четвертым какого-то одного персонажа, а играбельных бойцов в XCX аж шестнадцать (и это помимо обязательной троицы).
В-третьих, не находящиеся в команде персонажи отправляются по своим делам, и, чтобы пригласить их заново, нужно искать их в огромном городе, где они стоят себе, почти не отличимые от NPC. И это как нельзя лучше подчеркивает их статус: они всего лишь расходный материал. Они ничего не говорят в сюжетных сценках и проявляют индивидуальность только в квестах Affinity. Право, лучше бы количество превратилось в качество.
Работа есть работа
Xenoblade Chronicles X дает игроку почти полную свободу: побочные задания можно выполнять когда угодно и сколько угодно. И никаких невидимых стен, хоть в самом начале игры можно взять и пойти на другой край планеты, а на другой материк — поплыть. Да, возможно, это займет пару десятков минут, а по прибытии вас мигом порвут на лоскуты враги высокого уровня. Но можно же!
Однако на деле чрезмерно открытая структура XCX не идет ей на пользу. Xenoblade Chronicles была выстроена как традиционная jRPG, как большое и увлекательное приключение, а побочные задания становились приятным дополнением к нему.
В XCX же они — плоть и кровь игры. Дело в том, что постоянные вылазки из НЛА в дикие пустоши и зловещие джунгли скорее рутина, нежели приключение. По сути, в XCX мы играем роль мальчика (или девочки) на побегушках, не более.
► Жилища, куда постоянно приходится возвращаться, можно раскрасить как угодно.
Поэтому у игрока в Xenoblade Chronicles X , вероятнее всего, рано или поздно иссякнет стимул. Зачем выполнять все эти сотни поручений? Завязка к этому не очень-то и располагает, сюжет почти всю игру топчется на месте, персонажи в массе своей участвуют всего в паре квестов.
Ситуацию немного меняет к лучшему появление дружественных инопланетян. Поскольку враги человечества по совместительству еще и отпетые негодяи, от их тирании в Новый Лос-Анджелес сбегают представители нескольких внеземных рас. И работать на инопланетян куда интереснее: у каждой расы своя манера речи, обычаи и особенности. Ничего совсем уж удивительного ждать не стоит — как и в Mass Effect , инопланетяне тут преимущественно гуманоидны и по поведению не слишком отличаются от людей.
Дело только в том, что первые чужаки заселятся в НЛА лишь в шестой главе из двенадцати. Тогда же сюжет приоткроет первую (из немногих) интересную деталь. До этого стимул делать хоть что-то сможет предоставить разве что сама планета, на которой происходит действие игры.
Прекрасное далёко
Мира, без сомнения, главный козырь Xenoblade Chronicles X. Она поистине планетарных масштабов и кажется по-настоящему чужеродной. Она полна невозможных геологических образований, ее флора и фауна одновременно знакомы и вместе с тем диковинны. Подобного пытается достичь Хидэки Камия в Scalebound, и ему придется здорово постараться, чтобы переплюнуть XCX.
При впечатляющих масштабах Миры каждый ее уголок — ручной выделки. Это не No Man’s Sky с процедурно созданными локациями, тут каждый кусочек земли стоит того, чтобы посетить его хотя бы однажды.
Немаловажно и то, что XCX, пожалуй, самая красивая игра для Wii U (да и на PS3 и Xbox 360 с ней тоже вряд ли что-то сравнится). Во всяком случае, в отношении пейзажей. Модельки персонажей тут все же так себе. Но они и не важны, XCX наверняка заставит вас не один час любоваться бескрайними равнинами под звездным небом, забираясь на исполинские кольца таинственного происхождения, которыми усеяна целая пустыня, и сражаясь с причудливыми монстрами над озерами магмы. Несмотря на все недостатки XCX, она способна подарить по-настоящему незабываемые впечатления, и ее стоит ценить уже за это.
► Озеро белого фосфора, а в нем огромный цветок — конечно же, живой и готовый заглотить пролетающего мимо растяпу.
Вспоминается фраза, сказанная Тоддом Говардом о Skyrim: «Видите ту гору? Вы можете на нее залезть». К Xenoblade Chronicles X фраза подходит как нельзя лучше.
В середине игры вам откроют доступ к скеллам (от «экзоскелет»), роботам, в которых удобно и сражаться, и по миру колесить. В буквальном смысле — из человекоподобной боевой формы они нажатием кнопки превращаются в шустрые автомобили. А ближе к концу игры скеллы можно научить летать, и тогда пред вами падут последние преграды.
► Как и персонажей, скеллы можно настраивать и перекрашивать как душе угодно.
