Интерактивное кино: Tales from the Borderlands, Life is Strange, Until Dawn
О номинации: к жанру интерактивного кино принято относиться с некоторым снисхождением. Дескать, и не игры это вовсе — одни диалоги да QTE. В какой-то мере так оно и есть, но зато это позволяет разработчикам полностью сосредоточиться на сюжете, персонажах и постановке. В конце концов, игры этого жанра выходят регулярно и неизменно пользуются популярностью.
Minecraft: Story Mode еще на стадии анонса казалась самым смелым экспериментом Telltale со времен Strong Bad’s Cool Game for Attractive People. Но если в предыдущем случае было непонятно, как разработчики справятся с неоднозначным визуальным стилем оригинала, то тут завеса неопределенности накрыла еще и игровой процесс.
Но сюрприза не получилось. Story Mode оказалась типичной игрой от Telltale, с фирменной «кубической» графикой Minecraft и кучей отсылок для поклонников. Здесь традиционно много разговоров (и даже ни на что толком не влияющий выбор есть), а создание предметов, строительство и прочие особенности оригинала оформлены как QTE.
Но, в отличие от прочих проектов Telltale, Story Mode явно рассчитана на аудиторию помладше, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Шутки не особо изобретательны и часто строятся на ситуациях в духе «Тома и Джерри», а сюжет — типичная сказка о дружбе. На момент написания статьи вышли еще не все эпизоды, но общее положение вещей едва ли изменится.
А вот первый сезон Game of Thrones от все той же Telltale закончиться успел, но проблемы, наметившиеся еще в первом эпизоде, к финалу так и не развеялись. Грязная некрасивая картинка, скупая анимация и смешно кривляющиеся герои с ходу рушат суровую атмосферу первоисточника, но это еще меньшая из бед.
Игра вчистую проигрывает в самом важном: здесь до обидного проходной сюжет. Рассказ о доме Форрестеров, которые вскользь упоминались в книгах Мартина, должен был дополнить и расширить вселенную «Игры престолов».
На деле же он почти один в один повторил историю Старков. Списано почти всё, от сюжетных поворотов до самих образов новых персонажей. Старая сказка на новый лад. Зато режут Форрестеров так же виртуозно, как Старков. Кое-как вытягивают игру разве что знакомые герои с позаимствованной у актеров из сериала внешностью, но во втором сезоне этот трюк уже не пройдет.
На наше счастье, в этом году Telltale все же выпустила игру, достойную почти безоговорочных похвал.
3-е место: Tales from the Borderlands
Серия Borderlands на удивление быстро полюбилась игрокам и стала одной из важнейших франшиз 2K. И добилась она этого явно не за счет лишь манчкинства и веселого кооператива: секрет ее популярности кроется в пронизанной духом фантастического вестерна вселенной. Планета Пандора, населенная преимущественного свирепыми тварями и чокнутыми бандитами, — местечко запоминающееся. И разработчики из Telltale решили отправить вас туда не в шкуре закаленного бойца, а в роли «белого воротничка» по имени Рис.
На Пандоре Рис встречает аферистку Фиону, и их дальнейшие приключения выливаются в классическую авантюрную комедию, щедро приправленную черным юмором в духе первоисточника. Свою «сериальную» карьеру разработчики из Telltale начинали с комедийного жанра, и именно в нем они особенно хороши, так что вселенная Borderlands позволила им расправить плечи. Следить за Рисом и Фионой, которые буквально на каждом шагу влипают в неприятности и ловко из них выпутываются, не надоедает вплоть до финального эпизода.
Более того, после великолепной концовки сложно отделаться от мысли «хочу еще». В этом заслуга не только искрометных шуток и диалогов, но и отлично поставленных остросюжетных сцен, которые успешно отвлекают внимание от того обстоятельства, что с точки зрения механики Tales from the Borderlands — типичная игра от Telltale. И это единственный ее существенный недостаток.
