Из чего появился Quantum Break: 11 фильмов о времени
По меньшей мере в одном героям Quantum Break определенно повезло.
Окажись они вместо шутера от студии Remedy в условной кинофантастике с фестиваля «Сандэнс», к концу эксперимента их наверняка ожидали бы психические нарушения, ампутация конечностей либо сразу уж конец всему человечеству под жалостливые звуки скрипки, а вовсе не спецспособности.
В модной же молодежной комедии им, помимо не самой скверной альтернативы университетским стенам в виде волшебного джакузи, мог достаться еще и облик лысеющих неудачников, что сразу намекает не только на отсутствие сцен с предотвращением конца времен, но и на скромную сценарную роль брюнетки в темном костюме.
Среди повлиявших на Quantum Break фильмов, где все сюжетные перипетии порождены фактом путешествия во времени (или его неловкой попытки), сами авторы называют хрестоматийные вещи вроде «Терминатора» и «Назад в будущее».
Однако мы решили немного отойти от классики. Вот подборка чуть менее известных тематических картин, посмотрев которые вы морально и теоретически подготовитесь к событиям игры.
Нет времени объяснять
Триллер 2004 года « Детонатор », сделанный почти в одиночку американским математиком Шейном Каррутом, разработчики из Remedy тоже называют одним из источников вдохновения. С остальными пунктами списка картина согласуется слабо как по бюджету (указанные на IMDB семь тысяч долларов не опечатка), так и по настроению и содержанию. Это сумбурная история о досуге инженеров в складском помещении, о временных парадоксах (в частности, затронута тема появления двойников из прошлого) и об этической стороне темпоральных игр.
Несмотря на остросюжетную часть с предотвращением катастроф, «Детонатор», по-видимому, обречен преимущественно на любовь поклонников точных наук и все того же фестиваля «Сандэнс», где фильм когда-то взял гран-при. Разобраться в этой полуторачасовой головоломке с первого раза почти невозможно, а самое примечательное из художественных решений здесь — общение героев цитатами из несуществующих учебников.
Тем не менее в Remedy нашли что перенять у Каррута: чтобы частично компенсировать откровенные сценарные перегибы, сюжет игры писали при участии консультанта по физике (у режиссера, впрочем, было почти наоборот).
Не менее известен среди поклонников псевдонаучных теорий и « Последний отсчет » (1980), фантастический боевик с Кирком Дугласом, Мартином Шином и зрелищной боевой техникой. Правда, этот фильм опирается на достоверность не столько научную, сколько военную: в проработке истории авианосца, отправленного штормом на сорок лет назад, в день, предшествующий атаке японцев на Перл-Харбор, помогали армейские специалисты, часть сцен снимали на реальных авиа- и военно-морской базах, а некоторые смоделировали из архивных кадров.
В сложных драматических условиях герои картины задаются вопросом, можно ли спасти страну от трагедии, не нанеся ущерба всему человечеству, притом в одной из сцен герой Шина описывает классический пример временного парадокса — с визитом в прошлое и убийством собственного предка.
Отчасти сюжет боевика перекликается с легендой о «филадельфийском эксперименте», в ходе которого американские военные якобы сумели телепортировать эсминец. Другое дело, что никаких упоминаний о подобного рода приключениях экипажа в легенде нет, разве что в рассказах отдельных «бывших участников событий», многие из которых объявили себя таковыми, кажется, уже после глобальной популяризации мифа.
И если в случае с «Последним отсчетом» нестыковка невелика (все-таки о прямой связи с «экспериментом» никто не заявлял), то в спродюсированном Джоном Карпентером « Филадельфийском эксперименте » и его продолжении темпоральные фокусы уже кажутся странными. Налицо естественный процесс — когда с каждым пересказом миф обретает все новые неожиданные подробности. Так, в ремейке «Филадельфийского эксперимента» 2012 года пропавший эсминец объявляется уже в наши дни, что приводит к крупной катастрофе.
Запрос на возврат
При подготовке отдельных сюжетных сцен « Дежавю » Тони Скотта съемочной группе тоже пришлось обращаться к экспертам. В физиках нужды не возникало, механика путешествий во времени в фильме описана довольно простая (есть замаскированный под модную компьютерную технологию канал в прошлое, который герой Дензела Вашингтона решает использовать, чтобы предотвратить трагедию), а вот специалисты по расследованию терактов из Федерального бюро США пришлись здесь кстати.
Дело в том, что, по аналогии с Quantum Break, где научно-фантастическую основу имеет лишь часть истории, «Дежавю» балансирует на стыке жанров: история про машину времени сочетается тут с полицейским боевиком: агент ФБР планирует предотвратить взрыв, подкорректировав прошлое, но не понятно, чем именно это грозит в глобальном отношении. Правда, есть риск образования параллельного мира, о чем сообщает один из пессимистично настроенных ученых.
Поскольку герою все это не особо интересно, вскоре он приходит в себя в больнице после удара электромагнитным импульсом — зато уже в прошлом, где есть шанс не допустить террористический акт и тем самым спасти людей.
