Сбежать за 60 минут: о квеструмах и перформансах
Если вам казалось, что путешествовать во времени и пространстве можно только с помощью видеоигр и собственного воображения, то вы неправы. Мы испытали на себе квест в реальности, побеседовали с представителями знаменитой «Клаустрофобии» о сути квеструмов и узнали, сколько стоит открыть собственный квест.
Выход есть!
► Для квеструмов нет ничего невозможного. Мечтали побывать в гостях у Симпсонов? Легко!
Однажды ценители видеоигр решили, что хватит сидеть в обнимку с клавиатурой, и перенесли увлечение в реальный мир. Так появились квеструмы, или эскейп-румы.
Суть квеста в реальности — выбраться из комнаты, проявив смекалку. После того как за командой закроется дверь, у игроков будет шестьдесят минут, чтобы разгадать серию головоломок и открыть путь на волю. Не успели? Вас, конечно, выпустят, но придется прийти еще раз, если решение не дает вам покоя. Впрочем, во время прохождения вы можете попросить подсказку у оператора, наблюдающего за действиями игроков, — комната нашпигована видеокамерами и микрофонами.
В стенах эскейп-рума вас ждет поиск предметов и записок, открытие замков, магнитных и традиционных, решение головоломок в духе пятнашек — то есть все то, за что мы любим классические квесты 1990-х годов. Однако обвинить эскейп-румы в бездушном копировании геймплея нельзя, потому что подобная механика служит лишь базой, позволяющей игрокам приблизиться к героям любимых фильмов, книг и игр.
► Одним из виртуальных прообразов модного увлечения стала компьютерная игра Crimson Room.
Диковинка, благодаря которой можно на час оказаться на месте любимого персонажа, довольно быстро обрела популярность и в 2013 году благодаря сети «Клаустрофобия» добралась до России. Правда, тогда это была не сеть, а всего два квеста в Москве: «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». Сегодня же «Клаустрофобия» обосновалась в двадцати трех городах, а еще в двенадцати готовятся к открытию собственных эскейп-румов.
— В одном из интервью сооснователь «Клаустрофобии» Тимур Кадыров отметил, что в каждом регионе свои особенности. Так, в Азии пользуется спросом в первую очередь поиск хитроумно запрятанных предметов. Чего желает российская публика?
Тимур Кадыров, сооснователь «Клаустрофобии» : Российская публика требовательна к качеству и глубине проработки сценариев. От этого зависит степень погружения. В «Клаустрофобию» игроки приходят за атмосферой и впечатлениями, не доступными в реальной жизни.
Под высоким напряжением
Следом за квестами появился новый жанр игр в реальности — перформанс. Хотя это тот же эскейп-рум, разница в том, что головоломок в нем нет (или очень мало), а основное внимание уделяется взаимодействию с актерами и развитию сюжета. На общую реалистичность происходящего работают продуманные декорации.
В результате на первое место выходят не логика и трезвый расчет, а эмоциональные переживания. Поэтому и ситуации для перформансов разработчики выбирают такие, в которых чувства обостряются до предела: катастрофы, ужасы, спецоперации.
При этом надо понимать, что игра может испугать даже самых психологически стойких людей. При общей канве сценарий в ходе игры может меняться в зависимости от пришедшей команды — опытные актеры, выкладываясь на полную, подстраиваются под поведение игроков.
► Цены на перформансы выше, чем на квесты. Но и адреналина больше!
— Человечество в массе своей всегда стремилось к хлебу и зрелищам. Нет опасений, что перформансы станут популярнее квестов, заточенных под логику?
«Клаустрофобия» : Нам не важно, какой из наших форматов окажется популярнее. Это не похожие друг на друга развлечения, рассчитанные на разные предпочтения. Квесты предполагают напряжение умственных способностей, а перформанс требует от игроков жажды новых впечатлений. При этом аудитории квестов и перформансов пересекаются на тридцать процентов.
Ценителям «Сталкера»
И все же квесты и перформансы — штука одноразовая хотя бы потому, что второй раз в одном и том же эскейп-руме будет скучно, если вы не намерены ставить рекорды. Стремясь создать концепцию, в которой игроки смогли бы стать соавторами игры, «Клаустрофобия» основала проект «МСК 2048».
Это старая добрая, рассчитанная на два часа ролевка в духе Fallout , «Метро 2033» и прочих игр в постапокалиптическом мире. Выполнять задания или нет, просто наблюдать за происходящим, потягивая коктейль, или выбирать сторону в нешуточном конфликте интересов — решает сам игрок, и от его действий зависит, в какую сторону качнется чаша весов.
Кстати, концовок шесть. Размер локации — 1500 квадратных метров. Это, если что, сорок одна среднестатистическая однокомнатная квартира! Одновременно могут играть сорок человек (им необязательно быть знакомыми между собой до начала представления).
И в то же время открытый мир «МСК 2048» — явление скорее глобально-театральное, нежели просто легкое развлечение на один вечер, поэтому у руля встал перспективный режиссер Александр Созонов.
► Как и в любой ролевой игре, в «МСК 2048» придется развивать персонажа, тратить деньги с умом и следить за своей репутацией.
— Как началось сотрудничество с Созоновым?
Станислав Акимов и Александр Балаба, авторы и продюсеры «МСК 2048» : Работа над концепцией проекта в какой-то момент привела нас к пониманию того, что «МСК 2048» находится в культурной сфере, граничащей с современным театром. Для полноценной и убедительной реализации игрового мира нужны талантливые актеры, способные к бесконечной импровизации и без профессиональной сценической постановки.
