10 лучших «симуляторов ходьбы»
За тридцать лет существования индустрии мы привыкли к тому, что в играх почти всегда надо куда-то бежать, с кем-то драться и кого-то спасать. И чем стремительнее темп и грознее враги, тем лучше. Красивейшие из игровых миров выступают не более чем фоном для лихих битв и захватывающих приключений, а задумываемся мы лишь над тем, как вырастить непобедимого героя или сразить очередного босса. В лучшем случае — поломаем голову над загадками.
Но времена изменились. Появилось целое направление «мирных» игр, где не нужно никого рубить и кромсать, а во главу угла поставлены декорации, атмосфера и история. Что любопытно, к квестам их причисляют редко, поскольку характерных для этого жанра элементов в них почти нет. За ними закрепилось другое определение, слегка ироническое. И сегодня мы представляем вашему вниманию десятку самых выразительных из так называемых симуляторов ходьбы.
На днях вышел очередной представитель жанра — «симулятор лесных прогулок одинокого и несчастного, но премило болтающего с коллегой с соседней пожарной вышки лесника». Называется он Firewatch , и мы уже успели пройти эту медитативную и своеобразную игру и поведать о своих впечатлениях.
Если вы хотите больше — этот топ для вас.
10. Dear Esther
Игра, с которой всё началось. Конечно, не первая в жанре, но именно она его популяризовала и породила само определение «симулятор ходьбы».
О том, уместно ли называть Dear Esther игрой, спорят до сих пор. Дискуссии завязались еще в 2008 году, когда вышла одноименная модификация для Half-Life 2 , позже выросшая в самостоятельный проект. В Dear Esther геймплея и правда почти нет. Тут нельзя бегать и прыгать, нельзя даже фонарик самому включить — при необходимости герой все сделает и без нашего участия. Здесь можно лишь неспешно бродить по острову и слушать прочувствованные монологи под грустную музыку.
В эмоциональной истории и ощущении безграничной тоски и кроется суть Dear Esther. Разработчики из The Chinese Room нарочно сделали так, чтобы все кусочки головоломки не складывались при первом прохождении. Чтобы понять, кто такая Эстер, что с ней произошло и почему все пропитано неизбывной грустью, придется излазить каменистый остров вдоль и поперек. Однако потраченного на это времени совсем не жаль: игра феноменально прекрасна внешне и душевна, хоть и рассказывает довольно простую историю.
Но ведь самое главное — то, как она это делает.
Читайте также: Обзор Dear Esther
9. The Novelist
Не так уж часто нам позволяют играть за призрака. За последнее время одна только Murdered: Soul Suspect и вспоминается.
Полтергейст из The Novelist занимается совсем не типичным для призрака делом: пытается спасти брак писателя-неудачника. У того порядком затянулся кризис, начавшийся после выхода дебютного романа. Книга не пишется, отношения с женой и ребенком не ладятся. Надо что-то делать.
И побуждать писателя и его домочадцев принять правильное решение предстоит живущему в доме духу. Но обязательно незаметно, а то семейство испугается и съедет. Игрок может читать мысли жильцов, погружаться в их воспоминания и подталкивать к судьбоносному выбору, пока они спят.
The Novelist позволяет взглянуть на бытовые проблемы под непривычным углом и даже, возможно, извлечь какие-то уроки для себя. Ведь не у всех есть такой заботливый «домовой».
8. Among the Sleep
Тут протагонист тоже не совсем обычный. Главной героине от роду всего два года, поэтому ни бегать, ни прыгать она еще не умеет, а ползать у нее получается гораздо лучше, чем ходить. Помимо прочего, это означает, что из всех героев видеоигр она самая беззащитная.
Зная это, путешествовать по красочному, но мрачному миру детских фантазий, который едва ли приветливее самого что ни на есть взрослого кошмара, становится еще страшнее. Хорошо, что у малышки есть верный мишка, всегда готовый развеять тьму и показать, что монстр из шкафа — всего лишь мамино пальто.
Только вот в конце игры разработчики ясно дают понять, что главную опасность для ребенка представляют вовсе не призраки и не всякие бабайки. Among the Sleep — не простая страшилка, а метафорическое высказывание по остросоциальному вопросу.
Не будем раскрывать интригу, но скажем, что самое страшное в игре — совсем не монстры.