В похожих жанровых рамках разворачивается сюжет « Исходного кода »: участника военной программы ради предотвращения теракта раз за разом отправляют проживать последние восемь минут жизни пассажира поезда. Классический подход к исправлению реальности: поначалу герой совершает в прошлом все мыслимые ошибки, но с каждым путешествием узнает нечто новое и постепенно достигает цели. По такому же принципу часто бывают устроены видеоигры с их системой возрождений, а также, например, фантастический аттракцион «Грань будущего» с Томом Крузом.
С «Исходным кодом» же все обстоит интереснее: фильм одновременно близок и к теориям из квантовой физики о временных парадоксах (к финалу тема параллельных реальностей раскрывается важным для драматургии образом), и к традиционному детективу в духе «Убийства в “Восточном экспрессе”». Еще один пример того, как элементы фантастики дополняют консервативный жанр, а в итоге получается умная остросюжетная история.
В « Петле времени » 2012 года с жанровым составом еще сложнее.
С одной стороны, это антиутопия, поскольку все события связаны с тоталитарным 2077 годом, в котором преступники вынуждены отправлять своих жертв в прошлое на нелегальной машине времени (иначе органы правопорядка все равно узнают о злодеянии), где им уже безнаказанно пускают в лоб пулю специальные люди.
С другой стороны — драма: прислать на казнь легко могут и тебя самого, что и случается с героем Джозефа Гордона-Левитта. Отказ от убийства себя же в преклонном возрасте приводит здесь к последствиям, знакомым каждому любителю фильмов про мафию. А между делом в триллере включаются мелодраматическая и детективная линии…
Цикл событий, достойный недурного фантастического романа, порожден, по сути, фактом наличия в будущем машины времени и необычностью области ее использования. При этом то самое будущее нам особо никто не показывает. Достаточно мужчины с лицом Брюса Уиллиса, который на самом деле — мужчина с лицом Гордона-Левитта, но тридцать лет спустя, а также присутствия двух версий этого человека в одной реальности и просчитанной мифологии. Дальше — дело исключительно того, насколько красиво и логично сюжетные линии подведут к основной истории о темпоральных играх мафии, что Райану Джонсу удается весьма успешно.
Чуть проще все обстоит с фантастикой по литературным источникам. Скажем, в случае с « Часом расплаты » Джон Ву и сценарист Дин Джонгарис в меру подробно перенесли на пленку рассказ Филипа Дика «Полный расчет» — историю о стертой памяти, о путешествии во времени и о пользе незначительных на первый взгляд предметов. Получился не самый увлекательный, но неглупый и ритмичный триллер.
А масштабный, но умилительно скверный в визуальном плане « И грянул гром », иллюстрирующий известную трагедию с гибелью бабочки и изменившимся ходом истории, — экранизация одноименного рассказа Рэя Брэдбери. Хотя фильмы о путешествиях во времени, снятые по авторским сценариям, получаются обычно куда убедительнее.
* * *
Словом, Quantum Break не первый на этом поле, научный эксперимент с машиной времени и сопутствующие ему инциденты описывали разные кинодеятели. Однако кое-где все начинается и без участия особых машин, лабораторий и технологий.
Например, в « Радиоволне » герой устанавливает связь с погибшим отцом с помощью старого радио — достаточно оказалось воспользоваться ею в момент полярного сияния. Беседы сквозь время ожидаемо меняют ход истории, и начинается классика в виде попыток предотвратить трагедии.
А в « Треугольнике » Кристофера Смита молодая женщина вынуждена раз за разом переживать одни и те же события на пассажирском лайнере, куда она попала после крушения яхты. Постепенно события складываются в современную трактовку мифа о муках Сизифа.
Есть и эклектичные вещи, в которых элементы классической фантастики сочетаются с необычным видением автора. Так, в сумрачной испанской драме « Временная петля » череда странных ситуаций начинается с того, что героя бьет ножницами человек, чье лицо скрыто окровавленными бинтами. Ну а путешествие по временным петлям начинается чуть позже.
Кино примечательно тем, что с каждым новым началом событий история становится злее и трагичнее (в пику сюжетам, где герой учится на собственных промахах), а финал имеет оттенок зловещей предопределенности. Впрочем, и финала-то толком нет — есть лишь цепочка визитов в прошлое. Она динамична, но кажется бессмысленно комической и даже не находит внятного завершения.
В определенном смысле это куда неприятнее и страшнее, чем прочие результаты перемещений во времени. И физические увечья, и спецспособности, и даже конец света — видимые свидетельства того, что со временем можно взаимодействовать напрямую (пусть и с мрачными последствиями).
Здесь же — лишь молчаливая пустота и полное равнодушие мира к темпоральному страннику. Натуральный кошмар фантаста, если тот, конечно, пока не решается выступить с пронзительной бюджетной драмой на кинофестивале «Сандэнс».