Как Evolution изменили DriveClub прежде, чем их закрыли
DriveClub — гонка во многом уникальная. Например, как воплощение мечты автомобильного эстета, нетребовательного к реалистичности вождения. В ней можно выбрать понравившийся автомобиль — малолитражку, спорткар или что-то редкое — и выкатить его под сенью сакуры на живописную японскую трассу, чтобы просто проехаться или посостязаться с другими гонщиками. В другой раз можно включить вид из кокпита и, борясь с дождем и бураном, стараться показать лучшее время на дороге в калифорнийских лесах или близ норвежских гор. С недавних пор то же самое можно проделать и на мотоцикле.
Путь длиною в год
DriveClub не сразу стала такой гонкой. Мы все помним, в каких муках она рождалась, какие проблемы испытывала на старте. Все это, а также невыполненные обещания игрокам и издателю (достаточно вспомнить перипетии с бесплатной версией для PS Plus), вероятно, и стало причиной закрытия Evolution Studios.
Сейчас же речь о другом. О том, к чему в итоге пришел последний проект команды из английского города Ранкорн. Всего лишь за год не самая насыщенная игра выросла в полноценный великолепный проект. Эволюция ее поражает, как и приятные мелочи наподобие багги и байков, которыми нас стали баловать разработчики.
► Вид из шлема особенно впечатляет в дождливую погоду.
Те и другие появились не случайно. Evolution Studios всю свою историю — больше пятнадцати лет — занималась «грязными гонками». Эта команда первой выбила себе лицензию чемпионата мира по ралли и отработала ее лучше последователей. Затем были три части MotorStorm , одной из лучших гонок прошлого поколения — про экстремальные соревнования на внедорожном транспорте.
Новинки, появившиеся в DriveClub Bikes , — отголоски прошлых работ студии. Но если багги были не более чем новым классом автомобилей, то байки поворачивают DriveClub к игроку новой гранью.
► Если вы не знали, наклонять мотоцикл в повороте нужно не для эффективности, а для устойчивости.
Заезды на мотоциклах проходят по тем же живописным трассам, которых, если считать все дополнения, уже больше восьми десятков. Структура гонок та же: за победу и прохождение испытаний нам дают очки славы, повышающие уровень гонщика и открывающие доступ к новым мотоциклам и соревнованиям.
Испытания можно формировать самому и предлагать их пройти другим. К привычным условиям — проехать участок с как можно большей средней скоростью или за отведенное время — добавились трюки на байках: встать «на козла» (вилли) или на переднее колесо (стоппи). На них же основаны новые соревнования, в которых нужно предельно стильно и долго выполнять эти трюки, — своеобразный аналог дрифта в автогонках.
Вилли, стоппи!
Байки заставляют изменить привычную манеру езды в DriveClub. Нельзя сказать, что они управляются реалистично, но общая концепция поворота наклоном соблюдена. Железные кони слушаются управления (хотя и немного дерганно и нервно) и ведут себя немногим хуже, чем в серьезной MotoGP. Они тяжеловаты, почти как машины в Need for Speed , и оттого входят в поворот широко, а чтобы не врезаться в соперников, нужно постараться. Впрочем, наш байкер все равно не вылетает из седла, не теряет равновесия, а переборщив с поднятием на дыбы или поцеловав бордюр, заново появляется на трассе. Как-то странно.
К мотоциклам придется привыкать, ведь в силу особенностей управления водить их в DriveClub куда сложнее, чем автомобили. Приходится учить трассу заново: там, где раньше можно было пройти поворот в легком заносе, поможет только академический просчет траектории и правильное использование заднего и переднего тормозов.
► Вилли.
► Стоппи.
Всего в игре пятнадцать байков. Среди них Erik Buell Racing 1190SX, Bimota BB3, по модели от Honda и BMW и, конечно же, тройка самых известных производителей: Ducati, Yamaha и Kawasaki. Все они из класса современных скоростных супербайков, одинаково быстры и просто одинаковы, не считая внешнего вида. Чтобы прочувствовать разницу в поведении и мощности мотоциклов, может понадобиться много времени. Если это вообще получится.
