Заслуживает ли «Выживший» премии «Оскар»?
В этом году среди претендентов на премию «Оскар» имеется один явный фаворит — новая картина мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» претендует на победу сразу в двенадцати номинациях, включая «Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучший режиссер», «Лучший актер второго плана» и «Лучший оператор».
Иньярриту, к слову, был одним из главных триумфаторов прошлого года. С той церемонии он ушел с тремя статуэтками в кармане: предыдущая лента постановщика «Бердмэн» отпраздновала победу в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа».
Получится ли у Иньярриту закрепить или даже улучшить прошлогодний результат?
Почему «Выживший» заслуживает внимания и «Оскар»?
Путь «Выжившего» на киноэкраны сопоставим с путешествием самого Хью Гласса. Права на экранизацию были куплены еще до выхода книги, но затем проект на долгие годы угодил в производственный ад. Съемки постоянно откладывались, менялись режиссеры, продюсеры и исполнитель главной роли, а когда процесс все-таки пошел, для многих членов съемочной группы это стало настоящим испытанием.
Иньярриту напрочь отказался использовать искусственное освещение и работал только при дневном свете, натурные съемки проходили в самых настоящих медвежьих углах, а затем в самый ответственный момент в Канаде… неожиданно наступила оттепель, и продюсерам срочно пришлось подыскивать новую локацию.
Подходящее место нашлось в Аргентине, и из-за задержек, переносов и прочих непредвиденных ситуаций затраты существенно превысили заявленный бюджет. Обычно после стольких неурядиц картины, мягко говоря, не блещут в прокате, но «Выживший» может стать одним из главных событий мира кино в начале года.
► Из-за того, что съемки «Выжившего» затянулись, Харди пришлось отказаться от роли в «Отряде самоубийц».
Благодаря скрупулезному вниманию к деталям «Выживший» смотрится естественно, и порой на лицах актеров мы видим подлинную муку — как, например, в сцене, где Гласс ест сырую печень бизона. Это снято вживую, и убежденный вегетарианец ди Каприо действительно ест на камеру настоящую печень бизона.
Не отстает от партнера и Том Харди. Его Джон Фицджеральд на экране предстает истым мерзавцем, которому самое место не столько в «Выжившем», сколько в недавней «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино, причем всю тамошнюю восьмерку Фицджеральд легко заткнет за пояс.
Второе явное достоинство фильма — операторская работа. Эммануэль Любецки показывает величественные виды суровой и прекрасной американской природы, а поскольку все сцены снимались на натуре, режиссер получает возможность еще раз донести до нас главную мысль картины: насколько один-единственный человек ничтожен пред первобытными стихийными силами и насколько крут и могуч Хью Гласс, что сумел выйти из этой схватки победителем.
Несмотря на неспешное в целом повествование, «Выживший» порой взрывается удивительно напряженными сценами. Например, атаку индейцев на лагерь охотников в самом начале фильма можно назвать одной из самых динамичных сцен современного кинематографа за последние лет десять. А ведь большая ее часть снята без монтажа: камера следует от одного персонажа к другому прямо в гущу битвы. Любецки тоже номинирован за «Выжившего» на «Оскар», и, пожалуй, именно его работа больше всего заслуживает статуэтки.
► Реальный Хью Гласс пережил драку с медведями и трехсоткилометровый путь до ближайшего очага цивилизации, но все злоключения не заставили мужественного охотника сменить род деятельности. Это его и сгубило — десять лет спустя Гласс попал в засаду индейцев и погиб.
Почему «Выживший» не заслуживает «Оскар»
Для фильма подчеркнуто натуралистичного и основанного на реальных событиях «Выживший» местами совершенно… неправдоподобен. Человек с такими ранами, оставшись совсем один, на морозе, без припасов и медицинской помощи, с каждым днем будет слабеть. Хью же, напротив, с каждым кадром делается все сильнее, и если поначалу он может только ползти или хромать, то к концу фильма уже вообще не производит впечатление человека, пережившего встречу с медведем и несколько месяцев питавшегося ягодами да сырым мясом.
► Средний вес медведя гризли составляет от трехсот до четырехсот килограммов. Средняя скорость — примерно 30—40 километров в час. Внимание, вопрос: какое давление способна выдержать грудная клетка одного отдельно взятого охотника, если вышеуказанный медведь сначала сшиб его с разбега, а потом вдоволь попрыгал сверху?
Как и в случае с недавним «Марсианином», мы имеем в центре повествования только одного героя и логично считаем, что до финала с ним ничего смертельного не произойдет. Однако сценаристам мало с самого начала поместить персонажа в катастрофическое положение (забыли на Марсе, помяла медведица), они хотят, чтобы зритель постоянно переживал.
И вот уже несчастный Хью принимает ледяные ванны, сплавляется через пороги, удирает от индейцев и… сигает на лошади с обрыва и падает на елку. Нет, человек может пережить падение на дерево с большой высоты, Джеки Чан подтвердит, вот только своими ногами он потом точно ходить какое-то время не сможет.
Многих зрителей, напротив, покоробила излишняя натуралистичность отдельных сцен — в первую очередь поедание сырой печени бизона, ночевка в трупе лошади и даже финальная драка между Глассом и Фицджеральдом, в которой можно было бы обойтись и без отрубания пальцев.
Да и вообще фильм пытается выставить Джона Фицджеральда в слишком уж плохом свете. Давайте поставим себя на его место. Вы только что лишились груза пушнины и годового заработка. Вы вынуждены взвалить на себя пожитки и тащиться пешком по пересеченной местности триста километров до ближайшего жилья. У вас на хвосте висят индейцы. Внимание, вопрос: насколько сильно и долго вы будете хотеть тащить за собой носилки с человеком, который, судя по ранам, вообще не жилец?
