«Секретные материалы»: вы все еще хотите верить?
В новом шестисерийном сезоне Малдер и Скалли постарели, а Крис Картер по-прежнему напускает изрядное количество туману. И вот проблема: создатель знаменитого шоу не удосужился ответить даже на часть старых загадок. Зато наплодил с десяток новых и опять оборвал повествование на самом интересном месте.
Жанр : научная фантастика, триллер, пародия Продюсеры : Крис Картер, Глен Морган В ролях : Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон, Митч Пиледжи, Робби Амелл, Мелани Эмброуз Премьерный показ : 24 января 2016 года Продолжительность : 6 серий по 44 минуты Статус : закончен, обсуждается перспектива продления Похожие произведения : «Грань», «Хранилище-13», «Секретные материалы», «Пси-фактор», «Первая волна»
Нас обманули, Скалли!
► Начинается сериал с того, что доктор Скалли встречается с заросшим безработным Малдером, но уже в следующей серии парочка снова работает в ФБР.
Ностальгия отличная штука, но на ней одной далеко не уедешь. За минувшие после начала показа « Секретных материалов » четверть века телевидение изменилось, и приемы, работавшие тогда, уже не кажутся эффективными. А само слово «ностальгия» отрицает возможность больших перемен, ведь нельзя же возвращать «ту самую» заставку и приглашать прежних актеров и съемочную группу, чтобы выбросить старые наработки и начать с чистого листа?
Оказалось, можно.
Ну то есть как. Успех «Секретных материалов» строился на удачном сочетании проработанной мифологии, на увлекательных, нагоняющих жуть, а порой и забавных отдельных сериях (так называемые «монстры недели») и потрясающей экранной «химии» между дуэтом главных героев. Спустя полтора десятка лет после выхода последнего эпизода (вторая полнометражка 2008 года не в счет) Крис Картер постарался снова воспроизвести все составляющие успеха, но получилось так себе.
За девять сезонов мифология сериала успела разрастись настолько, что в ней запутается не только новичок, но и преданный ценитель. Картер хотел закончить сериал на несколько сезонов раньше и даже вроде бы поставил точку в сюжетной линии о вторжении пришельцев и правительственном заговоре, но после того, как «Секретные материалы» продлили еще на несколько лет, точка превратилась в многоточие, и даже двухчасовой финал не дал ответов на все вопросы.
► В новом сезоне Малдер и Скалли сражаются с необычными врагами — обычными убийцами…
► …и жмут руки монстрам.
Многие поклонники ждали, что в новых сериях разрешатся не разгаданные тогда загадки, но, слишком глубоко погружаясь в мифологию четвертьвековой давности, Картер рисковал отпугнуть новое поколение зрителей.
В итоге он пошел на компромисс: мифология вроде и осталась, но в начале первой же из новых серий нам открыто говорят: все это время и зрителей, и Малдера со Скалли водили за нос. Нет никакого запланированного вторжения пришельцев, есть лишь глубоко законспирированный заговор мировой элиты, которая намерена то ли захватить мир, то ли уничтожить его.
Сам по себе подобный ход вполне вписывается в концепцию. Неожиданные сюжетные повороты случались и прежде, а Малдеру не раз намекали, что пресловутые пришельцы — лишь своеобразные «козлы отпущения», с помощью которых правительство отвлекает внимание от собственных темных делишек.
► Агенты ФБР снова в деле. Но надолго ли?
Но расстраивает небрежность, с которой новую версию событий вписали в повествование. Если раньше Малдер и Скалли могли годами рыскать в потемках в поисках крупиц нужных сведений, то теперь все необходимое вываливают перед ними на тарелку одним куском, притом оба агента даже не пытаются особо спорить с происходящим.
Знаменитые напарники — больше не двигатели сюжета, как раньше, они лишь плывут по течению, наблюдая за происходящим вокруг. Их просто ставят перед фактом: все эти годы вам врали, нет никаких злокозненных пришельцев, есть лишь правительство, и оно… ах да, после всего пережитого оно возвращает вас на службу в ФБР. Заместитель директора Скиннер, за четверть века так и не продвинувшийся по карьерной лестнице, с такой легкостью восстанавливает отдел «секретных материалов», что невольно задаешься вопросом — чего он ждал-то все эти годы?
Самые бесполезные агенты ФБР
Все предыдущие сезоны строились по одному и тому же принципу: «мифологические» серии в начале, в середине и в конце каждого сезона, а все остальное время — «монстры недели». В мини-сезоне Картер сохранил этот принцип, ведь поклонники уже давно разделились на два лагеря: одни обожали мифологию, другие ее терпеть не могли и предпочитали «монстров недели».
Картер постарался угодить и тем и другим, но реализация вновь подвела. В первой серии Малдер и Скалли узнают о страшном правительственном заговоре, а затем, ничего не предприняв, на целый месяц забывают про него и занимаются посторонними делами. Лишь когда мир в одночасье начинает рушиться на части, агенты хватаются за голову и пытаются что-то придумать… в последние минуты последней серии. Засим повествование обрывается обычным для Криса Картера сюжетным крючком. «Это конец» — гласит слоган шестого эпизода.
