Чем Quantum Break отличается от других экшенов
Я слетал в Финляндию, посмотрел в глаза Сэму Лэйку и полдня играл в Quantum Break на разных уровнях сложности. О моих приключениях в студии вы можете почитать на DM, здесь же я расскажу об ощущениях от первых полутора глав.
«Мой любимый прием в играх — сначала столкнуть человека с понятными ему вещами. Вот вам реальный мир, телепередачи, драма про мужчин со сложной судьбой. Потом начинаешь размывать границу реальности, запускать в происходящее всякую дичь: демоны лезут изнутри, темная сущность терроризирует героя извне», — рассказывает Сэм Лэйк.
В Quantum Break мы сталкиваемся не со сверхъестественным, но с едва объяснимым феноменом путешествий во времени. Ближайший пример для подражания у Remedy — фильм «Детонатор» (Primer), в котором нахрапом не разберешься. Второй ориентир — нолановское «Начало» (Inception). В этом заключается вторая важная цель Remedy: вплести в повествование популярную культуру и дать игроку крючки, за которые можно зацепиться. Как только отправная точка будет готова, настанет время действовать.
О чем?
Quantum Break начинается весьма обыденно: молодой парень по имени Джек Джойс приезжает к другу детства в исследовательский комплекс при институте. Небольшой городок, местная спортивная команда, кампус с пьяными студентами… На месте выясняется, что товарищ, не без помощи душевно больного брата главного героя, придумал машину времени и нашел остроумное применение деньгам инвесторов: построил здоровенный коллайдер и купил книжку по тайм-менеджменту.
Наш лучший друг, ученый Пол с внешностью Эйдана Гиллена, лукаво подмигивает: «Эти испытания не совсем легальны» — и бесстрашно заходит в коллайдер. В разгар эксперимента машина выходит из строя, а поток времени идет вразнос: реальность трещит по швам, скоро все замрет, и мир перестанет существовать.
Так мы неторопливо падаем в кроличью нору, и ситуация выходит из-под контроля. Книжку по тайм-менеджменту символично уносит взрывом — хватит букв, давайте стрелять. От инвесторов из корпорации Monarch Solutions прибегают специально обученные люди в масках, а с ними злой друг детства из будущего.
Вот как эта завязка вписывается в жанр личной трагедии мужчины с пистолетом: Джек выучивается контролировать темпоральный поток вокруг себя, останавливать пули, молниеносно перемещаться и делать массу других занятных вещей. Его цель — спасти брата и исправить неполадки со временем.
Чем это отличается от других приключенческих игр?
Поначалу все указывает на то, что мы будем играть в шутер вроде Gears of War. Наверняка вы видели уже в роликах: спрятался за укрытие, аккуратно пострелял по врагам, перешел в другое укрытие.
Если применять к Quantum Break устоявшиеся за несколько лет правила игры, то все сложится несколько неловко. Remedy всегда пыталась сделать с интерактивным боевиком что-то свое, уникальное. «Макс» был про безостановочное действие, Алану Уэйку тоже приходилось нелегко: герой почти никогда не чувствовал себя в безопасности и не мог сразу справиться с угрозой.
Джек Джойс сам по себе мало что может и в бою ведет себя обычно и даже скучно: бегает, самостоятельно прячется за укрытиями (если они рядом), не умеет стрелять вслепую и не может толком вломить тренированному спецназовцу. Частная охрана из Monarch Solutions в долгу не остается и в ответ технично выманивает Джека из зоны комфорта — с понятными последствиями. Боец из Джойса никудышный, и единственный способ выжить — манипулировать временем, встречать врага лицом к лицу и бить первым.
Джек не может откатывать время назад, но умеет останавливать его на небольшой площади, закрываться щитом от пуль и резко смещаться на несколько метров. Темпоральные способности во многом заменяют отдельные общепринятые штуки в экшенах.
