Платформер: Apotheon, Super Mario Maker, Ori and the Blind Forest
О номинации: в этих играх приходится прыгать и иногда — где-то чаще, где-то реже — драться. Только прыгают здесь не как, например, в Just Cause 3 — чтобы показать, что ты крут, и забрать чужой вертолет, — а потому что надо.
В среде платформеров в этом году не случилось ни революции, ни неожиданного оглушительного инди-успеха (как в случае с прошлогодней Shovel Knight ). И неплохих, и даже хороших игр вышло достаточно, но все они, кроме лидеров, так или иначе не дотягивают до высшей лиги по важнейшему для платформера критерию — слаженности работы всех заложенных механизмов.
Grow Home , миниатюрный эксперимент Ubisoft, где разработчики тестировали физику и разные игровые ситуации, вырос в полноценный проект — поощряющее исследования и любопытство трехмерное приключение. Увы, спустя пару часов оно выдыхается из-за отсутствия особого стимула растить чудесный бобовый стебель.
«Плюшевая» Yoshi’s Woolly World умиляет внешним видом, но довольно примитивна в отношении дизайна уровней и геймплея в целом. Woolly World — несомненно, лучшая детская игра этого года, она по-нинтедовски симпатична и проста в освоении, но недостаточно глубока и продуманна, чтобы удержать игроков постарше.
В Tembo the Badass Elephant студия Game Freak (та, что делает Pokemon) постаралась воссоздать то, на чем в свое время зиждились классические игры про Соника, — высокую динамику, поддерживаемую самим игроком. Tembo хорошо выглядит, временами уместно хохмит и, самое главное, так и просится, чтобы ее проходили быстро и элегантно… однако страдает неровностью темпа, слишком быстро заканчивается — и все равно успевает при этом наскучить.
Похожие проблемы и у Axiom Verge — оды классическим Metroid, на разработку которой у энтузиаста Тома Хаппа ушло пять лет. Она выглядит, звучит и ощущается как величественная классика времен SNES. Но, когда кажется, что еще немножко, и Axiom Verge наконец покажет собственное лицо и набор свежих идей, игра лишь в очередной раз вызывает в памяти приключения Самус Аран, оставаясь красивой, верной прошлому… на самом деле, слишком верной прошлому историей о ранних девяностых.
3-e место: Apotheon
Apotheon — попросту прямолинейная, качественная игра, в которой все сделано как положено. Ни больше (к сожалению), ни меньше. В отношении механик здесь нет ничего принципиального нового, да и история, почти цитирующая God of War (или любой древнегреческий эпос), проста как две копейки. Но зато есть оригинальная стилизация под роспись на амфорах, и не похожие друг на друга, хорошо проработанные локации, и занятная боевая система, которая, как в Nidhogg , приучает определять на глаз, как далеко достает острие вашего копья или кинжала.
2-е место: Super Mario Maker
Super Mario Maker стала для ценителей настоящим подарком. Спустя ровно тридцать лет после выхода главного платформера и одной из важнейших игр в истории компания Nintendo выпустила не совсем игру, но официальный конструктор для создания собственных уровней в любых декорациях, в которых доводилось бывать итальянскому сантехнику. Не считая трехмерных из Sunshine и Galaxy, конечно.
Сотни геймплейных элементов из всех частей серии, тесная интеграция с сервисами сообществ, побуждающая делиться своими творениями, — в Super Mario Maker можно реализовать свои геймдизайнерские задумки и прославиться как второй Сигэру Миямото или Джонатан Блоу.
А можно просто сделать до абсурдного сложный уровень, ради смеха выложить его в сеть и через месяц узнать, что из всех игроков на планете его прошел один-единственный японский подросток, который в финале уронил геймпад и заплакал от счастья в прямом эфире на Twitch.
1-е место: Ori and the Blind Forest
Шестичасовое приключение Ori and the Blind Forest — во всех смыслах очень правильная игра, сделанная с невероятным вниманием к деталям, старанием и любовью. На ее создание у разбросанной по всему земному шару команды Moon ушло почти пять лет, и это оправдано.
Ori роскошно выглядит — здесь ни один камушек, ни одно покачивающееся от ветра дерево не похожи на соседей, все без исключения элементы декораций нарисованы вручную. Два года Moon прорабатывала физику главного героя — чтобы выверить каждый платформенный этап, требующий ловкости и сноровки. Ну и еще чтобы Ори с точки зрения тактильных ощущений и управления выделялся на фоне других героев платформеров и встал в один ряд с Марио, Алукардом и Мясным Мальчиком.
Но эти приятные вещи лишь дополняют образ и обрамляют то, за что Ori and the Blind Forest получает первое место. Это в самом деле потрясающий платформер. Продуманный, с очень грамотным дизайном уровней, со множеством взаимодействующих механик. Не перегибающий палку по сложности, но ни секунды не держащий игрока за дурака. До геймплейного идеала он не дотянул совсем чуточку — помешали мелочи вроде спорного решения убрать быстрое перемещение и болезни «собери сто вот этих штук», которой страдает каждая вторая игра про исследование.
Но и так вышло просто прекрасно.
Прогноз на 2016 год
Это будет интересный год. Во-первых, возвращается классика трехмерных платформеров в лице капитального ремейка первой Ratchet & Clank и Yooka-Laylee , духовной наследницы Banjo-Kazooie от выходцев из Rare. Во-вторых, команда создателя классических Mega Man Кэйдзи Инафунэ должна закончить Mighty No. 9 , в которую теперь уже мало кто верит.
Многообещающей кажется рисованная Seasons After Fall. Double Fine делают безумно неоновую Headlander. Sony готовит ремейк Shadow of the Beast (правда, она все же больше кровавый экшен, нежели платформер), Microsoft — потенциально великолепную Cuphead в духе мультиков первой половины XX века, а из-под крыла Electronic Arts вылетит «вязаная» Unravel.
И никуда, конечно, не денутся десятки инди-платформеров. Хоть четверть из них, может, себя и проявит.