10 лучших игр по фильмам
Давным-давно, в далеком-далеком Голливуде, прокатчики открыли для себя чудесный секрет легкого заработка. Если нанять разработчиков подешевле и заказать к премьере компьютерную игру по фильму — выгода от этого будет достаточная, чтобы ни о чем не волноваться и не требовать от разработчиков шедевр.
Из этого правила, правда, тоже найдутся исключения. В восьми- и шестнадцатибитную эпоху толковые тематические платформеры выходили чуть не к каждому второму фильму, а потому игры того времени мы принимать в расчет не будем. С середины девяностых годов каждая удачная игра по фильму стала на вес золота. Вот о таких мы сейчас и поговорим.
10-е место: «Кинг-Конг»
В Ubisoft изначально решили сделать хорошую игру. Тут им и пригодился Мишель Ансель — мастер приключенческого жанра, не раз выручавший компанию. Выручил и теперь. Игра обрела кое-какой внутренний мир и смысл и сумела привлечь знающую публику. По сути это линейный боевик с видом от первого лица и двумя главными героями, и геймплей за каждого свой.
Сценарист Джек Дрисколл крадется по острову Черепа и воюет с полчищами динозавров. Патронов мало, здоровье хлипкое, выживай как хочешь. Другой протагонист — сам Кинг-Конг! Он сражается врукопашную, рвет глотки рептилиям и вообще веселится от души.
Очень правильный и приятный контраст, без которого игра утомила бы втрое быстрее. Ну а так получился образец для подражания. Чтобы другие разработчики знали, как малыми усилиями и с нужными бумагами смастерить годный продукт.
9-е место: «Люди Икс: Росомаха»
Raven Software сделала из X-Men Origins: Wolverine конфетку. А точнее — суровый и сбалансированный слэшер. Росомаху натурально спустили с поводка и натравили на него кучу злодеев и даже героев. Когти сверкают, кровь льется рекой, враги обступают со всех сторон!
Raven, помимо прочего, обыграла исцеляющий фактор Логана. После великого заруба Росомаха бывает настолько измочален, что с ребер клочья мяса свисают, живого места не найдешь. Через некоторое время раны затягиваются — да не за кадром, а прямо на глазах. «Кровавый» фетишизм!
8-е место: «Пираты Карибского моря»
После выхода первых «Корсаров» в 2000 году «Акелла» настроилась делать продолжение. И «Корсары 2» уже подбирались к релизу, когда случилось немыслимое. Компания Disney готовилась к премьере «Пиратов Карибского моря», а куда ж такому фильму без игрового сопровождения? Денежные воротилы мудро рассудили, что собирать «гадость по мотивам» себе дороже, а потому искали готовенькое.
Тут-то им вторые «Корсары» и подвернулись. Через несколько месяцев игра увидела свет, подстроенная под символику фильма. Все признаки налицо: морские баталии, абордажи, торговля и приключения. Правда, «Пираты Карибского моря» обрели ненужный лоск, а дух «Корсаров» ослабел. И свободы стало поменьше. Но если абстрагироваться от первых «Корсаров» и думать об игре как о проекте по фильму, то все не так и плохо.
Особый случай: «Гарри Поттер»
Писательский труд — труд одного человека (если не считать литературных негров). Джоан Роулинг едва ли догадывалась, что ее волшебное семикнижие будет экранизировано с начала и до конца. Но популярность первой же книги ясно показала: снимать будут. Много и с удовольствием. А потом — делать игры. Много-много игр.
И первые три были очень даже ничего: милейшие приключения с видом от третьего лица. С Хогвартсом, по которому можно долго гулять, часами разыскивая секреты, с магическими мини-играми, дуэлями на палочках и прочим.
Но уже четвертая игра вышла линейной и кривой, а дальше хоть и стало лучше, но ненамного. Игровая адаптация саги о Гарри Поттере — показательный пример. Если писатель или съемочная группа могут выдержать бешеный темп, заданный серией, то игроделам такой расклад выходит боком. Восемь игр за десять лет — опасный конвейер! Даже хорошая и проверенная идея не выдерживает такой гонки.
7-е место: «Назад в будущее»
Эпизодические мультяшные квесты — разве такое продолжение фильма мы хотели увидеть после стольких лет? Однако идею Telltale одобрил лично Роберт Земекис. И доктор Эммет Браун заговорил-таки голосом Кристофера Ллойда. Уже солидно.
В игровой версии Back to the Future уже нет абсурдной логики «Сэма и Макса» и еще не ампутировали головоломки, как в «Ходячих мертвецах». Формат привычный: пять эпизодов по два-три часа. История продолжается спустя несколько месяцев после отлета Дока верхом на поезде времени. Жилище Брауна вот-вот пойдет с молотка, а сам хозяин угодил за решетку… в 1930-х годах. Марти срывается выручать товарища — и в очередной раз меняет реальность. А потом расхлебывает последствия. И продолжение, разумеется, следует…
6-е место: Star Wars: Episode I — Racer
Вы же помните примечательный заезд в первом эпизоде «Звездных войн», когда Квай-Гон чуть не проиграл юного Энакина в кости? На его основе построили целую игру! Порулить дают любым агрегатом любого из гонщиков, а там занятные машинки попадаются. С огнеметом, например, или с другими не очень законными прибамбасами. Восемь планет готовы принять пилотов и пустить на гоночный трек.
Собственно, и гонка здесь особенная, а не перерисованная из какой-нибудь Hot Pursuit. Кары мчатся с поистине бешеной скоростью, трассы — одно название: местность пересеченная, изобилует скрытыми переходами и опасностями. Шутка ли, протаранить глыбу песчаника на скорости четыреста миль в час!
Игра быстро учит лавировать в тесных коридорах. При этом реалистичной физикой, разумеется, не пахнет. Какая физика?! Тут движки в воздухе летают! Не нужна она здесь. Для любителей автомобильных аркад это не так уж важно, а ценители «Звездных войн» и подавно в восторге.
5-е место: Indiana Jones
Доктору Генри Джонсу-младшему повезло попасть в руки LucasArts, которая в 1992 году еще называлась Lucasfilm Games. И Indiana Jones & The Last Crusade стала одной из первых успешных ласточек расцветающего жанра квестов. Начальная часть короткой серии посвящена походу Инди за Священным Граалем. Тому, в котором сэр Шон Коннери сыграл папу-археолога. Сюжет аналогичный, не считая возможности вывернуть его по-своему.
Вот в следующей игре про Индиану Джонса, Fate of Atlantis, чуть ли не пол-игры разрешают пройти разными способами. А в «Последнем крестовом походе» выбирать можно было лишь изредка. Например, дать Гитлеру для автографа не дневник Джонса, а «Майн кампф». Или влупить фюреру по усатой роже, что влекло за собой бесповоротный Game Over.
Это был традиционный шикарный квест в духе ранних творений LucasArts. С огромным меню действий, в котором нашли свой бесславный затык не один и не два любителя старины. В следующей части интерфейс сделали дружелюбней, а история уже не затрагивала сюжеты кинотрилогии. Что и показало: для толковой игры по лицензии копировать сценарий вовсе не обязательно.
4-е место: Blade Runner
Хорошей игре — хороший первоисточник. В случае с «Бегущим по лезвию» история прямо-таки сферическая. Роман Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» превратился в икону киберпанка — фильм «Бегущий по лезвию». Ну а до фильма, в свою очередь, добралась Westwood.
И тоже сыграла складно, выпустив квест Blade Runner. Мрачное будущее землян, притесняющих киборгов-репликантов, в игровой версии стало еще мрачнее. Вместо истории Рика Декарда — расследование другого охотника за беглыми искусственными людьми.
Детектив Рэй Маккой — классический такой нуарный персонаж и занимается классическими нуарными делами: стреляет в плохих парней — вернее, не в парней, а в репликантов, которых не отличить от парней. И грустит под дождем.
В перестрелке можно и проиграть, а патроны не бесконечны, если не считать самой слабой их разновидности. Но расследование важнее стрельбы. Работа Маккоя — поиск улик и допросы. Отдельного упоминания достойна проверка на человечность с помощью теста Войта-Кампфа. Эдакий тест Тьюринга для полевых условий.
Трудно поверить, но почти каждая нарочно или случайно брошенная фраза косвенно влияет на развязку. В игре шестнадцать концовок! И до сих пор бытует мнение, что на самом деле их больше, просто никто еще не создал нужные для их получения условия.
Такое вот многогранное произведение.
Еще один особый случай: GTA: Vice City
Любая игра серии Grand Theft Auto — готовый набор отсылок, но Vice City особый случай. Основой для нее послужил фильм «Лицо со шрамом» режиссера Брайана де Пальмы, хотя официальных взаимосвязей между героем фильма Тони Монтаной и героем игры Томми Версетти вроде как нет. Но если присмотреться… Первый застрял в Майами 1984 года, второй в Вайс-сити (то есть том же Майами) 1986 года. И оба идут к успеху самым кровавым и кокаинистым путем.
Сходство — в мелочах. В обстановке, во времени, в порочном духе восьмидесятых. Например, особняк воротилы Диаса, присвоенный Версетти, — один в один жилище Монтаны, когда тот достиг вершин. Финальное побоище в поместье почти одинаковое, только исход разный. Ну и мелкие отсылки: костюмы, саундтрек, окровавленная квартира, ночной клуб «Малибу», содранный с «Вавилона»… Даже адвокат Томми, ушлый еврей Кен Розенберг, чертовски похож на Дэвида Кланфилда, юриста Тони Монтаны. Тьма-тьмущая совпадений!