Впрочем, XCX и тут ухитряется поставить игроку подножку в виде агрессивной фауны. Во время прогулок по Мире вы не раз столкнетесь с монстрами, значительно превосходящими вас по уровню и нападающими сразу. С одной стороны, это на руку игре: впечатление, что вы исследуете дикую и опасную планету, лишь усиливается. Да и смерть тут ничем не грозит, просто вернетесь на последнюю посещенную безопасную точку (между ними можно свободно телепортироваться). Но все меняется, когда вы пилотируете скелл: каждая его поломка (после первых трех раз, покрываемых страховкой) влетит вам в копеечку, и после нескольких неудач легко разориться.
► Захотелось по пустыне погулять? Бац — выпрыгивает исполинский песчаный червь 74-го уровня. Утешает лишь то, что его теоретически можно убить.
При этом в XCX нередко бывает, что вы спокойно сражаетесь с врагом, который вам вполне по зубам, и тут в бой вмешивается мимохожий исполин пятидесятого уровня. Да, это не так страшно, если вы сражаетесь на своих двоих, но в прогулках пешком пропадает всякий смысл, когда у вас появляются скеллы, настолько они сильнее.
Миллион нюансов
Боевой системой XCX во многом напоминает предшественницу, и игравшим в нее будет чуть проще разобраться, — а Xenoblade Chronicles , в свою очередь, многое позаимствовала у MMORPG.
Например, авто-атаки: если враг находится в зоне досягаемости ваших персонажей, они будут с определенной периодичностью наносить ему урон сами. Умения можно применять по откату, и они не расходуют ману, как принято в jRPG, — этой шкалы тут нет и в помине. Улучшение способностей увеличивает их силу и уменьшает время отката.
► Разные цвета пиктограмм соответствуют разным типам атак. Желтые — дальние, оранжевые — ближние, синие — полезные ауры, фиолетовые — развеяния.
Главное отличие боевки XCX от той, что была в Xenoblade , заключается в разделении атак на ближние и дальние. Каждый персонаж носит с собой и холодное оружие, и огнестрел, и разные умения относятся к тому или иному его типу. Например, если вы рубите противника мечом, умения ближнего боя будут перезаряжаться быстрее, а по накоплении полного заряда начнется повторный отсчет — чтобы набрать двойную силу.
При этом приемы могут вплетаться в комбинации, когда каждый удар увеличивает силу последующего. Ваши сопартийцы, инициировав такую цепочку, крикнут вам, какого типа атака должна идти дальше, и если вы последуете их совету, то не только нанесете больше урона, но и подлечите всю партию. Это здесь основной способ восстановления здоровья.
Аналогичные элементы были и в Xenoblade Chronicles , однако там имелись персонажи с кучей исцеляющих умений. В XCX таких героев нет вообще, а способности, восстанавливающие здоровье, очень редки. Поддерживать здоровье нужно преимущественно при помощи описанных комбинаций атак и своевременных нажатий на указанную кнопку для подбадривания товарищей (почти что QTE). Решение оригинальное, но невозможность подлечить себя самому и зависимость от поведения напарников действуют на нервы.
► Если вашего героя отправили в нокаут, остается уповать на то, что оставшиеся в живых товарищи или поднимут его, или закончат бой за полминуты. И то и другое маловероятно.
► Как и в Xenoblade, красный глаз над противником означает, что он нападет на вас сразу же как увидит. Если только вы не превосходите его на десять уровней.
Разные умения и участие в комбинационных атаках заполняют шкалу ТР, которая расходуется на особо мощные приемы. За полный «выброс» можно поднять павшего напарника, да только управляемые AI товарищи свои ТР тратят при каждом удобном случае. Чтобы у вашего героя был шанс встать на ноги после бесславного поражения, нужно или отдавать в начале боя всем остальным наказ беречь ТР (не факт, что послушают), или лишать их расходующих ТР умений в принципе.
У каждого из ваших напарников есть класс, выданный раз и навсегда, однако своему герою вы вольны в любой момент сменить специализацию и, как следствие, набор умений. Можно даже со временем стать мастером на все руки, если терпения хватит: развив выбранное направление до предела, вы получаете возможность использовать соответствующее снаряжение и умения других классов.
Бои в скеллах почти ничем не отличаются от обычных, разве что умения не разучиваются, а зависят от экипировки.
► Пиктограммы умений перечеркнуты, поскольку враг вне радиуса их действия. Зеленым цветом обозначаются способности, лечащие и усиливающие самих героев.
