Файтинг года: Mortal Kombat X, Guilty Gear Xrd
О номинации: игровые единоборства, в которые без затруднений смогут играть не только ценители серий, но и люди со стороны.
Файтинги — жанр, стоящий в некотором смысле особняком, но все же он неотъемлемая и необходимая часть основного потока в игровой индустрии. Эту нишу традиционно занимают знакомые крупные серии, и появление новых имен тут, скорее, отклонение от нормы, нежели обыденное явление.
В Японии файтинги любят больше, чем где бы то ни было в мире, поэтому значимого перерыва там не наблюдается. Проблема в том, что далеко не каждому будут интересны те же Dragon Ball Xenoverse или, скажем, J-Stars Victory VS , добравшаяся в этом году до Европы.
Продолжает развиваться симулятор реслинга WWE 2K16 , но он делает это без заметных рывков. Известный симулятор женской груди Dead or Alive не торопится на покой, однако еще не готов покорять новые вершины и отмахивается очередным переизданием Dead or Alive 5 — Last Round.
В общем, с новыми файтингами в этом году все совсем печально. Поэтому мы решили не присуждать никаких мест, а просто выделить два ключевых релиза. Два подхода — восточный и западный. Два полюса.
Guilty Gear Xrd
После того как Arc System Works с головой ушли в свою BlazBlue , на новый Guilty Gear надежды почти не осталось. Но в конце концов он вернулся — таким, каким и должен быть. Еще в прошлом году, правда, но до Европы он добрался только летом, а этой осенью неожиданно заявился на PC, где многие помнят его по пиратским модификациям Guilty Gear XX #Reload с онлайновым мультиплеером.
У Guilty Gear Xrd много проблем, но все они связаны с серверной инфраструктурой и работой маркетологов. Попросту говоря, в нее почти не с кем играть, если вы не в Америке и не в Японии, — в Европе игра вышла в «фоновом» режиме и с огромной задержкой, поэтому большая часть публики ее не заметила. Играть с кем-нибудь из других регионов невозможно, потому что в этом случае к не самому стабильному сетевому коду добавляется адский пинг.
Но если у вас есть знакомые, готовые играть всерьез, вы откроете для себя почти идеальный двумерный файтинг. Дьявольски сложный (поди объясни обычному человеку, чем красный Roman Cancel отличается от фиолетового), но красивый, быстрый, шумный и чертовски разнообразный. Каждый герой играется совершенно по-особому, и речь не только о длине их «хадукенов». Страшно представить, что раньше их было в два раза больше, да?
По сути, потеря существенной доли старого ростера (явно временная) стала единственным большим недостатком Xrd, но и тот искупается великолепным «апгрейдом» всех старых механизмов. В конце концов, это едва ли не единственный файтинг, которому переход от сложной спрайтовой графики к трехмерным моделям и сел-шейдингу пошел на пользу.
Mortal Kombat X
Продолжение знаменитого файтинга от команды Эда Буна выходило на сцену в атмосфере всеобщего ликования и завышенных ожиданий. Новая графика, обновленный список персонажей — и, как оказалось, все те же старые проблемы.
По печальному обыкновению последнего времени, оптимизация ПК-версии не блистала, а неторопливые патчи порой только добавляли сумятицы, ненароком удаляя сохранения игроков. Чтобы ситуация более или менее устаканилась, потребовалось время. Впрочем, и консольная версия немного подкачала: из-за особенностей сетевых баталий даже в густонаселенном онлайне ожидание рейтингового поединка затягивалось.
Но для почти народного файтинга все это мелочи. Теплые воспоминания способны сгладить неприятное впечатление; главное, чтобы сама игра не скатывалась в откровенную халтуру, чего NetherRealm уже не могут себе позволить. Технически это все тот же доступный файтинг, в котором освоить базовые техники проще простого. Легкие в исполнении спецприемы и комбинации всегда выделяли Mortal Kombat из числа прочих файтингов, а фирменная жестокость добавляла индивидуальности. Mortal Kombat X в этом плане получилась образцовой наследницей — мрачной, жесткой, кровавой и по-прежнему дружелюбной к игрокам.
Главный спорный момент тут кроется вот в чем: составляя список бойцов, Эд Бун ориентировался больше на личные вкусы и маркетинговые соображения, нежели на некую высшую идею. Почти все файтинги верны традициям и предпочтениям поклонников, поэтому бережно хранят всех полюбившихся персонажей, оставляя их стиль боя узнаваемым ради ветеранов.
Mortal Kombat X же не чурается того, чтобы заменять знаковых героев совсем уж невообразимыми кандидатами, вроде Чужого и Хищника. Свежая часть серии твердо решила привлекать новую публику, даже в ущерб чаяниям старых поклонников, — и едва ли можно однозначно оценить это решение.
Но Mortal Kombat X — все еще Mortal Kombat. И чертовски хороший.
Прогноз на 2016 год
В следующем году на новой технической базе перезапустят сразу три ключевые серии файтингов.
Полным ходом идет обкатка Street Fighter 5. Крупнейшие киберспортсмены вовсю осваивают альфа- и бета-версии, и в феврале знаменитые поединки вновь вернутся на большую сцену, правда, теперь уже только на PlayStation и PC.
Ждет своего часа продолжение серии Tekken. По традиции разработчики японских файтингов на протяжении года обкатывают баланс и механику на игровых автоматах, прежде чем игра появится на домашних консолях. И хотя точная дата релиза Tekken 7 пока не известна, стоит ожидать выхода игры в ближайшие месяцы.
Еще один ветеран жанра лег на новый курс. The King of Fighters XIV обещает ростер из полусотни персонажей и переосмысленное визуальное оформление. Классическая спрайтовая анимация уступит место трехмерным моделям. Насколько гармоничным все это окажется в итоге, увидим в следующем году.