11 февраля 2016Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Сегодня я журналист

Сегодня я журналист - изображение обложка
Сегодня я журналист - фото 1

Каждый день мы получаем письма от людей, желающих писать статьи в «Игроманию». Увы, далеко не все они представляют, что с этим делать.

Я воздержусь здесь от дежурных советов в духе «больше читайте» (и художественной, и рабочей литературы — очевидные вещи вроде «Новостной интернет-журналистики» Амзина и «Слово живое и мертвое» Норы Галь при минимуме усилий хорошо вправляют мозги), а также «больше работайте» и «расширяйте кругозор». Это всегда подразумевается. Здесь речь пойдет о конкретных проблемах, с которыми мы сталкиваемся, работая с начинающими авторами. Этот текст — об их ошибках и о том, на что действительно приходится идти, чтобы делать хорошие материалы.

Остерегайтесь «умных» слов

Сегодня я журналист - фото 2

Каким бы классным ни было слово «визионер», нет нужды проставлять его в каждом тексте, где фигурирует талантливый автор чего бы то ни было. Как бы убедительно ни смотрелось слово «коллаборация» — почти нет ситуаций, когда его нельзя было бы заменить обыкновенным «сотрудничеством».

Многие начинающие авторы тонут в канцелярите: душа просит писать, например, «данный» и «является» (вместо «этот» и тире соответственно — а то, мол, недостаточно весомо и серьезно), и в итоге живой текст превращается в нудную казенщину. Точно так же одно-единственное «ибо» делает из журналиста дедушку-сказителя, а теплая клетчатая калька с английского типа «обскурный» — эльфа-хипстера. Не то чтобы мы тут сами не из этих, но…

Не бойтесь писать просто. Научиться доносить сложные мысли простыми словами может быть куда труднее, чем нести заумь, — но при всем прочем это гораздо полезнее.

Пишите о важном

Сегодня я журналист - фото 3

Велик соблазн, скажем, начать рецензию с истории студии-разработчика, детально описать путь игры от анонса к релизу и обязательно заполировать это своим веским мнением насчет того, что наивный девелопер сделал не так. И в итоге на саму игру остается полполосы.

Не делайте так. Сосредоточьтесь на главном. Если вы пишете об игре — пишите о ней. Даже если вы считаете, что без подробной летописи картина в уме читателя сложится неполная, вы всегда можете посвятить этому отдельный качественный материал. А в рецензии должна быть рецензия.

Не распыляйтесь. Очертите тему, выделите главную мысль своего материала и сделайте все, чтобы раскрыть ее предельно четко.

Пишите рецензии, а не аннотации

Сегодня я журналист - фото 4

Помните школьную трихотомию «повествование-описание-рассуждение»? Вот рецензия — это «рассуждение». Аналитический жанр или, если угодно, художественно-аналитический. Тем не менее многие соискатели отчего-то об этом забывают и просто увлеченно расписывают фишки игры. Делают «описание».

Чтобы получить описание геймплея или узнать завязку истории, незачем читать рецензию — с этим справляются летсплеи, стримы и даже аннотации от издателя. Хорошая рецензия отвечает не на вопрос « Что?» , а на вопрос « Как? ». Передает ощущения от игры, анализирует (а не описывает) сюжет и объясняет, почему одна находка создателей работает, а другая — нет.

И помните: объективные рецензии — это миф, пусть даже публика их постоянно требует. Чистая объективность имеет место в других жанрах, не здесь.

Рецензии подразумевают оценочные суждения, но все оценивают одни и те же вещи по-разному. Кому-то нравится боевая система Batman от Rocksteady, у кого-то от нее уже сводит зубы. Кто-то любит открытые миры от Ubisoft, а кто-то от них жутко устал. Поэтому вы не можете написать рецензию, с которой согласятся все. Лучше напишите настоящую, субъективную рецензию, но сделайте это так, чтобы читатель сам мог сделать выводы где надо. Даже плохо сделанная игра может кого-то заинтересовать — вспомните Deadly Premonition , — и «объективность» в рецензиях проявляется как раз в способности это заметить.

