09 февраля 2016Спец
Обновлено 17.05.2023

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - изображение обложка
С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 1

Одновременно со спорным успехом в рядах Microprose, очевидно, распространилась боязнь не повторить формулу, что однажды вывела X-COM: UFO Defense в высшую лигу стратегий. При этом Microprose, которую совсем недавно выкупила знаменитая контора Hasbro, не побоялась эксперимента даже более смелого, чем в X-COM: Apocalypse. К тому времени (1998 год) как раз расцветал жанр космического симулятора, и X-COM изменил свою природу как в сюжетном, так и во всех остальных смыслах.

В сюжетном — потому что теперь организация X-COM служит не последним рубежом обороны против вторжения, а средством защиты коммерческих интересов земных корпораций, добывающих ресурсы в отдаленных космических колониях.

В практическом — потому что экономика и развитие упрощены, а тактические сражения вообще ампутированы. В X-COM: Interceptor мы управляем резвым перехватчиком и лично пресекаем вражеские налеты. Расширяем сферу влияния на новые колонии, получаем новое финансирование… и тому подобное.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 2

► Записка про сектоидов на приборной панели — на всякий случай, а то вдруг мы забудем, что это X-COM.

Не понятно, на что рассчитывали в Microprose. XCOM: Interceptor — посредственный космосимулятор, не дотянувший ни до Wing Commander , ни до образчиков жанра меньшего калибра. Стратегическая часть, в сравнении с тем, что было в классическом X-COM, упрощена до неприличия.

Все же X-COM: Interceptor нельзя назвать провальной игрой, само по себе это жанровое смешение игралось недурно, но с оригиналом ее почти ничто не связывало. Как и X-COM: Email Games 1999 года, компьютерное подобие настольной игры с мультиплеером по электронной почте. А что вы хотели от Hasbro Interactive? Впрочем, редкий старик нынче вспомнит эту поделку.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 3

► Серверы Email Games отключены, однако силами некоторых героев по сей день поддерживаются утилиты для сетевой игры.

Мало того, в стенах Microprose потихоньку зрел тактический шутер по мотивам X-COM. Его судьба совсем незавидна. Он побродил из рук в руки и формально двинул кони под присмотром Infogrames , которая выкупила Hasbro.

Задумка, впрочем, была не самая гибельная — боевик с тактическим управлением отрядом из четырех человек, каждый с уникальными свойствами, умениями и обликом. Обещали и мультиплеер о нескольких режимах: захват флага, командный deathmatch и что еще в те времена было модно… X-COM: Alliance разрабатывали до 2002 года, не единожды перенося сроки, и в конце концов отменили.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 4

► Alliance собирались запустить на популярном тогда Unreal Engine, да еще и воплотить разрушаемое окружение, как в классическом X-COM.

Другой невышедший X-COM нам жалко еще больше: X-COM: Genesis должен был вернуться к идее тактического пошагового боя. И в полном 3D — к 2001 году, когда игру отменили, многие стратегические серии собирались с духом для переезда в третье измерение.

У X-COM, как видите, не срослось. Работы вела команда Chapel Hill , недавно доделавшая X-COM: Interceptor, и намерения у них были относительно благие. Да, тактические бои, но в реальном времени. Зато с тактической же паузой. Однако пошаговый вариант еще долго бередил умы — как проверенный временем. Но какая разница? В декабре 1999 года проект свернули, а спустя несколько месяцев распустили команду.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 5

► От Genesis не осталось ничего, кроме нескольких материалов, анимаций и скриншотов.

Одно из смелых начинаний на рубеже веков все-таки добралось до релиза. К сожалению. X-COM: Enforcer — убогая аркада про отважного шагающего робота на службе у защитников планеты. Служба заключалась в поломке телепортов злых инопланетян и спасении гражданских. Выстрелил, взорвал все к чертям, собрал рассыпавшиеся циферки, для приличия названные научными очками, и побежал дальше. Печальный финал долгого падения — X-COM: Enforcer вышел в 2001 году последним в собственной серии и завершил собой эпоху.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 6

► И к чему мы обучали, холили и лелеяли отряды особого назначения, когда хватило бы одного киборга?

На одиннадцать долгих лет X-COM отправился в изгнание.

Сам себе Голлоп

Надежды на Hasbro и Microprose не осталось — вторую прикрыли в 2003 году уже после превращения ее в подразделение Infogrames. Тогда неравнодушные джентльмены со всего мира горько вздохнули и взялись за дело. В течение многих лет бренд X-COM не проявлял признаков жизни, зато его идейные собратья появлялись один за другим.

Первыми выступили чехи. Студию ALTAR Games создали еще в 1997 году в чешском городке Брно. В ее руки попали наработки братьев Голлоп — так и не вышедшая игра Dreamland , которая и должна была продолжить род тактических стратегий про защиту Земли.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 7

ALTAR перелопатили едва ли не весь код, полученный от британских уникумов. Вышедший в 2003-м UFO: Aftermath , впрочем, показал полное отсутствие у разработчиков чутья. Даже оригинальная фабула не спасает: мы не защищаем Землю от вторжения, ведь защищать некого, почти все люди погибли от внеземных спор.