Если сместиться в сторону врага, его собьет с ног, и он на пару мгновений станет уязвим. Щит отталкивает от героя всех вокруг, а остановкой времени можно погрузить излишне крепкого противника в стазис и безнаказанно разрядить ему несколько раз ружье в лицо.
Все способности имеют свой откат, и в идеале игроку необходимо безостановочно чередовать трюки. Поставил щит, заморозил врага — пострелял. Потом резко рванул в другую сторону, замедлил время… и так далее.
Если не врываться в комнату и не устраивать армагеддон, вас быстро убьют. Это скучно, так играть нельзя. Особенно хорошо это чувствуется в конце превью-версии, во второй главе, когда против Джека выходят бойцы с похожими способностями: они скачут по всему полю боя, увертываются от пуль, и вам по их милости делается очень неуютно. Стычку с ними Remedy демонстрировала на gamescom.
Если уловить ритм, то перестрелки нескучно проходить и несколько раз. В превью-версии был особый, несбалансированно высокий, режим сложности, и на нем механика работает невероятно складно. Джек ураганом носится по уровню, лихорадочно всаживая очереди из полуавтоматического пистолета в замерших врагов. Хрустят кости, разбиваются статичные сферы, предсмертные крики «раскладываются» и начинают напоминать голос исполнительницы Имоджин Хип (Imogen Heap).
Как Quantum Break связана с сериалом?
Главной особенностью Quantum Break объявлен отдельный сериал, сценарий которого меняется в зависимости от принятых в игре решений. Про эту штуку в Remedy не слишком охотно распространялись, но на мероприятии у меня получилось посмотреть первый эпизод.
Что самое важное, сериал нельзя воспринимать в отрыве от игры, это не самостоятельная история, которую можно посмотреть на YouTube и понять весь замысел Remedy. Куда проще смотреть на получасовые эпизоды как на длинные кат-сцены, которые стримятся с серверов между главами.
На вопрос, почему это называется именно сериалом, Сэм Лэйк ответил так: «В кат-сценах мы в основном следим за историей главного героя, а на видео смотрим на сюжет с альтернативной точки зрения, с позиции Monarch Solutions». Получается, что второстепенные персонажи игры в видео получают ведущие роли и лучше раскрываются.
Что же до вариативности, то в сериале она срабатывает на двух уровнях. В конце первой главы появляется важный выбор: от лица антагониста мы можем аккуратно подчистить хвосты после происшествия в институте и убить всех свидетелей — либо устроить мощную пиар-кампанию и обвинить Джека Джойса в катастрофе.
Часть эпизода при этом поменяется — в случае с пиар-кампанией жертву катастрофы заставляют дать ложные показания. Влияет это не только на содержание сериала, но и на геймплей в следующих главах: кто-то наверняка откажется помогать главному герою. Если же попробовать устранить свидетелей, то в самом начале серии нам покажут казнь заложника, и последствия у этого решения будут уже совсем другие.
Основная часть серии не меняется — если что-то по сценарию должно произойти, оно произойдет. На видеоролики влияют и всякие внутриигровые мелочи. Например, в начале первой главы Джек может обратить внимание на неправильную формулу на институтской доске. Наш брат ее исправит, а в сериале потом покажут физиков-тугодумов из Monarch Solutions, страдающих над уравнением.
* * *
Больше всего Сэм Лэйк хочет, чтобы при игре в его проекты преобладали ощущения и яркие впечатления от событий, а не голая механика. Хотя у него это уже третья игра про мужчину со сложной судьбой и с пистолетом, основную ставку Quantum Break делает на необычный сценарий, рассказать о котором сейчас по очевидным причинам не получится.
О чем можно сказать точно — в Quantum Break почти сразу складывается стойкое впечатление, что все важные события уже случились без вас, за кадром и вообще в другом времени. Осталось только встретиться лицом к лицу с последствиями катастрофы и сообразить наконец, что к чему.
Ну и самое главное — Quantum Break выйдет пятого апреля 2016 года не только на Xbox One, но и на PC под Windows 10.