Следите за миром

Сегодня я журналист - фото 5

Сегодня не всегда нужно быть в центре, чтобы выпустить прорывной материал, — особенно когда вы пишете об играх. Все люди из индустрии доступны в сети, на кого угодно можно выйти по почте, с любым — побеседовать по Skype. Огромное количество сильных материалов сегодня делается не выходя из дома.

Способность поймать горячую историю раньше всех — это бесценный навык, и самое сложное тут понять, что горячо, а что нет. Следите за блогами авторов, социальными сетями (десятки сотен «читаемых» в Twitter — это норма), новостями других изданий. Держите руку на пульсе, учитесь понимать индустрию. Многие соискатели ее, увы, не понимают и до сих пор пишут о free-to-play как о каком-то неизученном северокорейском биологическом оружии. Лично им — доброе утро.

Собирайте и анализируйте

Сегодня я журналист - фото 6

Мало следить за событиями — о них нужно помнить. Замечать, отмечать, делать записи. Делать записи вообще очень полезно. Вам могут пригодиться все знания и все заключения, которые вы из них сделаете.

И нет, вам не нужно заканчивать журфак, чтобы писать об играх. Однако не стесняйтесь подключать любые смежные знания. Если вы подкованы в юриспруденции, маркетинге, психологии, кинематографии, сценарном деле — в чем угодно, — то вам наверняка есть что добавить к тому, о чем обычно пишут в игровых изданиях.

Готовьтесь общаться

Сегодня я журналист - фото 7

Держать — и поддерживать — контакт с другими людьми полезно, даже если вы никогда не делаете интервью. Они могут о многом рассказать, дать комментарий для материала, замолвить за вас словечко — они могут что угодно. И имея рабочие контакты с людьми из индустрии (именно рабочие, дружить необязательно и чаще даже вредно), вы попросту сможете делать свою работу лучше.

Понятное дело, не все могут захотеть с вами говорить, но если вы видите ценную возможность — не упускайте ее.

Готовьтесь искать

Сегодня я журналист - фото 8

Какой бы ни была ваша экспертиза или сфера интересов, вы можете написать любой текст. У вас есть книги, интернет, миллионы источников и свой, надеюсь, прыткий ум. И, само собой, всегда полезно обратиться к предыдущему пункту и найти того, кто готов вас проконсультировать.

Нет таких тем, которые вы не смогли бы раскрыть. Если вы идете в журналистику, вам под силу всё.

Экспериментируйте

Сегодня я журналист - фото 9

Сейчас вся пресса вроде бы поняла, что такое интернет и как с ним работать, но в то же время никто ничего не понял. Всё, кажется, просто: одни форматы (легкие, четко структурированные, потребляемые на ходу) усваиваются лучше, другие (длинные, тяжелые полотна) идут с трудом, и их куда реже дочитывают до конца. Все более востребованным становится видео, люди все чаще обращаются к YouTube, чем к печатным изданиям. И в то же время на каждый пример находится два контрпримера, где все хоть немного, да не так.

Современная журналистика все еще в процессе поисков, особенно специализированная. Поэтому, допустим, игровой портал IGN пытается писать и рассказывать вообще обо всем, а The Verge, который начинался как сайт о технологиях, время от времени пишет о войне Майли Сайрус и Ники Минаж и зовет к себе порноактрису Стою вести колонку про секс.

И это в порядке вещей. Гиковские развлечения и технологии проникают в повседневность, издания с узкой тематикой заканчиваются, и начинаются издания про стиль жизни. Поэтому не стесняйтесь ломать шаблон. Пробуйте новые форматы и смотрите на привычные темы с непривычной стороны.

Не забывайте, кто вы

Сегодня я журналист - фото 10

Помните, в чем состоит ваша работа. Вы можете продвигать хорошие игры — но вы не обязаны. Вы журналист, не пиарщик. В какой бы ситуации вы ни оказались, вы несете ответственность только перед одним человеком — перед читателем. Вы защищаете его интересы, влияете на его позицию, формируете его вкус, задаете его настроение.