Читайте и смотрите: Обзор Among the Sleep
7. Everybody’s Gone to the Rapture
На седьмом месте у нас эксклюзив для PS4 от все той же The Chinese Room. Everybody’s Gone to the Rapture, или «Хроники последних дней» в русском варианте, переносит нас в английскую деревушку середины восьмидесятых годов. Местечко, конечно, само по себе глухое, но почему тут вообще нет ни единой живой души — загадка, которую вам и предстоит разгадать.
Помогут в этом летающие вокруг таинственные сгустки золотого света. Каждый огонек хранит в себе голоса живших здесь людей. Слушая их, мы узнаем, что такого произошло в британской глухомани, что она в один миг стала необитаемой.
«Хроники последних дней» — пожалуй, самая необычная игра про апокалипсис без приставки «пост». Она вся пропитана ощущением уже случившегося, а потому неотвратимого бедствия и, как и Dear Esther, бесконечно меланхолична. Почему исчезли жители, вы сообразите довольно быстро, но все равно пройдете игру до конца, чтобы дослушать все голоса и подольше побродить по такой красивой и достоверной старушке Англии.
Читайте также: Обзор Everybody’s Gone to the Rapture
6. The Path
Самая известная игра почившей студии Tale of Tales — новаторов интерактивного артхауса, с которых, по большому счету, жанр и начался. Это сюрреалистическая вариация на тему сказки о Красной Шапочке, но привычное содержание в ней вывернуто наизнанку. От серого волка не нужно спасаться — его следует найти, ведь если без приключений добраться до домика бабушки, наградой будет лишь надпись «Game Over».
Каждая из шести главных героинь видит волка по-своему. Одна — в облике рокового красавца, другая — в шкуре лохматого зверя, третья вообще смотрит на маленькую девочку. Последствия встречи с хищником для всех тоже разные, но повлиять на судьбы Красных Шапочек мы все равно не в состоянии.
The Path вообще прекрасно обходится без нашего участия. Если отложить мышку, через некоторое время героиня сама побежит в глубь темного леса и найдет что-нибудь интересное. Полная автономность. Недаром в свое время мы наградили «Тропу» титулом «анти-игра года».
Читайте также: Как делают неигры: семь экспериментов Tale of Tales
5. SOMA
Относительно недавний проект от авторов знаменитой «Амнезии» балансирует на грани: тут гораздо больше привычного для нас геймплея, чем во всех прочих из перечисленных игр. Есть и взаимодействие с окружением, и решение головоломок, и монстры, от которых нужно убегать и прятаться.
Но суть не в этом. В пятерку лучших SOMA входит потому, что больше всего внимания в ней уделяется глубокой истории и проработанному до мелочей окружению. Таинственную подводную базу хочется исследовать, несмотря на творящиеся повсюду ужасы. Десятки файлов в местных компьютерах, воспоминания умерших людей, записки и фотографии — из всего этого складывается один из самых оригинальных сюжетов в хоррорах последних лет.
И этот сюжет пугает безо всяких «скримеров» и ставит перед вами сложные вопросы, оставляющие в глубокой долгой задумчивости. Яркие впечатления приносят и декорации, особенно прогулка по дну океана. Покрытые водорослями конструкции, едва пробивающийся свет и таинственные звуки из морских глубин. Зачарованному и напуганному игроку в этот момент легко ощутить себя песчинкой в холодной бездне.
Читайте также: Alien: Isolation и хоррор-симуляторы — эволюция жанра по версии создателя Amnesia Обзор SOMA Томас Грип и его ужасы
4. The Vanishing of Ethan Carter
От кого мы не ожидали красивой и неспешной бродилки, так это от авторов зубодробительных Bulletstorm и Painkiller. Правда, эти люди не раз заявляли о своем желании экспериментировать с играми. А получив свободу и независимость и создав новую студию, тут же принялись воплощать задуманное.
Главный герой The Vanishing of Ethan Carter — пожилой детектив Пол Просперо. Тревожное письмо мальчика Итана приводит его в тихий городок Рэдкрик-Вэлли, где почему-то нет ни души. Куда все пропали, а главное, какая судьба постигла напуганного подростка, предстоит выяснить сыщику-экстрасенсу.
Игра просто поражает красотой. Осенний лес пугающе достоверен, а прохладу от озерной воды ощущаешь даже сидя в теплой квартире. В ремастированной версии для PS4 и PC картинка вообще едва ли не фотореалистичная. Старинный городок с его домиками и заброшенной церковью очаровывает, хотя творится в нем форменная чертовщина.
