5 причин популярности Five Nights at Freddy’s
Первая Five Nights at Freddy’s вышла всего полтора года назад, но уже есть четыре номерные части, и каждая из них продалась невероятным для крохотной инди-игры, сделанной одним человеком, тиражом. Темп объяснить несложно: игры маленькие, короткие и хорошо продаются. А вот почему люди продолжают их покупать — вопрос уже более замысловатый. Фактор удачи отрицать не стоит, но и так причин для популярности Five Night at Freddy’s хватает.
Причина первая: проверенные ходы
Five Nights at Freddy’s — это один сплошной скример. Жанр древний, невообразимо скучный для закаленных ценителей ужасов, но все еще востребованный среди «непосвященных». Причины понятны: чтобы затрепетать от тонких и давящих психологических мотивов, нужно вникать и даже думать. А чтобы получить свою дозу адреналина от резко выскакивающих из-за угла монстров, не нужно ничего, можно даже от попкорна не отрываться. К этому проверенному приему и в психологических хоррорах нет-нет да и прибегают.
Но зато скример из Five Nights at Freddy’s получился прямо-таки эталонный, даже бывалого любителя ужастиков может впечатлить. Здесь сам игровой процесс заставляет сосредоточиваться, всматриваясь в камеры и прислушиваясь к звукам. Напряжение растет, постепенно начинаешь слышать шорохи в собственной комнате, сердце колотится. Уже не нужна помощь игры, разум сам дорисовывает мелькающие тени и обманывает фантомными звуками. И вроде понимаешь, что рано или поздно что-то перед тобой выскочит, но игра так мастерски нагнетает и откладывает этот момент, что, когда он случается, из штанов все равно выпрыгиваешь.
► Схожим образом действовала Alan Wake: герой находил записки, где было описано, что его вскоре поджидает. Казалось бы, это должно морально подготовить к испытанию, но осознание неотвратимой опасности лишь добавляло тревоги.
Причина вторая: доступность и распространенность
Проникнуться ужасами в игре может кто угодно. Механика проста до предела — смотри себе в камеры да вовремя двери закрывай. Продолжения меняли формулу, но не сильно ее усложняли (а по мнению многих, после второй части и вовсе упрощали). Усаживая кого-нибудь в кресло перед монитором с целью показать игру, не нужно ничего долго объяснять — играющий сам моментально вливается в процесс.
А показать игру захочется. Срабатывает принцип вирусных скримерных видео. Когда сам подпрыгнешь от внезапно выскочившей из экрана страшной визжащей рожи и посмотришь на гогочущих вокруг друзей — обязательно захочется провернуть то же самое с кем-то другим.
► Five Night at Freddy’s продается за сущие копейки и требует совсем немного времени на прохождение — прицельный выстрел в массовую аудиторию.
Таким нехитрым образом серия вырывается за пределы игровой индустрии. Многие даже не интересующиеся играми люди успели приобщиться к Five Nights at Freddy’s. Поспособствовало не только «сарафанное радио», но и скромные требования игры к железу — запускается она даже на самом замшелом офисном компьютере. Более того, можно вообще обойтись без компьютера, ведь все части серии появлялись и на мобильных платформах.
И это хороший пример того, как инди-разработчики порой превосходят в прозорливости крупных индустриальных «игроков». Многие издательства до сих пор с опаской смотрят на мобильный сектор и не знают, как к нему подступиться, автор же «Пяти ночей» в одиночку продает там свои игры полумиллионными тиражами.
Причина третья: броские образы
Five Nights at Freddy’s родилась из попыток создать детскую игру, и как раз это делает ее особенной. Ее создатель Скотт Коутон до этого успел разработать немало проектов. Правда, слишком уж своеобразных: мини-игры на религиозную тематику, слот-машины, симулятор посадки моркови и огурцов…
Однажды Коутон решил создать нечто более «понятное» и принялся за Chippers & Sons Lumbers Co, детскую игру про бобров-лесорубов. Она вышла в Steam Greenlight и быстро привлекла к себе внимание. Странный игровой процесс сочетался там с еще более странным визуальным рядом: все герои жутко улыбались, странно двигались и смотрели на игрока так, словно мечтали перерезать ему глотку. Как раз об этом в отзывах и писали почти все пользователи. Автор отпираться не стал и принялся за разработку хоррора, взяв за основу модельки из Chippers & Sons.