Хотелось бы увидеть, скажем, классические Triumph или представителей дорожного класса. Они и не такие мощные, да и видом отличаются, поэтому могли бы немного разнообразить выбор. Но и имеющегося мотопарка хватает для простой цели — пересесть с автомобиля на байк и прокатиться по китайской глубинке или по трассам в Чили и Индии. Как когда-то мы запускали Porsche Unleashed ради поездки на «Порше» навстречу закату…
► На байки «реалистичное управление» не распространяется. Их поведение никак не изменилось.
Хорошие игры про мотоциклы — просто про мотоциклы, а не про профессиональные чемпионаты, как MotoGP, — не выходили давно, со времен Tourist Trophy от Polyphony Digital. Ride не смогла занять эту нишу из-за мелких огрехов. А DriveClub Bikes раскрыла эту тему в формате дополнения.
Усложним программу
Изначально DriveClub планировали сделать симулятором, со сложной физикой и прочими атрибутами, приближающими поведение автомобилей к реальному. Очевидно, ненужная конкуренция с маячащим на горизонте новым Gran Turismo в итоге склонила разработчиков выбрать жанр аркады. Однако с недавних пор в игре позволяют включить хардкорный режим и тем самым немного усложнить жизнь.
► Багги в DriveClub — отголосок «грязных» гонок, над которыми студия работала раньше. Вот этот был в MotorStorm.
► На культовом Jaguar XJ220, первом суперкаре британского автоконцерна, с марта можно прокатиться и в DriveClub.
В настройках появился ровно один переключатель: «реалистичное управление». Отдельно отрегулировать АБС, АПС, систему стабилизации и прочих электронных помощников (кроме помощи в торможении) нельзя, так что разница для неподготовленных водителей будет кардинальная. На маломощных хетчбэках, на которых проходят начальные соревнования в игре, ее не почувствуешь, но зато когда пересаживаешься на 600-сильный Mercedes-Benz SLS AMG с задним приводом или на настоящего зверя, Pagani Huayra, — те сразу, со старта гонки, вырываются из рук.
► Это не кадр из рекламного ролика, а фото-режим игры.
► Лишь дождинки на стекле в этом кадре выдают его происхождение.
Работает усложненная физика по весьма типичной схеме: чем выше мощность, тем непокорнее машина. Опуская момент, что в жизни это не всегда так, DriveClub второй раз за полгода предлагает водить по-новому. Дрифту автомобили теперь предпочитают неуправляемое скольжение по трассе. Раньше в игре почти не приходилось тонко работать с газом и тормозом, а теперь любое неаккуратное движение курка заставляет задуматься о покупке руля… И все же не стоит, не для этой гонки.
► И все же узкие городские улочки и кольцевые трассы не очень идут этой гонке…
► …То ли дело — спринты по широким серпантинным дорогам.
Беда в том, что трассы игры не спроектированы для академичной езды. Здесь очень много прямых, тупых поворотов, а соревнования больше тяготеют к спринтам по шоссе на фоне красивого пейзажа, чем к заездам по закрытым кольцевым трассам. И как бы ни хотелось научиться проходить повороты по идеальной траектории, целуя апекс, тут подобный опыт будет лишь приближенным к реальному. Впрочем, от дополнительной опции большего и не требуется.
* * *
Тем не менее в DriveClub сейчас, кажется, есть все, чтобы удовлетворить своего внутреннего автофаната, а теперь и байкера. Это красивая гонка с динамичной сменой погоды, живописными трассами, фоторежимом, экзотическими автомобилями и спортивными мотоциклами. Для непродолжительных заездов по вечерам она подходит идеально. Главное — не требовать от нее больше, чем она способна дать.
Bikes и хардкорный режим не исправляют проблем основной игры — вроде однотипного мультиплеера и соревнований, докучливых штрафов и предсказуемых соперников. Они, скорее, приятная добавка. С ними игра пришла к финишу, поднявшись на позицию выше.
Прежде DriveClub обещали поддерживать еще год, но теперь этим займется другая студия. На горизонте уже виднеется Gran Turismo Sport , недалеко до его полноценной седьмой части, скоро подоспеют Assetto Corsa и DiRT Rally и появятся новые гонки, но уже не от Evolution.