Почему Gravity Rush до сих пор актуальна
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он может это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
На заре существования PlayStation Vita, еще не успев забросить свою замечательную портативную консоль, Sony выпустила две игры, которые можно без зазрения совести отнести к классу ААА. Одна из них, Uncharted: Golden Abyss, ныне всеми забыта: ее даже не включили в недавнюю Nathan Drake Collection. Gravity Rush повезло больше: ее по новой выпустили на PS4.
И это замечательно, потому что аналогов у нее нет до сих пор.
Не конкурент
«Игромания» в 2012 году раскритиковала Gravity Rush , отчего-то причислив ее к слэшерам (хотя что это за слэшер без единого образца холодного оружия?). Со многими претензиями Алексея Макаренкова я не вполне согласен, но это не так уж и важно. Да, у Gravity Rush немало слабых мест, но игра-то совсем о другом.
► Игра даже не о женщине-кошке (хотя на этот счет у вас запросто может оказаться иное мнение).
Боевая система тут и правда простенькая, и в этом отношении Gravity Rush не сравнить с топовыми экшенами. Открытый мир — фактически одна большая картонная декорация. Задания не блещут оригинальностью и разнообразием, а сценарий — типичная анимешная туфта (не представляю, за что Алексей мог его хвалить).
Но все это несущественно. Это не GTA — Gravity Rush не приглашает вас навеки поселиться в своем виртуальном мире. Это не Deus Ex , чтобы сценарий имел иное значение, кроме чисто функционального: объяснять, что мы делаем и зачем. Это не Bayonetta , где в центре внимания — бои, и где важна скорость реакции и виртуозное исполнение комбинаций.
Gravity Rush не идет по проторенным тропам, а выбирает свой маршрут — в небо.
Взлетая к вышине
Gravity Rush — это игра про полет. Свободный полет, не посвященный постоянной борьбе с гравитацией; здесь притяжение работает в ту сторону, в какую вы пожелаете. Здесь чувствуешь себя свободным от любых оков. Gravity Rush — это игра, в которой бесконечно увлекательно просто передвигаться.
► В Gravity Rush мир буквально вращается вокруг вас.
Передвижение — это то, что объединяет почти все игры. Даже те из них, где интерактивности кот наплакал, как, например, The Vanishing of Ethan Carter, все равно предлагают исследовать свои миры, отчего их шутливо прозвали симуляторами ходьбы. И перемещение в играх — даже в пресловутых «симуляторах ходьбы» — совершенно утилитарно и воспринимается как данность. Это всегда средство, а не цель. Исключениями можно счесть разве что всевозможные гонки и симуляторы транспорта.
А Gravity Rush — это приключенческий экшен, где передвижение выполнено столь оригинально, что оно само по себе способно подарить незабываемые и неповторимые впечатления. В Gravity Rush стоит поиграть хотя бы для того, чтоб испытать на себе, каково это — падать в небо.
► Героиня, будто заправская кошка, гуляет там, где ей заблагорассудится: по крышам, стенам, стальным конструкциям, с помощью которых город ветвями крепится к уходящему в бесконечность стволу.
И именно это тут главное. Все остальное, что есть в игре, опирается на ее ключевую механику — возможность подчинить гравитацию и устремиться в любую сторону. Всевозможные гоночные испытания наложат ограничения (по выносливости, например) или расставят контрольные точки в хитроумно запрятанных местах или вообще на летающих суднах.
А в боях мы, по сути, прицеливаемся во врагов и стреляем — только не пулями, а самой героиней. И противники зачастую тоже не связаны гравитацией и могут оказаться где угодно относительно вас. Приходится ориентироваться в полностью трехмерном пространстве, выбирать оптимальный порядок врагов при атаке, уклоняться от их выпадов и не забывать приземляться, чтобы перевести дух. Нет, Gravity Rush — это совсем не Devil May Cry.
Gravity Rush — это нечто особенное.
Разрешение под стать высоте
Тем не менее я не могу безоговорочно посоветовать свежевышедшую Gravity Rush Remastered тем, кто пропустил оригинал. Все же ее перенесли напрямую с карманной консоли, а то, что простительно портативным релизам, на большом экране воспринимается болезненно. Хороший пример тому — Resident Evil Revelations : на 3DS она казалась достойной игрой, однако на домашних системах производила совсем уж скромное впечатление.
► Если какой игре и пошло на пользу стереоскопическое 3D, то это Gravity Rush Remastered. Жаль, Sony уже позабыла об этой инициативе, — разработанная той же Bluepoint HD-версия Shadow of the Colossus показывала такое 3D, что дух захватывало.
Разработку ремастированной версии доверили опытной в этом деле студии Bluepoint Games: она выпустила HD-коллекции Uncharted , Metal Gear Solid , God of War и других. И с этой работой тоже справилась хорошо. Не без нареканий, конечно: бывает, проскальзывает в кадре замыленный (и оттого выделяющийся) элемент, но, в целом, на большом экране Gravity Rush чувствует себя уверенно. Хотя не исключено, что от усилившегося эффекта погружения вас начнет укачивать, — недаром в японском названии игры вместо «Rush» используется слово «Daze» (ошеломление, головокружение).
А еще обновленная версия умело задействует динамик DualShock 4 и грамотно (то есть, в отличие от оригинала, — самую малость) использует гироскопы: управлять героиней теперь заметно удобнее.
► Откровенно говоря, самые интересные локации в игре — как раз те, что за пределами города.
Для тех, кто играл в Gravity Rush на Vita без дополнений (например, получив игру в PS Plus), хорошим поводом заново пройти игру на PS4, возможно, станет наличие в ремастированной версии всех трех DLC с дополнительными миссиями и костюмами.
* * *
Gravity Rush Remastered — не лучшая игра на PS4, но не стоит списывать ее со счетов: в отличие от многих куда более качественных и тщательно отполированных релизов, она способна подарить новые ощущения, коих не добиться больше ни от одной игры. Впрочем, в этом же году должно появиться и продолжение. Будем надеяться, что оно разовьет идеи первой части и станет настоящим хитом.