Это не значит, что вы должны идти на поводу у конъюнктуры и хвалить игры на основании положительных отзывов в Steam. Это значит, что, если вы дадите маху, вас не простят.

Людям нужно ваше мнение

Сегодня я журналист - фото 11

Если вы пишете колонку или рецензию — что угодно, подразумевающее личный взгляд на проблему, — не нужно подводить свои слова под какой-то народный консенсус. Консенсус, он как бы и так есть. Попробуйте сказать нечто новое.

С вами могут не соглашаться — и это опять же в порядке вещей. Ваша задача — не заставить всех согласиться (и уж тем более не разжечь огонь ради огня бестолковой провокацией), а предъявить публике новую точку зрения и предложить задуматься. Как только у вас это получится, читатели начнут ждать ваших новых работ.

Людям плевать на ваше мнение

Сегодня я журналист - фото 12

Люди любят создавать себе идолов. Что бы те ни сказали, к ним будут прислушиваться, потому что авторитет для многих сильнее отсутствия аргументов.

Но вас это пока что не касается. Никто не обязан верить вам на слово, и, скорее всего, никто не будет.

И это прекрасно.

Прекрасно, потому что так у вас есть стимул подтверждать свою точку зрения. Голое мнение ничего не стоит, пока вы не сумеете его объяснить. Предоставьте публике аргументы. Взвесьте свою позицию и грамотно ее подайте.

Ищите себя

Сегодня я журналист - фото 13

Вы можете писать эффектную сатиру. Сильную критику. Выдавать короткие, но яркие эссе на спорные темы. У вас могут получаться длинные аналитические полотна или полные характера видео.

Необязательно выжимать из себя то, к чему не лежит душа. Найдите, что получается у вас лучше всего, — и делайте это.

Главное. Научитесь видеть

Сегодня я журналист - фото 14

Я оставил этот пункт напоследок, хотя вообще-то он самый важный. Этому нужно научиться, прежде чем вы начнете писать и, пожалуй, прежде чем вы вообще начнете задумываться о журналистике.

Вы можете допускать ошибки в пунктуации, забывать, как пишется «не» с глаголами, не знать, как склоняется слово «персонаж». Это плохо, но еще не катастрофа, если после вас материал попадет в руки к редактору и корректору. Спасали и не такое.

Но от чего редактура спасти не может, так это от недостатка материи.

Мы получаем много самых разных текстов. Немалая их часть даже очень грамотно написана, но это не мешает им быть совершенно пустыми. Из текста в текст повторяются одни и те же мысли — мысли порядка «Call of Duty осточертела», «в Assassin’s Creed красивые города» или «Жнецы из Mass Effect похожи на сайлонов из Battlestar Galactica, и еще в третьей части плохая концовка». С этим нельзя работать. Из этого нельзя сделать интересный и свежий текст.

Мало читать — надо уметь читать.

Мало видеть и слышать — надо уметь видеть и слышать.

Сегодня я журналист - фото 15

Начните проявлять любопытство. Суйте нос во все то, что вас окружает (только аккуратно), — из любой ситуации можно сделать яркий и запоминающийся рассказ. Я не написал бы свой репортаж по QuakeCon из прошлого номера, если бы не лез с вопросами к каждому встречному, не проводил всю ночь среди столов BYOC-зоны и не ставил на себе эксперименты с тамошними энергетиками. Да, даже еда в контексте игр может быть интересной. На Kotaku из этого вообще сделали целую рубрику.

Везде — в играх, беседах, командировках — ищите истории, которые еще не написаны. Вы можете, к примеру, взять интервью у исполнительного директора крупной компании, а можете поговорить с обычными людьми (с местными полицейскими о World of Tanks?) и получить неожиданный материал. Можете анализировать игру в целом, а можете взять какую-нибудь конкретную механику (скажем, регенерацию здоровья) и разобраться, на что и как она влияет. Или не механику, а героя. Что вы, например, думаете о Молчунье из The Phantom Pain?

Журналистика — это потрясающе интересная профессия, но, чтобы достичь в ней хоть чего-то, надо научиться видеть то, на что не обращают внимания другие.

Сегодня я журналист - фото 16
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь