Что мы знаем о бете Master of Orion
Раньше Wargaming неохотно делилась конкретными сведениями о Master of Orion и многие чертовски важные аспекты оставались вне нашего поля зрения, поскольку не были готовы. Теперь, когда игра вышла в раннем доступе Steam, стало видно, что не готово там очень много. На то она и бета-версия. В Steam набралось достаточно критических замечаний, часть из них дельные, часть – попросту сетования насчет урезанной версии.
Попробуем суммировать впечатления. Эта Master of Orion взяла от своих предшественниц примерно столько же, сколько от всех последователей классики. Она приятна и с виду, и по ощущениям, но есть то, что стоило бы переосмыслить уже сейчас, пока есть время.
Q: Как проходят сражения?
A: В реальном времени. К сожалению, из всех невероятных инноваций Master of Orion 3 , которую за это и ругают, в NGD Studios выбрали самую сомнительную. Суровые пошаговые битвы – с этим ужасным взрывом варп-драйва, с застывшими в полете ракетами – остались в эпохе ранней Windows.
Проблема тактических боев, как вы могли заметить, в последние несколько лет упорно преследует космические 4X-стратегии, и их создатели испытывают то одну схему (вроде карточного поединка Endless Space ), то другую. Новый Master of Orion обратился к реальному времени, чем ни разу не обрадовал «старообрядцев».
По форме и содержанию такие битвы весьма просты. Есть малюсенький сектор, на одном конце – наш флот, на другом конце – неприятельский. Лети и стреляй. Или сначала поменяй тип построения. Сюда бы построения из Master of Orion 3, да не срослось. Как ни старайся, тактический гений не спасет вас после стратегического промаха. В сущности, единственный прием здесь – прятаться за астероидами, чтобы уйти от ракет.
Q: А что стало с конструктором кораблей?
A: С ним все хорошо, все по заветам предков. Есть базовые модели кораблей, их менять нельзя (давайте на минутку забудем о существовании Galactic Civilizations ). Зато можно менять любое оборудование на борту: орудия, двигатель, броню, имеется несколько ячеек для особых модулей – вроде того, что пересчитывает заново траекторию ракеты, если ее прежняя цель была уничтожена.
Собственно, истинная война происходит не на тесных полях боя, а в меню КБ. Угадали, что враг намерен вооружиться ракетами по самое не балуй, и взяли противоракетные модули? Значит, быть победе. Правда, тему этой гонки вооружений пока не развили до конца, поэтому проще задавить противника оборотами своей экономики, нежели генеральскими регалиями.
Q: Что же случилось с дипломатией?
A: Она почти не изменилась. Вот вам стандартный набор для взаимодействия с соседями по галактике: объявить войну, предложить торговый договор, обмен технологиями, пакт о ненападении. Если вы хоть одним глазом видели любую другую глобальную пошаговую стратегию, то сразу поймете суть.
Однако я крепко жалею, что отличные находки третьего «Ориона» не приняты в расчет. Например, тон обращения. Ведь это так логично и правдоподобно – вежливо предложить обменяться картами… или же стукнуть кулаком и потребовать дань. Тогда тон сообщения работал на типаж: если нация уважает силу, то и общаться с ней нужно с позиции агрессии. Если это раса дипломатов, то, наоборот, предельно тактично.
Правда, особого значения это не имеет. Куда хуже, что ИИ в бете Master of Orion вновь болеет психопатией. Вот вам ситуация: вы ни с кем не воюете, не требуете контрибуции, не угрожаете экстерминатусом. Почему же все вокруг вас люто ненавидят? Ха, еще одна пришлая шутка из Civilization: им не понравилось, что вы слишком быстро колонизируете планеты. Можете потом хоть удавиться, предлагая соперникам всякие пакты и даря им кредиты, – нет, отношения вновь обрушатся в пучину враждебности. Как и в недавней Galactic Civilizations 3 (и в дополнении к Civilization: Beyond Earth ), дипломатия пока работает только на войну и на подогрев геополитической ситуации. Вас будут ненавидеть за то, что вы есть.
Q: Оказуалили, да?