Всего за несколько минут экранного времени до Фицджеральда Хью едва не пристрелил капитан Генри, да духу не хватило. Поступок Фицджеральда в тех условиях вполне логичен.
► Майкл Панке в настоящий момент служит послом США в штаб-квартире ВТО, и ему запрещено участвовать в любых мероприятиях, посвященных его книге.
Однако для драмы нужно двое, нужен антагонист, и Иньярриту как будто мало противостояния Хью и первобытной природы, он превращает в Фицджеральда в настоящего злодея, беспринципного отморозка, который пойдет на все, лишь бы сохранить свою шкуру.
Однако же есть два «но». Во-первых, имеются все основания полагать, что подавляющее число пионеров фронтира моральным обликом не отличались от Фицджеральда, а во-вторых, чистое зло в незамутненном виде хорошо только в детских поучительных мультфильмах, а во взрослом кино хотелось бы видеть более сложных и неоднозначных персонажей. Фицджеральд к ним, увы, не относится.
Есть в «Выжившем» и несколько сцен и даже сюжетных линий, об уместности которых можно спорить. Зачем в картине все эти сны и видения Хью, которые настолько перемешиваются с реальностью, что не сразу поймешь, наяву это происходит, или Гласс бредит, или ему это снится?
Кроме того, временами повествование переключается либо на Фицджеральда с Бриджером, либо на остальных охотников, либо на отряд индейцев, бессмысленно странствующих в поисках похищенной дочки вождя. Эти сцены отвлекают от страданий Гласса и при этом никакой особой смысловой нагрузки не несут.
► В преддверии фильма роман Майкла Панке вышел и в России.
Если Иньярриту посвятил фильм противостоянию героя и дикой природы, зачем было вводить эти линии? А если уж ввел, почему бы не развить их посильнее? В текущем виде они лишь увеличивают хронометраж и замедляют повествование.
Почему Леонардо ди Каприо заслуживает «Оскар»
В этом году ди Каприо выдвигается на «Оскар» в пятый раз. Другие назвали бы это серьезным достижением — в портфолио многих известных актеров, например, недавно ушедшего из жизни Алана Рикмана, нет ни одной номинации на премию Американской академии кинематографических искусств и наук.
Однако в случае с ди Каприо публика уже давно верит во вселенский заговор и строит предположения о том, когда же актер получит заветную статуэтку. Каждый раз, когда в номинациях числится ди Каприо, шумиха вокруг «Оскара» превращается в веселую игру, и победитель в номинации «Лучший актер» волнует всех куда больше, чем все прочие лауреаты.
► Спустя почти двадцать лет после «Титаника» ди Каприо таки научился плавать в ледяной воде.
В этом году шансы ди Каприо высоки как никогда. Академия любит вручать награды либо за роли выдающихся личностей, которым пришлось по-настоящему несладко (еврей-пианист в варшавском гетто во время второй мировой, гениальный слепой музыкант, король Англии, борющийся с собственным заиканием), либо тем актерам, кто пошел на серьезные жертвы ради искусства (да и то не всегда).
Дэниел Дэй-Льюис ради роли в «Моей левой ноге» не вылезал из инвалидной коляски (дали «Оскар»). Ради «Последнего из могикан» актер набрал мускульную массу, научился управлять каноэ, стрелять из кремневого ружья и добывать себе пропитание охотой (не дали «Оскара»). Ради фильма «Во имя отца» Дэй-Льюис сидел в тюремной камере и требовал, чтобы его обливали холодной водой (ну ладно, номинация), а во время подготовки к съемкам «Эпохи невинности» два месяца носил одежду английского аристократа XIX века. Мэтью Макконахи, обошедший ди Каприо два года назад, для роли в «Далласском клубе покупателей» сбросил больше двадцати килограмм, а что же в этот раз сделал ди Каприо?
► Леонардо ди Каприо и Алехандро Гонсалес Иньярриту на съемках «Выжившего».
А он участвовал в изматывающих съемках при температуре ниже минус тридцати по Цельсию, нырял в ледяную воду и ел сырую печень бизона, будучи вегетарианцем. Каждый день ди Каприо вставал в три часа ночи, около пяти часов кряду ему накладывали грим, а затем еще два часа везли до места съемок. Кажется, актер просто по совокупности всего этого уже заслужил статуэтку. Никто из его конкурентов в этом году и близко не шел на подобные жертвы.
Кто получит «Оскара»?
Напоследок давайте взглянем на котировки букмекеров (а те очень редко ошибаются): чем ниже коэффициент, тем выше шансы на победу. Согласно котировкам, если в этом году ди Каприо обойдут в борьбе за «Оскар», кто-то сказочно обогатится. Он лидирует с коэффициентом 1,14. Это почти гарантированная победа, у ближайшего конкурента, Майкла Фассбендера, коэффициент — 21,58, у Эдди Редмейна — 22,56.
У Эммануэля Любецки в номинации «Лучшая операторская работа» шансы чуть ниже — 1,25, но он безоговорочный фаворит. Шансы Иньярриту второй год подряд забрать домой «Оскара» за лучшую режиссуру оцениваются в 2,10. А вот Том Харди, скорее всего, уедет ни с чем — в номинации «Лучший актер второго плана» его коэффициент составляет 21,00, а лидирует Сильвестр Сталлоне — у него 1,67.
А вот в номинации «Лучший фильм» пока не все ясно. Самые большие шансы на победу — у картины «Игра на понижение», которую буквально на днях признали фильмом года по версии Гильдии продюсеров США. Последние восемь лет обладатели этой премии совпадали с победителями «Оскара». Кроме «Игры на понижение», в число фаворитов входят «В центре внимания» и «Выживший», но у истории Хью Гласса шансов меньше.