Xenoblade Chronicles X сочетает в себе невообразимое количество механик. Помимо активных умений есть еще и пассивные, разные у каждого класса; у персонажа и экипировки масса характеристик — пойди пойми, за что отвечает каждая из них. Не нужно забывать и про установку зондов для исследования планеты и добычи денег и ископаемых, и про инвестиции в оружейные компании для разработки новых типов экипировки, и про улучшение своего арсенала и скеллов при помощи аугментаций, и много еще о чем.
И игра ни к чему из этого вас не подготовит.
Всё не для людей
Нет, правда. В Xenoblade Chronicles имелось отличное, предельно понятное обучение, после которого неясных моментов почти не оставалось. А чтобы разобраться в XCX, придется штудировать многостраничное руководство… а потом лихорадочно искать в сети недостающие ответы на вопросы.
В недостатке глубины XCX не упрекнуть, а вот в недостатке удобства — запросто. Куча заданий требует собирать валяющиеся по всей планете предметы, обозначенные на экране голубыми ромбиками. Что именно вы подберете, решает случай, а некоторые находки выпадают только в определенных локациях, о чем узнать вообще невозможно.
Допустим, взяли вы чей-то квест Affinity, а он говорит буквально «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». И пока вы не отыщете это незнамо что (а область поиска — целый континент, и нет гарантии, что оно вам упадет даже в нужной его части), будете маяться, ведь до выполнения взятого квеста Affinity нельзя взять ни другое задание того же типа, ни сюжетную миссию.
► Чтобы получить право водить скелл, нужно сдать восемь экзаменов, суть одного из которых заключается в поисках черт знает каких предметов на дальнем континенте. Когда находишь наконец последний из них, чувствуешь одновременно и облегчение, и злобу на разработчиков.
А сюжетные миссии, в свою очередь, нельзя выполнять просто по порядку, они требуют от вас прохождения указанных квестов Affinity. Одна из последних фактически вынуждает вас поднять уровень отношений с персонажем по имени Гвин, потому что без этого нельзя начать нужный квест Affinity.
В XCX вообще полно подобных недочетов — вроде как и мелочи, но могут здорово испортить настроение. Притом этих проблем (вы угадали!) не было в Xenoblade Chronicles!
Недо-ММО
Первую Xenoblade многие обвиняли в том, что она слишком похожа на MMORPG. На деле же она как раз отлично выдерживала баланс между своими составляющими, а вот XCX отказалась почти от всех jRPG-корней и натурально превратившись в этакую «офлайновую ММО».
Тут есть подобие публичного чата, и даже если вы хотите проходить кампанию в тишине и покое, игра без спроса подключится к сети, определит вас в «отряд» с другими игроками и будет показывать, кто из них какие достижения получил и кому есть что сказать об игре или просто о жизни.
Есть и кооперативные миссии, на которые можно созвать команду из четырех героев и пойти побить какого-нибудь босса. Но этих миссий мало, люди на них соглашаются очень неохотно, и ни о какой синергии между членами команды говорить не приходится — нельзя же выбирать, кто к тебе присоединится.
► В случайных точках по всей планете стоят копии персонажей других игроков: их можно на время завербовать в свою партию. Иногда они несколько мешают погружению в мир игры — например, своими репликами или именами.
При этом XCX создавалась во многом ради онлайна. Именно для этого главный герой превратился в немого аватара игрока, что повлекло за собой полное переписывание сценария. Но стоило ли оно того? Результат кажется полумерой, словно лишний раз подтверждающей, что Nintendo не очень-то дружит с онлайном. Увы.
* * *
Xenoblade Chronicles X можно посоветовать тем, кто уже вдоль и поперек изучил Xenoblade и хочет добавки — дополнительного контента, еще более красивый и обширный мир. Остальным лучше обратить внимание на предыдущую часть серии.
Xenoblade Chronicles X приглашает вас в чарующий, самобытный и невероятно красивый мир, где запросто можно провести больше сотни часов. Но в это время вас не раз посетят мысли о том, что предыдущая часть была намного лучше и удобнее.
- невероятно огромный и красивый мир
- обилие побочных заданий
- глубокая настройка параметров внешнего вида, а также умений и характеристик бойцов.
- сюжет короткий и не особо интересный
- игра почти ничего не объясняет
- куча удручающих мелочей.
Во что: копия игры предоставлена издателем.
На чем: Wii U
Сколько: девяносто часов на прохождение сюжетной кампании и трехзначного числа побочных заданий; десять часов на покорное ожидание денег на нового робота.
Транжира
Спустить все деньги на ремонт потерянных роботов и потом целый день ждать, когда зонды принесут достаточно прибыли, чтобы купить себе новую модель скелла.