Поскольку опыта в этой области у нас не было, мы пригласили режиссера Александра Созонова, набившего руку в разного рода театральных экспериментах, в том числе в жанре променад-театра. Мы хотели, чтобы играть в «МСК 2048» было интересно не только хардкорным фанатам квестов и ролевых игр, но и широкой аудитории, интересующейся свежими тенденциями современной культуры и развлекательной индустрии.
У нас уже успели поиграть известные театральные критики, и все они единодушно признали, что «МСК 2048» не просто аттракцион, а настоящий культурный феномен, заставляющий игроков задуматься и по-иному взглянуть на окружающую действительность.
► Подаем идею: почему бы не провести неформальную встречу выпускников в «МСК 2048»?
Страсти по двумерным играм
Не меньшую площадь займет и парк развлечений для всей семьи в московском ТЦ «Авиапарк», открывающийся 16 апреля. Проект объединит под одной крышей эскейп-румы для взрослых и три квеста для детей. Последние выполняют сразу две задачи — развлечение и образование юных посетителей.
Вдобавок заядлых квестоманов ждут перформанс «Ограбление банка» на территории в триста квадратных метров и квест «Хоккей», охватывающий сразу три исторические эпохи этой игры. Квест спортивный, но, чтобы получить попытку забросить шайбу, придется решить головоломку.
► Очень хочется, чтобы крупномасштабные проекты, подобные парку развлечений и «МСК 2048», добрались и до регионов, но все зависит от того, как их встретит московская публика.
Кроме того, в «Авиапарке» откроется совершенно новое направление «Аркада». Адаптировав механики классических игр, «Клаустрофобия» создала двадцать аттракционов, по пять на маршрут, пройти который команда должна за пятнадцать минут, используя всю свою ловкость и сноровку.
Ваш личный рекорд попадет в таблицу достижений, так что у вас появится дополнительный стимул пройти маршрут еще раз, чтобы оказаться на вершине пьедестала. Впрочем, как уверяют авторы «Аркады», особой физической подготовки или экипировки тут не требуется.
— Предположим, я хочу сделать квестовую комнату. Что делать и какой бюджет? Как вообще создаются квесты?
«Клаустрофобия»: В первую очередь нужно выбрать город, где вы хотите открыть квест, далее заключить договор и получить комплект гайдлайнов, описывающих весь процесс создания квеста — от выбора помещения и написания сценария до использования тех или иных загадок и материалов в квесте.
Дальше наши сценаристы помогут написать сценарий, отдел качества проверит помещение и адаптирует сценарий, аккаунты помогут протестировать игры, маркетинговый отдел сформирует медиаплан и предоставит нужные материалы. Спустя три-четыре месяца вы откроете свой первый квест. Ориентировочный бюджет одного квеста, в зависимости от региона, — от 1,5 до 4 млн рублей. Цена франшизы в России зависит от количества партнеров «Клаустрофобии» в городе и начинается от 125 000 рублей.
В поисках Святого Грааля
Конечно, прежде чем писать про квеструмы, мы опробовали один такой сами. Вопрос, куда пойти в первый раз, даже не стоял. Конечно, к первопроходцам и, конечно, на квест: логика — наше всё! Настроение накануне было какое-то таинственно-возвышенное, можно даже сказать, тамплиерско-ассасинское, поэтому мы не колеблясь забронировали, ни много ни мало, квестовый Ватикан.
► Приходить лучше минут за пятнадцать до начала игры, чтобы успеть настроиться на нужный лад и выслушать наставления оператора квеста.
Началось все с инструктажа. Улыбчивый оператор объяснил, что применять силу не нужно, и предупредил, что предыдущая команда умудрилась выломать магнитный замок. Мы хихикали, слушая про технику безопасности для детей младшего школьного возраста, а потом — когда нас впустили в католический храм и дверь захлопнулась — стало не до смеха.
Издалека доносилось пение церковного хора. На стенах мерцали отблески свечей. Эхо голосов отражалось от украшенного фресками сводчатого потолка. Пахло ладаном. Или это только почудилось? В определенный момент понадобилось зажечь свечи в правильном порядке.
И тут начались трудности. Мы уж было решили, что никогда не выберемся: свечи зажигались и гасли от постукивания по алтарю. Минуты бежали, а мы вчетвером долбили по столешнице и никак не могли выявить закономерность.
И тут, словно глас с небес, раздался голос оператора: « Зажигать свечи можно и более традиционным способом ». Мы замерли. Потом кто-то из нас дунул на свечу, и та (ну кто бы мог подумать!) вспыхнула. Уже в другом помещении я, как истинный халк, отодрала от стены наручник, но мои спутники-инженеры быстро прикрепили его на место…
Постоянное ощущение неумолимого течения времени побуждает лихорадочно искать варианты, и даже совершенно бредовые уже кажутся жизнеспособными. В итоге мы вступили в древний орден, раскрыли его тайны и спасли мир за 42 минуты и 17 секунд.
► Эскейп-рум действительно похож на своего компьютерного прародителя, особенно когда пробуешь применить к предмету неподходящие вещи…
— Что, если игрок действует не по сценарию или попросту не вполне справляется? Можно ли провалить квест или перформанс?
«Клаустрофобия»: Оператор перформанса — это почти режиссер, который постоянно наблюдает за ходом игры и направляет развитие событий, отдавая актерам команды. А оператор в квесте следит за прохождением и при необходимости дает игрокам подсказки. Кроме того, в некоторых квестах заранее могут выставить легкий или сложный уровень прохождения: например, в «Стимпанк: Дирижабль». А в квесте «Это Вьетнам, детка» можно провалить главную задачу и лишить себя возможности двигаться дальше, но об этом вам скажут заранее.