2-е место: Life is Strange
Life is Strange примечательна уже своими создателями: студия Dontnod пару лет назад выпустила в сотрудничестве с Capcom оригинальный экшен Remember Me , который, увы, продавался скверно. Неунывающие французы решили взяться за новую игру, заручившись поддержкой другого японского издателя — Square Enix. Бюджет их нового творения оказался куда скромнее, и, возможно, именно это сделало Life is Strange столь прекрасной.
Игра позволяет нам поворачивать время вспять, но этот фантастический элемент раскрывается через историю простой девушки Макс, сталкивающейся с типичными проблемами взросления, через которые проходили (или проходят прямо сейчас) многие из нас. Сверхъестественные способности здесь не столько инструмент спасения мира, сколько возможность исправить свои ошибки, наладить отношения с окружающими и получше узнать их.
Life is Strange — игра о людях; она искренне и достоверно рисует виртуальную повседневность в крохотном городке Аркадия-Бэй и погружает в нее игрока. Все важные персонажи, и Макс в особенности, выписаны столь тщательно, что к концу игры не покидает ощущение, будто знаешь всех лично. Это делает даже самые обычные события значимыми.
В игре есть и детективная линия, и мистическая, но в итоге все это отходит на задний план. Самые сильные эмоции вызывают обычные житейские переживания и проблемы героини. Благодаря им история становится по-настоящему личной. Очень надеемся, что разработчики возьмут это на заметку.
1-е место: Until Dawn
Until Dawn стала одним из самых больших сюрпризов 2015 года. Взяв за основу механику игр Quantic Dream, разработчики создали интерактивное кино, заткнувшее за пояс как минимум последнее творение Дэвида Кейджа.
На глубокий смысл игра не претендует. Завязка у нее тривиальная: группа подростков собирается в домике посреди глухого леса, и тут появляется маньяк. Мы видели такое сотни раз, но оно все еще не изжило себя.
Однако разработчики не эксплуатируют знакомый ход. Поверх банальной завязки постепенно нарастают новые слои, и мы то и дело сталкиваемся с сюжетными «крючками», так что сериальный формат тут очень кстати. Место найдется и мистике, и слэшеру, и выяснению отношений между типовыми, но хорошо прописанными героями. Сценарий игры выстроен мастерски и за шкирку держит крепко.
Но, что гораздо важнее, из Until Dawn, в отличие от прочих номинантов, кино получилось по-настоящему интерактивное. Именно от действий игрока зависит, кто доживет до рассвета. Если «особенно» повезет, первые лучи солнца не увидит вообще ни один из персонажей.
Игра использует идею эффекта бабочки — любое, даже весьма незначительное, решение может самым драматичным образом сказаться позднее. Неудачная реплика, неаккуратно выполненное QTE, невнимательность играющего — на сюжет способно повлиять что угодно. В действительности далеко не все ошибки фатальны, но при первом прохождении вы об этом просто не знаете, а потому руки не перестают трястись на протяжении всего прохождения.
А уж внешняя сторона игры — и вовсе отдельная тема. Until Dawn большую часть времени вправду похожа на кино. Как опять же в случае с играми Дэвида Кейджа, сторонний человек может просто сидеть рядом с вами и наслаждаться прохождением, словно хорошим сериалом. Но вот давать ему в руки джойстик страшновато — терять персонажей здесь очень больно.
Прогноз на 2016 год
Конвейер Telltale в 2016 году останавливать не планируют. В феврале начнется мини-сериал The Walking Dead: Michonne , а там и до третьего сезона недалеко — точная дата выхода не называется, но все должно случиться в течение года.
Официально подтверждено, что ведется работа над вторым сезоном Game of Thrones , и с ним разработчики медлить не собираются. Совместный проект Telltale и Marvel увидит свет лишь в 2017-м, а вот игровой сериал по мотивам «Бэтмена» пойдет в эфир уже в следующем году.
В марте подоспеет переиздание для PS4 Heavy Rain — по мнению многих, лучшей на данный момент игры Quantic Dream. Что нового она покажет, разработчики не сообщают, но вряд ли они зайдут дальше улучшенной графики.
И наконец, мы надеемся на анонс второго сезона Life is Strange , о котором разработчики говорили уже не раз.