Как устроен мобильный free-to-play: на примере Lords Mobile
Каждая успешная условно-бесплатная игра представляет собой сеть из крючков, кнутов и пряников, спланированную так, чтобы игрок оставался вовлечен. Эти проекты могут быть неоригинальными и с откровенно хищническими повадками, но раз в них играют, значит, это интересно?
Здесь не действуют законы, к которым привык хардкорный рынок. Люди без проблем кочуют из какой-нибудь Dot Arena в почти идентичную Soul Hunters просто потому, что она новее. Мобильная игровая индустрия в куда меньшей степени ориентирована на инновации в механиках и необычные ощущения, нежели на умение захватить и удержать внимание игрока. Любой ценой. И далеко не всегда для второго необходимо первое.
Давайте разберем, как работают некоторые популярные мобильные игры, на живом примере. Пусть это будет китайская Lords Mobile. В ней собраны идеи и «социальных» стратегий в духе Castle Clash , и геройских арен наподобие Heroes Charge. Для наших целей — почти идеально.
Итак, что вы видите, когда заходите в игру?
С чего все начинается?
► Очередной кусочек территории отвоеван, королевство стало чуть просторнее.
Первые минуты в «Лордах» обрушивают на неподготовленного игрока целый вихрь событий. Он чувствует себя как аквалангист, вынырнувший из морского безмолвия на оживленном пляже. Только что мы услышали о каком-то злодее — и вот уже идет бой, в результате которого мы получим свое место в некоем королевстве.
Мы едва успели познакомиться со своим замком и единственным пока героем, а прилегающая территория уже покрывается казармами, мастерскими, лесопилками, стенами и дозорными башнями, лабораториями, больницами и тюрьмами. Все происходит быстро, и думать ни о чем не требуется — достаточно тыкать туда, куда указывает мигающая стрелка. А после каждой пары удачных попаданий по кнопкам на нас сыплются награды и подарки.
► Наши герои совершенно неуправляемы. Мы задаем лишь направление и время нанесения особого удара.
Некоторое время спустя игра притормаживает, и появляется время рассмотреть то, что получилось. И присвистнуть: «Э, да у меня, оказывается, прекрасная база с мощной армией, а в загашнике куча ресурсов!»
Разумеется, все не так просто. Ваше молодое королевство любой желающий может развалить на кирпичики за несколько секунд, а армия из нескольких сотен вояк способна потягаться разве что с кружком любителей вязания крючком. Но, к счастью, понимание этого придет лишь несколько часов спустя. Пока же базу оберегает «новичковый» щит, а на глобальной карте делать особо нечего. Можно просто любоваться тем, как красиво расставлены разноцветные домики на разноцветных полях.
► Чтобы получить высший рейтинг за прохождение подземелья, надо хотя бы не потерять ни одного героя.
► Собираем шесть предметов экипировки и приносим их в жертву. Получаем голого героя разрядом выше.
Часть территории прикрыта облаками, и в их скоплениях прячутся злодеи. Их надо прогнать! Первый злодей бежит, насмерть напуганный нашей зеленой армией, следом и второй без особого сопротивления освобождает очередной клочок земли для очередных построек. Они чуть ли не в открытую играют в поддавки. А что, все любят побеждать, ведь именно ради этого и играют.
Lords Mobile не скупится, порадоваться собственным успехам и насладиться победами здесь дают сполна.
Слишком рано бросать — есть еще кое-что!
► Думаете, что уже добились всего, чего можно? Начинайте ковать экипировку для своего аватара.
► Долго думать, что делать, не приходится — подсказка всегда висит на экране.
К тому времени как очередное строительство или улучшение начинает занимать не секунды, а минуты и у игрока появляется соблазн отложить планшет, открывается линейка героических сюжетных заданий. Если мы успели забыть, что у нас еще имеется доблестный герой, нам напомнят. А заодно объяснят, что благодаря геройским испытаниям мы можем стать еще сильнее и успешнее.
Сами по себе испытания ничего особенного собой не представляют. Это череда типовых подземелий, нанизанных на ломаную линию прогресса: прошли испытание под гордым названием «1-3», получили доступ к испытанию с не менее внушительной маркировкой «1-4». Первый зал с кучкой слабых врагов, второй зал с кучкой врагов посильнее, третий зал с кучей врагов во главе с боссом.
► Место на карте мы получаем случайно. Но пока королевство еще молодое и слабое, можно переехать поближе к друзьям.
Разнится лишь пейзаж: вначале топаем по пустыне, потом попадаем в подземное королевство гномов, затем вновь выбираемся на свежий воздух. Чем отличаются друг от друга враги, поначалу и не рассмотреть за спецэффектами. Да и действуют они почти одинаково, просто кто-то воюет в ближнем бою, а кто-то пакостит издали.
Первая карта испытаний, первый десяток боев — такая же вакханалия побед и наград, как и начальное строительство. Нам дают полюбоваться боями, проходящими в автоматическом режиме, подбрасывают в команду новых героев и щедро осыпают новенькой экипировкой. А чтобы вы не заскучали, предлагают запускать и направлять особые умения героев, которые становятся активными по мере заполнения полоски боевой ярости.