► Среди проехавшихся по Chippers & Sons был и знаменитый Джим Стерлинг.
Веселые зверушки Коутона окончательно превратились в роботов-аниматроников. Днем они развлекают детей в пиццерии, а с наступлением темноты расправляются с ночными сторожами. Звучит не слишком жутко, но стоит провести в обществе этих улыбающихся роботов-убийц пару часов, как вы измените мнение. С технической точки зрения все игры серии выполнены очень бедно, но образы обшарпанных кровожадных аниматроников пугают и застревают в памяти.
► В самой первой игре аниматроники хотят убить сторожа не со зла. Они просто принимают его за голый эндоскелет и пытаются запихнуть в каркас, для человека, мягко говоря, тесноватый.
Ничего принципиально нового Коутон не изобрел. Маленькие мертвые девочки, злые клоуны, одержимые Сатаной мальчики: использование в хорроре детей и атрибутов детства — типичный ход. Большинство людей подсознательно воспринимают детство как светлую и добрую пору. И когда по нему проезжает каток ужастика, получается нечто отталкивающее и жуткое.
К примеру, разработчики Dead Space открыто признавались, что именно из-за такого эффекта решили добавить в игру некроморфов-детей, к слову, здорово возмутивших некоторых игроков. Коутон случайно вышел на эту тему, но зато очень удачно ее обыграл.
Причина четвертая: мифология
Равнение на казуальных игроков не помешало Five Nights at Freddy’s привлечь и хардкорную аудиторию. Помогла запутанная и проработанная история, тянущаяся сквозь все четыре части. А ведь поначалу кажется, что цельного сюжета в игре нет. Но чем больше ее изучаешь, чем больше смотришь по сторонам, тем более загадочная и сложная картина складывается в голове.
Инцидент с пятью пропавшими в пиццерии детьми, несчастный случай, названный «укус-87» (один из аниматроников откусил ребенку лобную долю мозга), и множество других связанных жутких событий, которые нам открыто не показывают, создают благодатную почву для рассуждений и построения собственных теорий. К тому же каждая часть пестрит намеками на то, что здесь творится, но прямых ответов на большинство вопросов, как водится, не дает. Интерес от этого только разгорается, игроки готовы землю носом рыть, чтобы добыть крупицы истины, а споры на форумах бесконечно подогревают интерес к серии.
► Часть сюжета раскрывается через элементарные восьмибитные мини-игры, но и они оставляют массу поводов для споров.
Причина пятая и главная: летсплееры
Но все перечисленные достоинства пошли бы коту под хвост, если б об игре никто не узнал. Как ни крути, но стартовый толчок серия получила благодаря летсплеерам. Почти всем нравится смотреть, как пугается кто-то другой. Зрители любят живые эмоции, а Five Night at Freddy’s заставляет верещать даже самого непробиваемого зануду.
Сами летсплееры это тоже, разумеется, быстро осознали, а потому количество роликов с прохождением игры начало расти в геометрической прогрессии. Помимо видеопрохождений плодились и видео с копанием в игровой мифологии. А новые открытия и теории продолжают появляться и сегодня.
Летсплееры и популярные обозреватели заменили игре дорогостоящую рекламную кампанию, но, если б за обрушившейся на игру популярностью стояла только удача, так долго проект на олимпе просто не продержался бы.
* * *
Хотя четвертая часть завершила основную историю, франшиза продолжает жить. Совсем недавно в Steam вышло ответвление — Five Nights at Freddy’s World. На сей раз это не хоррор, а простенькая ролевая игра в открытом мире. С предыдущими частями она, по словам создателя, никак не связана, но поклонников это не останавливает — они уже принялись за поиски истины. Правда, вскоре Скотт Коутон снял игру с продажи, доработал и перевыпустил — теперь уже не в Steam, зато совершенно бесплатно.
За пределами мира игр серия тоже развивается. Уже вышла первая книга по мотивам — Five Night’s at Freddy’s: The Silver Eyes. Она развивает собственную историю и обещает быть лишь первой из многих.
Ну а последнее слово в том, насколько долгоиграющей серией окажется Five Nights at Freddy’s, скажет, пожалуй, экранизация. Фильм уже создается силами Warner Bros., а режиссером его стал Гил Кинан, отметившийся в прошлом году ремейком «Полтергейста».