Эволюция чипсета. От простого к сложному. VIA KT333
VIA’гра В первых числах марта компания VIA Technologies официально представила чипсет KT333. На первый взгляд, новый набор логики почти не отличается от своего предшественника — KT266A, о котором мы рассказали в апрельской " Игромании ". Между тем, разница все же есть, и о том, какие архитектурные тайны скрываются под кремниевой оболочкой чипсета, вы сможете узнать из данной статьи. Первая попавшая нам в руки плата на KT333 произведена небезызвестной (нашим постоянным читателям) компанией JetWay. Модель материнки маркирована кодом V333DA. Взгляд изнутри… Официальный релиз KT333 сюрпризом для публики не стал. Все и каждый в отдельности понимали, что новый чипсет просто обязан продолжить победоносное шествие своего предка — KT266A. И предпосылок тому имеется масса. Козырем нового чипа должны были стать улучшенная шина памяти и поддержка стандарта DDR333. Отметим, что недавно протестированный нами SIS446 первым реализовал контроллер DDR333 памяти, однако по реальным тестам догнать KT266A ему так и не удалось. Между тем простота — залог успеха. Отличия KT266/KT266A от KT333 можно по пальцам сосчитать. Все те же два моста, связанные высокоскоростной шиной V-Link c пропускной способностью 266 МБ/с, плюс “родной” чип LPC Super I/O , отвечающий за корректную работу периферии. Ниже представлена сводная таблица характеристик двух чипсетов. Сравнительные характеристики чипсетов VIA KT333, КТ266A и SiS735 KT333 KT266A
Северный мост VT8367 VT8366A
Шина процессора (FSB), МГц 200/266/(333*) 200/266
Шина памяти, МГц 200/266/333 200/266
Тип памяти DDR200/266/333 SDRAM DDR200/266 SDRAM
Макс. объем памяти 4.0GB 4.0GB
Шина AGP AGP 4X AGP 4X
Южный мост VT8233A (или VT8233, VT8233C) VT8233, VT8233C (или VT8233A)
Шина связи между мостами VIA V-Link@ 266MБ/с VIA V-Link@ 266MБ/с
Встроенное аудио AC’97 6 каналов AC’97 6 каналов
Встроенный модем MC’97 MC’97
Встроенный сетевой контроллер 3Com® (VT8233C) или VIA (VT8233 или 8233A) 10/100 Ethernet MAC 3Com® (VT8233C) или VIA (VT8233 или 8233A) 10/100 Ethernet MAC
PCI устройств, до 5 PCI 5 PCI
IDE ATA 33/66/100/133 ATA 133 с мостом VT8233A ATA 33/66/100/(133 опц.) ATA 133 с мостом VT8233A
USB 6 портов, 3 контроллера 6 портов, 3 контроллера
Super I/O LPC Super I/O LPC Super I/O
IO APIC Есть Есть
Power Management ACPI/APM/PCI/PM ACPI/APM/PCI/PM
(*) Поддержка системной шины 333 МГц не является официальной. Тем не менее, работа чипсета с такой частотой FSB , в принципе, возможна при штатных значениях частот DDR , PCI и AGP. Из таблицы следует, что фактически KT333 отличается от KT266A
доработанным южным мостом — VT8233A и, конечно же, усовершенствованным северным мостом — VT8367. Рассмотрим ситуацию поближе. Вся архитектура северного моста чипа построена по образу и подобию VT8366A (северный мост KT266A ). Нововведения минимальны, но довольно существенны: * добавлена поддержка DDR333 ; * усовершенствован контроллер памяти * появилась неофициальная поддержка системной шины с частотой 333 МГц. Пункт первый, на мой взгляд, в особых комментариях не нуждается. Ни для кого не секрет, что частота памяти напрямую влияет на быстродействие. Чем больше мегагерц, тем шире поток данных, передающихся от памяти к северному мосту, и тем стремительней (при наличии должной шины от северного моста к ЦПУ или при асинхронной схеме) они могут обрабатываться процессором. Как было объявлено в официальном релизе KT333 , был существенно доработан контроллер памяти. К сожалению, у нас нет точной информации о конкретных архитектурных изменениях. Предположительно были оптимизированы тайминги, за счет чего повысилась эффективность работы с DDR333 памятью. Касательно 333 -мегагерцовой системной шины. В Сети можно встретить доводы, наглядно доказывающие, что в чипе все-таки присутствует поддержка 333 МГц FBS , но она отключена на аппаратном уровне. Факт интересный, но в нашей практике тестирования никак себя не проявивший, так что без комментариев. Южный мост ( VT8233A ) содержит только одно принципиальное нововведение — поддерж ка интерфейса Ultra ATA133. Краткие характеристики южного моста таковы: * 2-канальный контроллер IDE с поддержкой UltraATA33/100/66 и BigDrive ; * 2-канальный контроллер USB 1.1 с поддержкой до 4 портов;
- соответствующий спецификации PCI 2.2 контроллер с поддержкой до 6 PCI устройств; * контроллеры клавиатуры и мыши PS/2 ; * соответствующий спецификации AC’97 2.2 аудиоконтроллер с поддержкой шести каналов для полноценного воспроизведения 5.1 Dolby Digital ; * соответствующий спецификации MC’97 контроллер software -модема. Совру, если скажу, что пропускная способность интерфейса UltraATA100 не удовлетворяет нуждам всех имеющихся на данный момент в продаже IDE винчестеров. Бесспорно, скорость винчестеров постоянно увеличивается, однако пропускная способность интерфейса развивается на порядок быстрее. Даже самые быстрые винчестеры IDE не могут перешагнуть за черту 45 Мбайт/с (скорость чтения данных с пластин), и поэтому проблемным местом становится не интерфейс, а собственно сам винчестер. Теперь, наверное, стоит немного поговорить о перспективах. Приход AGP8x уже не за горами, пользователь ультимативно требует поддержку USB 2.0, и по Сети ходят весьма правдоподобные и логичные слухи о скором выпуске обновленного набора KT333A , в котором все эти технологии будут наконец реализованы. С южными мостами чипсетов все обстоит еще интереснее. В пару к северному мосту KT333A готовится южный мост VT8235 с поддержкой USB 2.0. Полигоном испытаний VT8235 станет многострадальный KT333. Благодаря тому, что все VIA чипсеты построены по концепции V-MAP ( M odular A rchitecture P latform), производителю предоставляется возможность безболезненно заменить устаревший южный мост на новый. К примеру, новый северный мост VT8367 чипсета KT333 полностью совместим по выводам с северным мостом VT8366А чипсета КТ266А , что упрощает разработку системных плат для этого чипсета и переход производителей на новые продукты. Как вариант — использование VT8235 в связке с KT333. В результате чего конечный пользователь получает поддержку USB 2.0 без всяких дополнительных и дорогостоящих PCI контроллеров. Примером тому служит пара недавних анонсов материнских плат, построенных на связке KT333+VT8235. Кстати, эта же особенность системной логики от VIA позволяет делать такие неразумные вещи, как сопряжение KT333 с морально устаревшими южными мостами — VT8233, VT8233C. Повторюсь и напомню, что мосты чипсета KT333 связаны высокоскоростной фирменной шиной V-Link , работающей на частоте 66 МГц. Максимальная пропускная способность шины составляет 266 МБ/с. К выходу же KT333A запланировано расширение пропускной способности V-Link до 533 МБ/с, что будет отнюдь не лишним (прямо скажем, необходимым) при использовании одновременно нескольких устройств USB 2.0. О плате… Наименование: V333DA
Производитель: JetWay
CPU Socket: Socket 462
Северный мост: VIA KT333 (VT8367)
Южный мост: VIA VT8233A
Тип памяти: DDR200/266/333 SDRAM
Кол-во DDR модулей: 3
Максимальный объем ОЗУ: 3Гб
Частота FSB: 2х100/2х133Мгц
Частота RAM: 200/266/333Мгц
Звук: интегрированный AC’97 Audio
Особенность: поддержка ATA133
Цена: $ 80
Как уже говорилось, одной из первых КТ333 плат в " Железный цех " журнала " Игромания " попала модель V333DA от компании JetWay. В антистатическом пакетике ( OEM поставка) обнаружился CD с драйверами, руководство пользователя (на английском языке), пакетик с шлейфом ATA66/100 и кабелем для подключения дисковода, и, конечно же,
сама плата V333DA. Стоит отметить, что кабель ATA66/100 имеет удобные пластиковые “ручки-усики”, посредством которых его легко вынимать из разъема на материнской плате. __ Компакт-диск содержит все необходимое для начала установки: драйвера для платы, антивирусный пакет PC-Cillin 2000 , утилиты для работы с BIOS , а также Recovery Genius — фирменное ПО для защиты данных на жестком диске. Касательно самой платы. Выполнена она на текстолите красного цвета, а все слоты окрашены в оттенки фиолетового. Смотрится достаточно мило и привлекательно, но в свете цветовых экспериментов конкурентов уже не оригинально. Перейдем к техническим характеристикам. Если говорить о стабильности платы, то здесь все на высоте. Приятно порадовали реализованные в БИОСе возможности оверклокинга. Можно сказать, что данная модель является просто находкой для оверклокера. На AGP слоте обнаружилась удобная защелка, ставшая уже стандартом де-факто для плат производства JetWay. V333DA оборудована тремя DDR SDRAM слотами памяти, в которые, если повезет, можно воткнуть 3 гигабайта DDR памяти. Стоит отметить, что по спецификации KT333 поддерживает до 4 гигабайт DDR памяти, так что в чем заключается причина такого безобразия, выяснить не удалось. Как бы там ни было, среднестатистическому российскому геймеру три, а тем более четыре гигабайта оперативной памяти в ближайшем времени не грозят. Заметим, что на V333DA отсутствует разводка под встроенный RAID контроллер (как, скажем, на 866AS Ultra или S446 ). Теоретически данный факт должен означать то, что компания JetWay в будущем не планирует выпускать модификацию данной модели с поддержкой RAID -массивов. Посмотрим на эту проблему объективно. Для чего, собственно, нам RAID? Как мне кажется, применять RAID -массивы в домашнем компьютере бессмысленно с финансовой точки зрения. Мало того, что мамки с поддержкой RAID стоят на порядок дороже, так и еще на два жестких диска придется раскошелиться. В результате RAID “убивает наповал” не только тараканов, но и ваши сбережения. Хотим обратить внимание потенциальных покупателей на то, что на плате используется фирменная технология защиты данных — Recovery Genius , состоящая из софтовой и аппаратной частей. Аппаратная составляющая отвечает за динамическое резервирование копий загрузочных секторов и по возможности остальных данных. В свою очередь софтовая — за управление этим процессом. Ни для кого не секрет, что вышедший из строя кулер может инициировать критический перегрев и гибель центрального процессора. В частности, любой Athlon или Duron работает без должного охлаждения считанные секунды, после чего отходит в мир иной. В BIOS V333DA реализован алгоритм защиты от подобных напастей. Если ваш дохленький кулер решит внезапно отдохнуть или прикинуться маленьким вертолетом, система моментально известит вас об этом безобразии и благополучно выключится. Детонатор XP. Что выбрать? Как и было обещано, на закуску расскажем о производительности драйверов от NVIDIA — Detonator XP. Думаю, ни для кого не секрет, что новые версии “детонаторов” выходят с завидной регулярностью, в среднем около раза в две недели. Как говорится, даже чаще, чем хотелось бы… К примеру, мой сосед Василий, “счастливый” обладатель хиленького 28 -килобитного диалапа, с выходом каждой новой версии хватается за голову и отчаянно пытается понять, какая же из них лучше. Дабы облегчить участь Василия и ради мира во всем мире, мы решили организовать мини-тестирование двух последних версий драйверов под номерами 21.83 и 28.32. **_
_**
Думаю, результаты дотошно пояснять не надо. Молодость победила, и 28.32 вырвался вперед с солидным перевесом. Что называется, “скачивайте наших слонов. (с) NVIDIA”. Дополнительно отмечу, что детонатор версии 28.32 позволяет получить более высокое качество картинки, нежели 21.83.