Ага, так мы и поверили. Либо продолжение все же когда-нибудь последует, либо нам только что показали один из самых скверных финалов в телевизионной истории.
► Отгадаете с трех раз, какой сериал с Дэвидом Духовны вы сейчас смотрите?
► Без комментариев.
Возможно, было бы лучше, если б все серии объединялись сквозной сюжетной линией. Да, это против картеровских же принципов, но нельзя же ни на йоту не измениться за четверть века! А может, стоило вообще отказаться от мифологических эпизодов в пользу «монстров недели» — они как-то пободрее получились. Зато новая мифология не выдерживает критики.
«Монстры» же отражают другую давнюю проблему сериала: Фокс Малдер и Дана Скалли — самые бестолковые агенты в ФБР. Процент раскрываемости у них находится в опасной близости к нулю, что особо ярко проявилось как раз в новом сезоне: из четырех дел напарники сумели добиться успеха только в двух случаях, не имеющих почти никакой паранормальной подоплеки.
► Одна из самых трогательных пасхалок — дань уважения режиссеру и сценаристу Киму Мэннерсу, умершему несколько лет назад.
► Возвращение «стрелков» оказалось таким скоротечным, что его по невнимательности можно и пропустить.
Большую часть экранного времени в новом сезоне Малдер и Скалли выглядят даже не столько старыми (с возрастом-то у них проблем как раз не заметно, а Джиллиан Андерсон и вовсе с возрастом стала лишь красивее), а невероятно, дико, смертельно уставшими. Былые искры вспыхивают изредка — и, по большей части тогда, когда актеры иронизируют, а то и откровенно пародируют сами себя, временами откровенно перебарщивая.
Они словно и правда смертельно устали от своих ролей и хватались за любую возможность поиздеваться над своими образами. В начале серии «Малдер и Скалли встречают двуликого монстра» Фокс откровенно смешон, а в «Вавилоне» Скалли с удовольствием проезжается по своей и напарника ненужности в ФБР.
Апофеозом происходящего становится сцена, в которой съемочная группа явно перепутала сценарии X-Files и « Калифрении »: Дэвид Духовны, пребывая под воздействием психотропных грибочков, из Фокса Малдера на глазах превращается в Хэнка Муди.
Тролль под мостом
► Миллер и Эйнштейн добавили красок в актерский ансамбль нового сезона.
Создается впечатление, что Крис Картер нарочно стремился поглумиться над несчастными поклонниками и придумывал все новые издевательства. Здесь вам и нарочитая насмешка над штампами сериала, и танцующий Малдер, и заведшая интрижку Скалли, и мнимое возвращение «одиноких стрелков», и заранее открытая сцена из финальной серии, где Скалли на глазах у ошеломленной публики превращается в пришельца. А еще, конечно же, оборвавшийся на самом интересном месте финал и слухи о том, что «Секретные материалы» могут продолжить с новым дуэтом агентов: Миллером и Эйнштейн.
Миллер и Эйнштейн, к слову, вполне удачно вписались в повествование, лишний раз напомнив зрителям о том, какими разными вначале казались Малдер и Скалли. Ближе к финалу-то они настолько сблизились, что могли как заменять друг друга, так и заканчивать друг за друга фразы.
Появление же новых агентов внесло свежую струю в динамику повествования, особенно в финале, когда схлестнулись два скептика — Скалли и Эйнштейн. Разумеется, слухи о съемках нового сериала с этим дуэтом в главных ролях слухами и останутся. Во-первых, двое новичков слишком похожи на Малдера и Скалли, чтобы представлять какой-либо интерес сами по себе, а во-вторых, между ними совершенно «не искрит».
► Это конец? Едва ли. Скорее всего, продолжение снова последует когда-нибудь.
Еще одним удачным нововведением стали отсылки к современности и изменившемуся миру. Картер очень точно уловил, что после 9 сентября 2001 года, после 2012 года и откровений Сноудена люди успели свыкнуться с мыслью, что для гибели человечества не требуется инопланетного присутствия. Сами справимся.
И вот уже герои «Секретных материалов» обсуждают бездомных, глобальное потепление и ограничение гражданских свобод, а наиострейшая критика современного общества звучит из уст антропоморфной ящерицы, жертвы человеческого укуса, превращавшейся в человека с восходом солнца. Несчастный ящер вынужден искать работу, беспокоиться об ипотечном кредите и врать про свою личную жизнь, хотя еще за пару дней до этого даже не подозревал о подобных вещах.
Но, положа руку на сердце: неужто мы ждали от «Секретных материалов» именно этого?
* * *
Новый сезон «Секретных материалов» не может похвастаться выдающейся работой сценаристов, даже не пытается ответить на старые вопросы, зато поднимает уйму новых и заканчивается очередным «Продолжение следует».
Стоило ли ждать этот сезон пятнадцать лет? Едва ли. Стоит ли смотреть его истым ценителям? Пожалуй.
Но для всех остальных есть «Грань», «Подозреваемый» и другие сериалы.
Зачем?