Альтернативная реальность: современная эпоха в играх былых времен
Фантасты любят сочинять произведения, действие которых происходит в ближайшем будущем. Но даже когда назначенный срок проходит, их творения далеко не всегда теряют актуальность. Идеи «1984» Джорджа Оруэлла все еще живы, хотя 1984 год остался далеко позади.
С другой стороны, человечество не отправило в 2001 году экспедицию к Юпитеру, как в романе Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года» (впрочем, на Марс и Плутон уже потихоньку замахивается). И хотя наука все же извернулась и придумала парящие доски (но не столько естественным порядком вещей, сколько из принципа: в 2015-м должны быть парящие доски!), они оказались совсем не такими, какими их увидел Марти Макфлай, а уж летающие автомобили, похоже, все-таки фантастика — по крайней мере, в классическом виде.
А как же игры? Давайте оглянемся и посмотрим, о чем фантазировали про наше время в играх прошлого!
Soldiers of Anarchy
► Пометка на будущее: никогда не пользоваться вирусами.
В 2002 году вышла Soldiers of Anarchy , тактическая стратегия в духе Commandos. По версии сценаристов, всё начинается с того, что «цивилизованные страны» разработали смертоносный вирус SGDS. Этой заразой можно легко перетравить всех неугодных и остаться один на один с демократией.
Что не удивительно, в итоге прогрессивная мировая общественность уничтожила вообще все человечество.
Пока гибли миллиарды людей, на бескрайних просторах России, в бункере небольшой сибирской военной базы, нашли убежище семь человек — пятеро русских и двое иностранцев. Десять лет они ждали, надеясь, что эпидемия закончится, а в 2014 году рискнули выбраться на поверхность и отправились исследовать окружающий мир. Который оказался далеко не таким безлюдным, как они предполагали…
Еще недавно могло показаться, что авторы сценария — обычные фантазеры. Но не стоит забывать про вполне настоящую и весьма грозную лихорадку Эбола. Мы воздержимся от каких бы то ни было утверждений, но всякие адепты теорий заговора активно пытаются представить это заболевание результатом действия биологического оружия какой-нибудь высокоразвитой страны. В Soldiers of Anarchy , кстати, страны как раз обвиняли друг друга в подобных разработках. Собственно, это и стало причиной роста напряженности и создания вируса SGDS.
Ghost Recon: Advanced Warfighter
► А ведь еще у Ubisoft есть история про Комбайна Николадзе.
События первой и второй части Ghost Recon: Advanced Warfighter происходят в 2013—2014 годах и относятся к одной сюжетной линии. Правительства США, Канады и Мексики решили объединить усилия в борьбе с терроризмом, торговлей наркотиками и нелегальной эмиграцией. Главы стран уже собрались на саммит, собираясь подписать соглашение о сотрудничестве, но тут происходит вооруженный мятеж, и героям игры на протяжении двух частей серии приходится усиленно срывать планы бунтарей.
Увы, в игре мотивы повстанцев даны очень схематично, однако мы рискнем предположить, что мексиканцы вряд ли по доброй воле стали бы помогать «гринго» бороться с терроризмом, наркотиками и нелегалами, ведь все это означает лишь одно — борьбу с ними самими, мексиканцами.
В этом свете соглашение производит очень неоднозначное впечатление. Очень похоже, что руководство страны решило сотрудничать с американцами так же, как это сделала Канада, которую уже давно воспринимают еще одним американским штатом. Это дает гордым мексиканцам и армейскому руководству хороший мотив для революции.
Сюжет совершенно фантастический. Почему? Потому что американцы отлично знают по опыту, что любая территория, где они начинают бороться с терроризмом, надолго становится театром военных действий, источником напряженности, нестабильности и того самого терроризма, против которого полагалось бороться. Такое «счастье» у своих собственных границ им не нужно, поэтому Мексика может жить относительно спокойно.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots
Хотя действие игры происходит в альтернативной вселенной, заглянуть в кодзимовскую версию 2014 года все равно интересно. Вдруг там найдется что-нибудь знакомое?
События MGS 4 мрачны: напряженность в геополитической сфере достигла предела, для дипломатии места уже не осталось, и страны начали выяснять отношения с помощью силы оружия. А чтобы не стереть весь мир в ядерную труху, воюют не сами, а посредством частных военных корпораций. В крайнем случае всегда можно свалить вину на наемников и выйти сухим из воды.
Ну а чтобы солдаты не вздумали и правда действовать в чужих интересах, в их тела внедрили наномашины, полностью контролирующие поведение носителя. Систему контроля назвали «Сыны патриотов», и она играет важную роль в сюжете игры.
Ace Combat 6: Fires of Liberation
► Война может быть и такой.
Действие Ace Combat 6 (2007) происходит в вымышленном мире, но события игры меж тем пугающе перекликаются с нашей реальностью. Всё начинается с того, что 30 августа 2015 года «холодная» война между Республикой Иммерией и Федеративной Республикой Эстовакией перерастает в открытый вооруженный конфликт.
В этом году термин «холодная война», более трети века встречавшийся в основном на страницах учебников истории, снова перебрался в заголовки новостей. Интересно и то, что войну Эстовакия начала по очень веской причине: неожиданный метеоритный дождь фактически разрушил страну. За этим последовали беспорядки среди гражданского населения, экономический кризис и приход к власти военных чинов. Государство перевело страну на военные рельсы, а затем решило напасть на соседа, чтобы за его счет решить свои проблемы.
Сценаристы Ace Combat 6 совершенно верно подметили, что в войны имеют не столько политический, сколько чисто экономический подтекст. В этом плане вымышленная Эстовакия неуловимо напоминает Россию, только экономику в нашем случае подрывают вовсе не метеоритные дожди.
Shattered Union
► Боевые действия гипертрофированных вертолетов и танков могут показаться потешными, но история за конфликтом стоит все-таки серьезная.
Главный приз за мастерство гадания на кофейной гуще достается Shattered Union , пошаговой стратегии 2005 года. Ее создатели совершенно точно предсказали, что выбранный в 2009 году 44-й президент США станет самым непопулярным за всю историю страны.
В игре президента зовут Дэвид Джефферсон Адамс, и из-за его бездарных действий в США начинаются беспорядки и восстания (как тут не вспомнить бунты против произвола полиции в Фергюсоне!). Правда, Адамс, в отличие от Барака Обамы, до второго срока не дожил: во время инаугурации кто-то уронил ему на голову тактическую ядерную боеголовку.
Однако на этом фантазия сценаристов Shattered Union не иссякла. Они предсказали, что в 2014 году Россия аннексирует исконно российскую территорию! А именно — Аляску. При этом русские не просто вторглись, а использовали в качестве прецедента случай со вводом в США миротворческих сил Евросоюза. Дескать, если ЕС можно в чужой монастырь со своей армией, то почему нам нельзя? Мы тоже хотим принести американцам мир и демократию!
Параллели с реальностью даже немного пугают: во время аннексии понятно какого полуострова Россия так же ссылалась на косовский прецедент: тогда США и Европа в соответствии с законами международного права разбомбили Югославию и отняли принадлежащие ей территории.
* * *
После таких совпадений начинаешь иначе относиться даже к самым странным игровым сюжетам. Ждем новостей про газировку, зомби-вирусы и конец света? Который, кстати, обещают уже не первое тысячелетие, но все как-то не складывается.