Объективный взгляд на производительность Конфигурация тестового стенда Материнские платы: * JetWay V333DA * JetWay 866AS Ultra * JetWay S446
Процессоры: * AMD Athlon 1400MHz * Intel Pentium 4 1400MHz Память: * Samsung DDR SDRAM DDR333 Видеокарта: * ASUS v7100 PRO GeForce2 MX400 (255/260) Жесткий диск: * IBM Deskstar 75GXP 41Gb 7200rpm Ultra ATA/100 Программное обеспечение: * Microsoft Windows 98SE filnal release * NVIDIA Detonator XP v.21.83 * NVIDIA Detonator XP v.28.32 (см. блок “Детонатор XP. Что выбрать?”) * DirectX 8.1 RUS * MadOnion 3D Mark2001 * ID Quake III Arena v.1.30 * DroneZ v.1.01 * MaxPayne v.1.02 * Serious Sam: First Encounter Стенд испытывался в течение двух суток. На каждом бенчмарке компьютер прогонялся несколько раз, а полученные результаты затем усреднялись. Стабильность всей системы в целом нареканий со стороны нашего строгого жюри не вызвала. Антиалиасинг и синхронизация с обратным ходом луча развертки ( VSYNC off ) были отключены на уровне драйвера. Плюс ко всему, для достижения максимальной производительности устанавливалась минимальная кадровая частота монитора ( 60Hz ). Необходимо также добавить, что все платы-участницы с рождения укомплектованы AC’97 звуковым кодеком. Для своей работы он использует ресурсы центрального процессора, и поэтому для достижения эталонных результатов должен быть отключен в BIOS. Результаты тестов V333DA сравнивались с производительностью KT266A и SIS645. Для чистоты эксперимента мы намеренно выбрали системные платы производства JetWay. В качестве бонуса был проведен ряд дополнительных экспериментов с целью проверки влияния версии драйверов видеокарты на общую производительность системы. В качестве бенчмарка был использован многотекстурный Max Payne и традиционный Quake III Arena. Результат — во врезке " Детонатор XP. Что выбрать? ". **
**
Особых комментариев по результатам тестов у меня нет. Ситуацию не поймет разве что далекий от цивилизованной жизни человек, ибо преимущество KT333 налицо. Разница в производительности стабильна практически по всем тестам. Прежний фаворит KT266A повержен и вяло плетется позади, даже и не пытаясь поспеть за марафонцем KT333. Итоги Все гениальное — просто. Руководствуясь этим нехитрым правилом, VIA в очередной раз выпустила шустрый чипсет по невысокой цене. JetWay , со своей стороны, подготовила отличное решение для Socket A платформ. Все тесты производительности единодушно отдали пальму первенства новому чипсету. Мы, в свою очередь, также дарим материнской плате V333DA красивый серебряный значок “Железный цех рекомендует”. Благодарности Благодарим нашего постоянного спонсора компанию " Атлантик Компьютерс " ( www.atlantic.ru ) за любезно предоставленные на тестирование материнские платы. Компания " Атлантик Компьютерс " является официальным дистрибьютором продукции JetWay ( www.jetway.ru ) на российском рынке. Для справки Спецификация периферийной шины USB разработана лидерами компьютерной и телекоммуникационной промышленности — Compaq, DEC, IBM, Intel, Microsoft, NEC и Northern Telecom — для подключения компьютерной периферии вне корпуса машины по стандарту plug’n’play. В результате отпадает необходимость в установке дополнительных плат в слоты расширения и постоянном переконфигурировании аппаратных настроек системы. U niversal S erial B us переводится как “универсальная последовательная шина”. Предусматривает подключение до 127 внешних устройств к одному USB каналу (по принципу общей шины). Обмен по интерфейсу — пакетный, скорость обмена по USB 1.1 — 12 Мбит/с. Использование спецификации USB 2.0 позволит поднять скорость передачи данных до ошеломляющих 480 Мбайт/с.