A: Поди-ка разбери! Сложность выбрать нельзя, а какая стоит по умолчанию – не понятно. Впрочем, беззубость компьютерных оппонентов говорит сама за себя. Когда рептилоиды-саккры не могут обогнать псайлонов по мощи армии, начинает казаться, что где-то перепутали переменную. Однако я верю, что патологическая простота Master of Orion – лишь следствие отсутствия настроек сложности.
Q: Трудно найти подходящий для заселения мирок?
A: Ни капли. Видите планету – сажаете транспорт колонистов. Что, токсичная планета? Радиоактивная? Помилуйте, выкрутимся. Нет теперь таких небесных тел, где мы не сумели бы основать колонию (кроме астероидов и газовых гигантов, их придется терраформировать). Я вам больше скажу, такие заведомо гиблые колонии даже не будут убыточными! Только если вообще на них плюнуть, тогда есть шанс уйти в минус. Хочется верить, что это тоже связано со сложностью по умолчанию и что на других уровнях сложности предстоит вытаскивать такие колонии из трясины.
Q: Возня с флотом такая же утомительная?
A: Напротив. Едва только изучится технология, повышающая уровень модулей, как игра сразу же предложит прокачать чертежи. Одним щелчком. И тут же – улучшить все корабли в соответствии с новыми планами (за деньги, конечно). Сколько досадной для будущего хозяина галактики возни удалось исключить подобными решениями – уму непостижимо.
Q: Ой, а новости Galactic New Network случайно не вернулись в эфир?
A: Еще как вернулись! Теперь их ведут аж два дроида – женоподобный хромированный и мужеподобный с челюстью Шварценеггера. «Двое из ларца» временами влезают поперек ходов, чтобы объявить результаты опроса или показать важную статистику.
Однако работа GNN еще отрегулирована так себе. Временами передача обрывается на полуслове, а то и показывает анонс без продолжения или таблицу с важными данными, которая пропадает спустя полсекунды после появления. Барахлит, короче. Но отладить это не так уж трудно, было бы желание.
Q: Мы заговорили о технологиях – система такая же будет?
A: Нет. Все игры Master of Orion различались по части исследований, и всякий раз подход был необычным и неожиданным. Теперь же у нас обыкновенное линейное древо технологий, ближайший аналог которого – древо из Civilization 5 (в новой-то части эту затею уже забросили). Лишь иногда требуют выбрать один из двух бонусов от изученной технологии, но это бывает редко.
По идее, это ставит крест на куче интересных взаимодействий из второй части, где, скажем, проседающие по науке расы восполняли пробелы в исследованиях благодаря шпионажу или дипломатическим отношениям с творческими (и оттого способными изучать все подряд) народами. Впрочем, шпионажа в бете пока вообще нет (но будет), так что говорить об этом сложно.
Q: Между звездами теперь только по коридорам-ниточкам?
A: Да, это путь, по которому двинулись почти все значимые 4X-стратегии про космос. В какой-то степени это очень здорово: оккупировав несколько важных узлов, можно отбивать атаки превосходящих сил противника своими сосредоточенными флотами. Кроме того, концы межзвездных путей можно замкнуть военными базами, чтобы ни одна мышь не проскочила без обязательного объявления войны.
Хотя опять же – «старообрядцам» (у нас тут есть пара таких) это может не прийтись по душе. Невозможность прыгнуть к любой звезде, до которой достреливают двигатели, сильно меняет подход к исследованию и обороне. Хуже это или лучше, чем было, – тема слишком обширная. Стало иначе.
* * *
В бете Master of Orion пока повсеместно заметна недостача: типов победы не хватает, шпионажа нет, то, сё… Брать Master of Orion сейчас, пока она в раннем доступе, именно чтобы играть , вряд ли есть смысл, ведь без многих деталей она не способна раскрыться и наполовину. Но пристально следить стоит, поскольку эта попытка возродить классику – какая угодно, но только не безнадежная. Главное сейчас – чтобы Wargaming и NGD не побоялись качественных изменений в том, что уже сделано. Начало неплохое, лишь бы докрутили тут и там.