В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают
Редактируя рецензию Святослава Торика на This War of Mine чуть больше года назад, я позволил себе возмутиться.
This War of Mine ведь уникальная. Она умудряется быть совершенно невеселой игрой (потому что в войне нет ничего веселого), но все равно затягивать процессом. Она делает из простых геймплейных ситуаций мощнейшие сюжеты. Она показывает войну так, как в играх никто толком ее не показывает. «Да как же так, — подумал я. — Критиковать эту игру за недостаток эмоций?»
Вычитал остаток рецензии, налил чаю, хорошо высморкался. И отправил текст на корректуру.
Святослав просто-напросто обратил внимание на те вещи, на которые я смог закрывать глаза дольше, чем он.
В какой-то момент выживание в This War of Mine — сложное, выверенное — действительно начинаешь воспринимать как бухгалтерскую работу. К концу первого дня все завалы в убежище должны быть разобраны. К третьему у меня должен быть улучшенный верстак, чтобы смастерить топор и разобрать на дрова всю мебель в доме. К пятому надо смастерить не меньше двух работающих водяных фильтров. К седьмому — наладить производство алкоголя: на него мы сможем выменять что угодно. Кормить — только когда выживающие будут помечены как «голодные» не меньше двух дней. Новых людей не жалеть, от них проблем больше, чем пользы.
Это один критический огрех This War of Mine: когда ты раскалываешь устройство системы, эмоций уже не остается. Это не делает ее менее важной или особенной, но, вне всякого сомнения, тяготит. И вместо того чтобы искать способы решения проблемы, в This War of Mine: The Little Ones добавили еще одну сущность, которая ничего не меняет, — детей.
Настоящие дети балуются, растут и меняются — и гораздо быстрее, чем кажется. Да, они полны фантазий и видят мир иначе, но в то же время многое понимают. Я могу представить, как маленькая хулиганка сбегает ночью из дома, чтобы раздобыть лекарства для плачущего от боли опекуна. Или как семилетний мальчик задается каким-то жизненным вопросом, и от моего ответа зависит, что он сделает в трудный момент. Или его похищают во время набега на убежище и вынуждают меня предпринять спасательную вылазку.
Ничего из этого The Little Ones не показывает. Дети просто добавляют еще один ряд переменных сытости, усталости и недовольства. Они почти не помогают (можно научить их пользоваться, например, водными фильтрами, но пользы от этого чуть), они — обуза, которая больше мешает, чем трогает. Их нужно кормить, нужно лечить, нужно строить для них игровую площадку. Всё.
При этом дети всегда вне риска. Они бегают по этажам, играют в классики и не погибают, но убегают прочь, если их не кормить. Они ведут себя не как дети посреди охваченного войной города, а как населяющие заброшенный дом галлюцинации.
Посреди «настоящей» войны появляются почти неприкасаемые, но весьма назойливые «лучики солнца», и This War of Mine начинает казаться напрочь фальшивой. До сих пор она была непреклонна: если ошибка — то смерть, если смерть — то тщетная и некрасивая. Но теперь This War of Mine вдруг пошла на попятную, будто вспомнив, что она — игра, а в играх есть свои табу. Табу, кои на деле вовсе не табу, а просто темы, которые в играх затрагивать слишком странно и как-то неудобно.
Это дополнение — не про детей на войне. Его с тем же успехом можно было назвать «This War of Mine: Питомцы» и заменить детей котятами. При таком раскладе я, по крайней мере, могу представить себе один сильный момент: когда ты решаешь, умереть с голоду или съесть своего доброго двортерьера. В таком дополнении было бы ровно на один сильный момент больше, чем в The Little Ones.
Я не уверен, что хочу играть в серьезную драму, где можно есть детей. Но если произведение, прежде стремившееся в полной мере показать ужасы войны, вдруг понимает, что все ужасы показать не получается, и с видимой робостью обходит неудобные моменты, хотя раньше не боялось ничего, — стоило ли тогда вообще соваться на эту территорию?
Короче говоря, самое ценное в The Little Ones — это перенос хорошей игры, в которую вы, возможно, не играли, на платформу, где вы, возможно, в нее таки сыграете, со всеми обновлениями и приличной адаптацией под геймпад. Расстраиваться же из-за того, что дополнение про детишек пока отсутствует на PC, вряд ли стоит. Всё главное — в оригинале.