Но понимание истинного значения особых умений и экипировки опять же еще впереди.
Как развивают идею
► Бой с ледокрылом занимает несколько минут и проходит автоматически. Но потом можно посмотреть видеозапись схватки.
О ходе геройских сражений на первой карте можно почти не задумываться. Но очень скоро открываются эпические испытания, и в них уже приходится следить за тем, когда и куда герои разряжают свои особые умения. Обычные испытания тоже усложняются. Боссы осваивают приемы самообороны и могут нанести неожиданный удар по дальним рядам, где обитают слабо защищенные маги, внезапно телепортироваться за спину или ошеломить всю группу на несколько драгоценных секунд.
К этому времени у нас уже не один герой. Делятся они на три типа: сильные воины, ловкие лучники и ассасины, а также маги, делающие упор на интеллект. Мест в группе пять, так что вроде бы выбрать несложно. Но целительницу Примадонну огненный маг Зажигалка никак не заменит, уж очень разные у них умения.
Проходя испытания, герои растут в уровнях. Собрав полный набор экипировки, можно скормить его герою, повысив ему ранг. А накопив определенное количество медалей в некоторых подземельях, можно перевести героя в разряд элитных.
Вот тут и вступают в силу ролевые элементы игры: кому отдавать сапоги — полуодетому воину или голому магу? Какого героя брать в очередной поход? Стоит ли обучать новоприобретенного героя первого уровня или лучше сосредоточиться на тех, что уже достигли второго ранга?
► Все страны и континенты играют на одном общем сервере.
Только не думайте, будто нам предстоит раз за разом проходить одни и те же испытания, чтобы получить нужный предмет или медаль героя. Скучных повторений легко избежать. Закрыв любое подземелье на три «звезды», можно пропускать процесс боя и получать трофеи и опыт одним нажатием кнопки. Опыт выдается в виде порций еды, и скормить его можно любому герою. Поэтому за несколько пропущенных походов любого новичка можно подтянуть до уровня основных героев.
Но создать суперкоманду за пару часов не получится. На каждый заход тратится выносливость, доступ в сложные подземелья обходится в два раза дороже, чем в обычные, а на восстановление нужно время. Ну, или деньги: за пару тысяч самоцветов можно заполнить шкалу выносливости до упора. Хватит на десять элитных подземелий.
А теперь — доказываем превосходство
► Система талантов. Таких деревьев развития в игре несколько: общие характеристики, защита базы, сила армий, экономика, охота на монстров.
Очередное улучшение лесопилки займет пару часов, исследования скорости войск закончатся немногим ранее, герои растратили весь запас храбрости, и заняться вроде как больше нечем, самое время выключить игру и благополучно забыть о ней? Как бы не так! Ведь есть еще и карта королевства. А на ней кипит жизнь.
Можно отправить армию в лагеря с ресурсами: поля, леса, шахты. Чем больше армия, тем больше добра она принесет. Но и времени на сбор потребуется намного больше, а в этот момент кто-то из соседей приходит со своей армией — и остаемся мы и без ресурсов, и без солидной порции солдат. Можно, конечно, подождать, пока сосед сам не пойдет за дровами…
И, например, навестить его замок. Все новички прикрыты щитом на сутки, потом покупать защиту придется за самоцветы или гильдейские баллы. В открытые замки можно отправлять армии; после короткого автобоя они вернутся с богатыми трофеями. Или не вернутся, если мы выбрали жертву не по зубам.
Еще можно объединиться с друзьями и отправиться на охоту за монстрами. Время от времени на карте королевства появляются убийственно сильные драконы-ледокрылы. Справиться с ними в одиночку почти нереально. Но если такого дракона убить, все члены гильдий победителей получат сундуки с наградой.
Вверх по спирали
► Загрузка игры сделана весело: нам показывают шуточную перебранку героев. А поучаствовав в их диалоге, можно разжиться парой сотен самоцветов!
Помните воронку, висевшую над Москвой в фильме «Ночной Дозор»? Это примерная схема геймплея Lords Mobile. С каждым новым витком количество игровых занятий расширяется, а времени они требуют все больше. Одновременно повышается сложность, и вот уже стоит сперва потратить минутку-другую на расчет стратегии. А вокруг, как отделившиеся от общей стаи вороны, мельтешат необязательные занятия: квесты дня и квесты гильдии, помощь согильдийцам и открытие призовых сундучков (каждый двадцатый — с увеличенной в пять раз наградой!).
Игроку приходится принимать все больше тактических и стратегических решений. Это касается и развития базы, и планирования состава армии, и воспитания героев. Ну и распоряжения финансами.
Да, игрок, щедро тратящий реальные деньги на самоцветы, сможет намного быстрее развиваться и наверняка окажется в таблице рейтингов на верхних позициях. Однако у любого развития есть свой потолок, и рано или поздно в клуб «Верхняя десятка» непременно попадут особо настойчивые и терпеливые «бесплатники». Lords Mobile, в конце концов, хоть и не первооткрыватель, но скроена по очень крепкой и беспроигрышной схеме.