Такая вот неофициальная игра по фильму. А на официальные игровые адаптации криминальным драмам не очень везет. Две игры по «Крестному отцу» всего лишь приличные, не более. Игроизация «Лица со шрамом» — далеко не шедевр. И обеим до Vice City, да и до любой части GTA, — как до Луны.
3-е место: Alien: Isolation
Многие издания, в том числе и мы, дали ей звание игры 2014 года, и неспроста. Дочь Эллен Рипли, Аманда, уродилась вся в маму. То есть тоже вляпалась в неприятности с участием двухметрового хищного ксеноморфа.
И все внимание здесь уделяется именно ему. Никакой пошлятины в духе «перестрелять десяток пришельцев с одной обоймой». Единственный и неповторимый Чужой неуязвим для вашего оружия. Может насторожиться и отступить, но насовсем вы от него не избавитесь. Суровый и беспощадный канон. Чужому вернули его привычную роль хитрого и смертельно опасного монстра. Обитатели корабля «Севастополь» легко и быстро расстаются с жизнью, встретившись на его пути.
Alien: Isolation — это настоящий стелс-экшен, где вы скрываетесь от одного врага. А все остальное лишь фон. Creative Assembly изрядно испортили Чужому зрение, зато слух у межпланетного изувера как у летучей мыши. Слышит все, вплоть до писка датчика движения или вашего дыхания, шебуршения и кашля, если вы играете с включенным микрофоном.
А еще Чужой не по годам сообразителен — попавшись на уловку однажды, он больше на нее не клюнет. Некоторые очевидцы утверждают, что со временем он начинает бояться одного лишь вида огнемета. Потому что помнит, что огонь это больно, — и выстраивает в уме причинно-следственную связь. Редкая игра обрастает такими мифами и легендами. А уж игра по киношной лицензии — и подавно!
2-е место: TRON 2.0
У этой игры история непростая. Сначала был фильм 1982 года выпуска. Компьютерная графика тогда почти не применялась, но в «Троне» ее задействовали на полную.
Сюжет для своего времени прорывной. Обманутый программист Кевин Флинн попадает в виртуальное пространство, где несчастные приложения страдают под гнетом «Программы мастер-контроля». Объединив силы с программой-защитником Троном, Флинн, разумеется, всех спасает.
Вдогонку тут же выкатили аркадные автоматы с гонками на светоциклах и гладиаторскими боями, принесшие Disney даже больше денег, чем фильм. Потом выходили и другие адаптации, но речь сейчас не о них — а о прямом продолжении кинокартины, которое выпустили в 2003 году, и, заметьте, в формате видеоигры.
Спустя двадцать лет в виртуальность попадает Джет Брэдли, сын изобретателя Трона. Его задача — вытащить из виртуальности отца, ну и самому не оказаться отформатированным, стертым или разобранным на части исходного кода.
Игра великолепно показывала разницу в технологиях между 1982-м и 2003-м годами. Сверхскоростные светоциклы стали еще быстрее. Метательный диск перестал напоминать фризби и стал выглядеть как оружие. И само виртуальное пространство получилось чертовски достоверным: надвигающаяся на главного героя стена форматирования по-настоящему пугала.
Третья часть истории тоже стала игрой. TRON: Evolution рассказывала о программе-курьере, доставившей послание главному герою фильма «Трон: Наследие». Ну а сам фильм как раз и был четвертой частью.
Такой вот получился симбиоз игр по фильмам и фильмов по игре. С большущей жемчужиной под названием TRON 2.0 посередине. Многие играют в нее и поныне.
1-е место: Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Риддик — герой суровый, что в кино, что на мониторе. Starbreeze Studios отлично приспособила его под управление руками игроков. Escape from Butcher Bay — хищный и многообразный боевик с видом от первого лица.
…От лица Риддика, разумеется! Здесь все его таланты раскрываются как нигде. Ночное зрение — настоящий подарок для стелса. Умелое обращение с изогнутыми ножами позволяет превратить жизнь врагов в survival horror с печальным для них концом. Ну а кулачные драки и перестрелки с численно превосходящим врагом отвлекают от мрачных передвижений ползком в кромешной тьме.
Игра вовремя меняет локации, ситуации и врагов, радует механикой и постановкой. В своем 2004 году она встала в один ряд с Doom 3 и Half-Life 2 в борьбе за звание игры года! Мало того, что у Starbreeze получился самостоятельный боевик со стелсом и резней, он еще и чуть ли не превзошел по качеству фильмы!
Разве для игры по лицензии возможен больший успех?