В The Vanishing of Ethan Carter было бы приятно играть, даже будь она лишена геймплея, как Dear Esther. Но в ней все же есть чем заняться помимо прогулок. Заглядывая в прошлое и расставляя видения в правильном порядке, нам предстоит расследовать череду мистических убийств. В конечном итоге вырисовывается цельная и мрачная история, напоминающая о творчестве Говарда Лавкрафта.
Читайте также: Обзор The Vanishing of Ethan Carter Четыре свежих переиздания, которые не стоит пропускать
3. Gone Home
Как и The Novelist, игра рассказывает историю не слишком удачливого писателя и его семейства.
Но делать это она умудряется, не показав ни единого живого человека в кадре. Ни диалогов, ни кат-сцен, ни чтения мыслей и мистических видений. Только дом, в котором живет или недавно жила не очень счастливая семья.
Gone Home по полной использует интерактивность окружения. Помимо привычных дневников и записей на автоответчике, по дому разбросано множество предметов, часть которых характеризует владельцев лучше всяких слов: какие книги читают члены семьи, какую музыку слушают, что лежит у них на столе, а что спрятано от посторонних глаз… Чтобы выяснить, куда все пропали, нам предстоит составлять психологические портреты.
Gone Home — отличная игра, в которой игры, по большому счету, нет. Весь геймплей разворачивается у вас в голове. И это ни с чем не сравнимое ощущение.
2. The Stanley Parable
Четвертую стену в видеоиграх ломают нередко.
Но The Stanley Parable построена на этом трюке от начала и до конца.
Чем больше обычных игр вы прошли, чем больше стандартных фильмов посмотрели — тем больший восторг вы испытаете. Всё начинается в пустом офисе, а заканчивается… где угодно: в подземной лаборатории, в космической бездне или даже в Minecraft!
Создатели «Притчи о Стэнли», предугадали, кажется, почти все возможные действия игрока. Каждый ваш выбор влечет за собой последствия, притом более значительные, чем в каком-нибудь «Ведьмаке» или The Wolf Among Us. На свете нет больше ни одного подобного проекта, где было бы так же увлекательно не делать того, о чем вас просят.
Это даже не игра, а уникальный эксперимент с иллюзией свободы. Недавняя The Beginner’s Guide продолжает идеи The Stanley Parable и переносит их в другую плоскость. Игры разума продолжаются.
Читайте также : Обзор The Stanley Parable Обзор The Beginner’s Guide
Достойны упоминания
To the Moon
Короткая и очень душевная история о любви, молодости и несбывшихся мечтах. Если вы думаете, что игра с видом сверху и пиксельной графикой не способна вывернуть вашу душу наизнанку, запустите To the Moon.
Читайте также: Победа смысла над технологией: история создателя To the Moon Обзор To the Moon
Ether One
Еще одна игра про путешествия по безднам чьих-то воспоминаний. В Ether One интересный визуальный стиль, необычное воплощение инвентаря и приятная история. Хорошая игра, затерявшаяся на общем фоне.
The Graveyard
Игра, в которой одинокая старушка гуляет по кладбищу. Героиня может медленно ходить, сидеть на скамейке, думать о своем и даже тихо и незаметно умереть. Скорее интерактивная зарисовка о мимолетности жизни, чем полноценный игровой проект, даже по меркам Tale of Tales.
1. Journey
Этой игре пропето уже немало дифирамбов. Ее называли прорывом, новым игровым опытом, игрой года…
Мы же скажем проще: Journey — это волшебство. То ли сон, то ли сказка, то ли сон и сказка одновременно.
Не важно, где происходит действие — в пустыне, под водой или на другой планете. Главное, что есть путник, и есть цель, а это основа любой истории — от «Одиссеи» до «Властелина колец». Любой дополнительный элемент привычного экшена или платформера, скорее всего, разрушил бы чары. Ведь этому миру чуждо насилие, чужды обычные враги и ловушки. Он ждет своего путника, который оставит свою душу где-то среди барханов.
Это не игра про путешествие, как Uncharted или Tomb Raider.
Это и есть путешествие. Ваше. Личное.
И заслуживающее первого места в нашем списке.
Читайте также: Обзор Journey Journey: анализ сюжета