Уцелевшие же создают организацию наподобие X-COM и начинают войну с пришельцами и земными мутантами. Экономическую часть упразднили, бои бесповоротно ушли в реальное время — уже этого было достаточно для краха. Но UFO: Aftermath оставался единственным продолжателем рода и к тому же — вопреки всем преступлениям против жанра — игрался задорно.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 8

К счастью, ALTAR Games учились на собственных ошибках. UFO: Aftershock , вышедший спустя два года, явил восстановленный стратегический режим со строительством баз, какую-никакую дипломатию и даже многоэтажность уровней. UFO: Afterlight предлагала захватывать Марс примерно в тех же условиях, с незначительными оговорками. Попытку ALTAR возродить идею нельзя оценить особенно высоко, но энтузиазма и страсти у них хватало.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 9

Другая чешская команда пять лет сооружала полную копию самого первого X-COM. В 2007 году Chaos Concept выпустила единственный свой проект, UFO: Extraterrestrials , относительно точный перенос механики 1993 года на современные рельсы — ну, относительно современные, потому как визуально игра уже на момент выхода отстала от времени. Правда, вместо Земли мы защищаем ее отдаленную колонию, но сути оно не меняет. Сейчас Chaos Concept готовят приквел UFO2 Extraterrestrials: Battle for Mercury. После нескольких переносов (разработка идет по меньшей мере с 2009-го) датой выхода значится весна 2016 года.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 10

Кроме того, в сети найдется масса клонов X-COM с открытым кодом. Первый из них — попросту подрихтованный X-COM: UFO Defense. Подобным образом рожден OpenXcom. Другой пример — UFO: Alien Invasion , вполне компетентный ремейк (с трехмерной графикой, ух ты!) 2007 года. Поддерживается даже сегодня. Бесплатных проектов на базе X-COM вообще тьма тьмущая.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 11

Наконец, последней попыткой возродить исходную концепцию стала Xenonauts , притом появившаяся уже после реставрации настоящего X-COM силами Firaxis. Пожалуй, изо всех попыток повторить успех братьев Голлоп именно Xenonauts — самая тонкая, атмосферная, аутентичная и первобытно сложная.

Враг снова неизвестен

В один прекрасный день 2K Games оказалась владелицей давно усопшей торговой марки. Поколение сменилось, поэтому анонс перезапуска не заставил себя ждать. В январе 2012 года мир узнал, что Firaxis — студия Сида Мейера, другого признанного мастера стратегического жанра, — придумывает игру заново.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 12

► Enemy Unknown привнес в серию кинематографичность и кое-какой сюжет. А вот история, порождаемая геймплеем, ушла на второй план.

Уже к осени проект дотянул до релиза, и мнение общественности вновь разделилось. Новый XCOM: Enemy Unknown честно отрабатывал все, чего от него ждали. Знаменитый земной шарик на главном экране обрел детализацию, но потерял в интерактивности — нельзя ни строить новые базы, ни прочесывать небо в поисках летающих тарелок, ни вылетать на две миссии одновременно. Из этой слабости сделали особенность: игрока регулярно вынуждают выбирать одну из двух вылазок. Разумеется, проигнорированная миссия повышает тревогу в регионе и бьет по финансированию.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 13

► Пристально сверлить взглядом голограмму Земли нет нужды — события редки, а уведомления о них заметят даже ваши соседи.

Менеджмент базы обрел новую плоскость — буквально. Вместо плана сверху мы наблюдали родную цитадель сбоку, как срез грунта, и новые помещения вырубались прямо в горных породах. Так Firaxis показывали жизнь вашей базы: солдаты качают пресс в спортзале, ученые снуют по лаборатории, в изоляторе томится пленный пришелец.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 14

► Карты грамотно сформированы, и их достаточно много, чтобы не повторяться значительный срок. Но если засесть надолго или начать по новой…

Словом, акцент сильно сместился в сторону тактических битв. Несмотря на их приспособленность под геймпад, операции не потеряли тактической глубины. Появилась продвинутая система укрытий, специализации солдат, открывающие простор для мысли, сложносочиненные уровни, наконец. Кое-чем пожертвовали: встреча с чужими строго заскриптована, как только встретите первого из них — они тут же получают право хода. Понятное дело, никакого эффекта неожиданности нам не видать. А про процент попадания вы и так, скорее всего, знаете. И про снайперов, мажущих в упор при вероятности в 95%.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 15

► Бойцы в XCOM: Enemy Within со временем вообще теряют человеческий облик. Сколько здоровых рук и ног было отрезано во имя спасения Земли?

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 16

► Дополнение рекомендуется еще и тем, кому прежде не хватало проблем. Для самых же отчаянных подойдет модификация Long War.

С дороги, агент Малдер! История X-COM, часть вторая - фото 17

► При безупречном стиле в духе «как фантасты 1950-х представили бы себе технологии пришельцев» XCOM Declassified весьма скуден как тактический боевик.

Дополнение XCOM: Enemy Within не решило этих проблем, зато обогатило игру новой фракцией людей-коллаборационистов, кибернетическими и генетическими улучшениями. А между тем «по мотивам» был выпущен тактический боевик, The Bureau: XCOM Declassified. В истории серии он занимает незначительное место, особыми достоинствами похвастаться не может. Не считая, пожалуй, стилистики — 1950-е годы, сами понимаете, джаз, модные шляпы, строгие костюмы. И вторжение пришельцев, разумеется.

* * *

Новый XCOM 2 рисует еще более мрачную картину мира. Планета захвачена, правительства верно служат режиму пришельцев, а их полиция охотится за разрозненными и неорганизованными ячейками Сопротивления. X-COM всегда был про тревожную атмосферу — пришельцы появлялись из ниоткуда и нападали внезапно. Теперь, когда защитники Земли особенно уязвимы, этот дух лишь укрепляется. Но мы не из пугливых. Не раз уже давали по черепу всяким сектоидам и мутонам, надаем и сейчас.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь