16 января 2016
Обновлено 17.05.2023

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc.

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - изображение обложка
Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 1

О номинации: сюда включены игры, где можно проиграть, начать заново и неожиданно обнаружить, что условия изменились до неузнаваемости.

В Sunless Sea окончательная смерть — обоюдоострый меч, который, с одной стороны, заставляет переживать из-за каждой ошибки, но идти дальше несмотря ни на что, а с другой — ничуть не помогает последующим прохождениям, поскольку как бы генератор ни перетасовывал острова, читать вы все равно зачастую будете те же истории, что уже читали. Стелс-платформер The Swindle точно так же заставляет принимать каждое решение как последнее, но подводит генератор уровней: бывает, что они оказываются непроходимыми __ изначально.

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 2

Massive Chalice сделала ставку на евгенические эксперименты, но это ее не спасает — скрещивать героев и смотреть, что вырастет из потомства, весело только первые несколько часов. После этого становится ясно, что игра показала все, что могла, и теперь просто намерена повторять и повторять это до самого конца. Интересных ситуаций не хватает даже на одно прохождение, что уж говорить о нескольких.

В то же время суть отлично уловила крошечная Downwell. Аккуратная, быстрая, выверенная во всем мобильная игра про падение в «рандомизированный» колодец с ходу захватывает и легко оказалась бы в тройке, если б не следующий проект.

3-е место: Nuclear Throne

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 3

Когда Nuclear Throne только начинали делать, Ян Виллем Найман выступал с докладом о том, что обеспечить игроку должные ощущения от шутера можно, просто заставив экран правильно трястись. Nuclear Throne воплощает эту мысль лучше, чем что бы то ни было на свете.

Если честно, эта игра была готова и год назад, и два — просто радужный дуэт Vlambeer не мог перестать добавлять в нее новые вещи. Это чистейшая энергия, которая в точности как надо ставит фактор случайности себе на службу, каждый раз с нуля выстраивая безумный bullet hell, под который подстраиваешься на лету. Даже если все складывается неудачно, нужно просто позволить Nuclear Throne подхватить вас — и нестись вперед.

2-е место: Crypt of the Necrodancer

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 4

Помесь классического rogue-like (тут есть и раунды, и клетки-тайлы) с ритмической игрой, Crypt of the Necrodancer заставляет игрока почувствовать то, что чувствуют герои игры: что времени не существует, что сердце бьется в такт музыке, что пальцы двигаются под бит самостоятельно.

Стоит хотя бы на секунду отвлечься от ритма, побороть рефлексы, передать управление мозгу — и ритм нарушится, стробоскоп погаснет, безупречная цепочка убийств прервется, а там и до поражения недалеко. Здравомыслие здесь категорически не применимо, все новое, что подкидывает игра, каждый раз испытывается по наитию и наугад — и именно поэтому каждая новая заточка воспринимается не как предмет экипировки, а как изменение правил игры. Которое вдобавок осмысливаешь уже постфактум, переводя дух перед очередным забегом.

Crypt of the Necrodancer далеко не так проста, как кажется на первый взгляд: за незамысловатой с виду идеей «прыгай по подземельям в такт стрелке метронома» стоит глубокая и продуманная механика, а мультяшные ролики раскрывают такую мрачную историю, что хоть выжимай депрессию и делай из нее дополнение к Bloodborne. Но эта депрессия не бросается глаза, а мягко оттеняет то, что делает игру прекрасной: безудержную динамику и всепоглощающую музыкальную магию. Всемогущий ритм. Бесконечный танец.

1-е место: Invisible, Inc.

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 5

Формально Invisible, Inc. можно назвать пошаговой тактикой про скрытность. Но не верьте формальностям — на самом деле это бесконечный генератор шпионских историй. Обходясь минимумом инструментов, игра раз за разом рисует совершенно непохожие друг на друга сценарии — то развеселую «бондиану», то фильм-ограбление, то триллер о диверсантах в тылу врага — и предлагает поставить по ним свое личное приключение. И убедиться на собственном опыте, что без роялей в кустах и чудесных спасений в последние секунды шпионские истории обычно складываются далеко не так гладко, как в фильмах.

Invisible, Inc. прекрасно знает, что стоит оговорить сразу, а что должно оставаться неожиданностью. Вы не проиграете миссию из-за того, что ваш снайпер промахнется по врагу при вероятности попадания в 98%. Вы проиграете ее из-за того, что охранник обернется на излишне громкий стук за стеной и краем глаза заметит открытую дверь. Или из-за того, что, понадеявшись на авось, юркнете в темный закоулок и удивите дремлющего там сторожа. Или из-за того, что дверь в дальнем углу окажется не долгожданным выходом, а кладовкой.

Но иногда — и чем дальше, тем чаще — вы не станете из-за этого проигрывать. Попав в безнадежную ситуацию, вы окинете карту взглядом… И увидите шанс. Рыжая хакерша отпрыгнет от компьютера и спрячется за диваном за секунду до того, как в комнату заглянет сторож. Вечно пьяный частный детектив подкрадется к патрулю и сопрет у замыкающего ключ-карту от выхода. Блондинистая русская «солдатка» выскочит из-за угла и одним ударом отправит охранника в нокаут, попутно всадив его коллеге парализующий дротик в лицо.

Invisible, Inc. создает ситуации и дает игрокам возможность самим превращать их в захватывающие сцены. И именно за это — про что потихоньку начинают забывать — мы всегда и любили «рогалики».

Процедурная игра года: Nuclear Throne, Crypt of the Necrodancer, Invisible, Inc. - фото 6

Прогноз на 2016 год

Игр много, но будем кратки. Enter The Gungeon многообещающим образом продолжает дело Nuclear Throne и The Binding of Isaac во всем, что касается процедурного bullet-hell. Below от создателей Sword & Sworcery делает вас на редкость уязвимым, но делает это красиво. Darkest Dungeon испытывает на прочность душевное здоровье типичной ролевой партии, а в Crawl за монстров будут играть ваши друзья. А еще будет No Man’s Sky.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь