Кооператив года: Halo 5: Guardians, Lovers in a Dangerous Spacetime, Helldivers
О номинации: вот вы, вот еще какие-то люди. И вы вынуждены проходить игру вместе таким образом, чтобы никто из вас не успел ничего испортить. В общих чертах именно так работают кооперативные игры.
Broforce все надежды на плодотворное сотрудничество поливает напалмовым дождем. Здесь сплошная стена взрывов почти все время заслоняет вам поле видимости даже при одиночном прохождении, а уж если к веселью подключаются сразу четыре «бро» — будет сущий Армагеддон. Уровень с блеском и треском буквально разваливается на части, разобрать, где кто, невозможно, голова звенит от хохота друзей.
Примерно то же самое творится и в Magicka 2 — в нее можно пытаться играть вдумчиво, но тогда вы, скорее всего, долго не протянете. Беда с этой игрой только одна: вторая Magicka слишком похожа на первую. Те же правила, те же шутки, почти те же дыры в балансе.
В марте наконец-то заработал режим ограблений в GTA Online. Организовано все совсем как в одиночной кампании — планирование, подготовка и решающая стадия, успех которой зависит от сыгранности команды: кто-то контролирует заложников, кто-то взламывает системы безопасности, кто-то сдерживает натиск противников. Проблем две: таких миссий всего пять, а все еще увечная инфраструктура мультиплеера гарантирует невозможность собрать адекватную команду из незнакомых людей.
Не менее требовательна к слаженной работе партии Warhammer: End Times — Vermintide. Это Left 4 Dead со скейвенами и ближним боем: четверо героев, просторные уровни, волны противников, накатывающие в самый неожиданный момент.
А вот в Call of Duty: Black Ops 3 кооператив прикрутили для галочки, поддавшись диктату моды. В теории игроки должны улучшать разные навыки, чтобы способности бойцов дополняли друг друга, на практике же про них попросту забываешь — пальбы от бедра чаще всего хватает. И уровни, за некоторым исключением, получились слишком компактными, к тонкому командному взаимодействию они не располагают. Хорошо хоть от толп мертвяков в зомби-режиме с друзьями отстреливаться, как и прежде, весело.
3-е место: Halo 5: Guardians
Кампанию Halo 5 легко освоить и в гордом одиночестве, но, только если подключить к прохождению друзей, она расцветет по-настоящему. Все локации изначально рассчитаны на взаимодействие с живыми напарниками: ИИ попросту не пользуется всей тонной возможностей заманить врагов в засаду, окружить или атаковать с высоты.
Если поставить сложность повыше, то без использования особенностей карт и координации действий уже никуда, и кооператив начинает доставлять особое удовольствие. Противники становятся куда лучше организованными — в коридорах больше не толпятся и на открытые пространства нос стараются не высовывать.
Да и недостаток патронов уже ощущается весьма остро, и в таких условиях приходится координировать даже раздачу припасов. Из постановочного шутера игра превращается в тактическую головоломку, а о каждом крупном сражении хочется рассказывать друзьям.
Почему Halo 5 не оказалась выше? На то есть две причины. Во-первых, потерялась священная для многих поклонников Halo вещь — локальный мультиплеер за одной консолью. Во-вторых, многие кооперативные игры сейчас стараются выстроить бесконечный цикл и сделать так, чтобы в него можно было влиться в любой момент, а вот сюжетная Halo обязывает проходить себя вместе от начала и до конца. Иначе просто нет смысла.
2-е место: Lovers in a Dangerous Spacetime
Вдохновленные энергией любви космонавты спасают космозаек… С этой мысли начинается игра, требующая концентрации шаолиньского монаха. Одного шаолиньского монаха — от двух людей.
В кооперативных играх игроки чаще всего оказываются сами по себе, но в Lovers in a Dangerous Spacetime вы вдвоем управляете, по сути, одним героем — кораблем. На борту четыре пушки, двигатель, крохотный щит и супероружие, притом каждая система контролируется отдельным терминалом.
Задача тандема пилотов — вовремя перебегать от одного терминала к другому и умудряться координировать действия так, чтобы выполнить поставленную задачу. Уже первый босс показывает жестокий оскал: приходится молниеносно перемещать щит, отражая ракеты, активно маневрировать и обстреливать уязвимые точки противника — и все это в четыре руки.
И тут уж одно из двух: либо вы начинаете работать синхронно, хоть и с руганью и рукоприкладством, либо с руганью и рукоприкладством же расходитесь по домам. Но чаще всего попытки заставить одно тело подчиняться двум хозяевам оборачиваются совершенно особенным опытом.
1-е место: Helldivers
Helldivers сработали авторы первой Magicka, и их новая игра, в отличие от Magicka 2, сделала большой шаг вперед. Кооператив Helldivers выстроен блестяще: в него можно влиться с любыми людьми, в любой момент (хоть спонтанно, в разгар бурной пьянки) и добиться удовлетворительных результатов. Даже если в конце концов все умрут, это тоже удовлетворительный результат. Helldivers и сокрушительный провал умеет обставить как нечто совершенно правильное.
Решетить пришельцев здесь не менее весело, чем крошить демонов в Diablo 3 , — и так же просто… первое время. Эта игра позволяет почувствовать себя всесильным, заваливает сокрушительным оружием и гаджетами — а потом обдает холодной водой. Проглядел патруль, плохо прицелился, замешкался или отстал от группы — результат один. Герои здесь смертоносны, но и противники им под стать — и баланс, не стесняющийся крайностей, разжигает азарт.
От миссии к миссии отряд сражается все аккуратнее, команда постепенно подстраивается под общий ритм и начинает работать сообща — и вот тогда Helldivers достигает своей высшей точки. Но потом вы встречаете какой-нибудь новый тип пришельцев и комично гибнете всем скопом. Цикл начинается снова.
И всё нормально. Всё просто замечательно.
Прогноз на 2016 год
Хороший кооператив обычно появляется внезапно. Из больших проектов надежды подают Ghost Recon: Wildlands , нинтендовский Star Fox Zero и Battleborn , которую заочно (и довольно обидно) прозвали MOBA-Borderlands. Не исключено, что ролевая Divinity 2 успеет выйти до конца года, а вот многострадальная Fable Legends такими темпами до релиза рискует не дожить.