Стрим — протез игры. Twitch.tv глазами современных философов
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Прямые трансляции игр стали чуть ли не заменой самим играм. Но, как и у любого современного явления, у стримов есть свои предпосылки, скрытые в человеческой натуре и позволяющие на плодотворной почве желаний и потребностей вырасти из мелкого ростка в гигантское древо.
Интересно, что причины такой всеобъемлющей популярности стриминга были, хоть и не напрямую, описаны несколько лет назад современными философами. Философия — наука, опутывающая своими корнями почти все сферы человеческой жизни.
Посредник между игрой и зрителем
«…медиократия означает не только власть медиума, то есть посредников, но также и власть посредственности (mediocre). И власть постоянно растет. В той степени, в которой творец, создатель отступает на задний план, его интерпрет, то есть медиум, опосредующий связь произведения с общественностью, завоевывает все большее значение. Возьмем, например, театр. Люди идут смотреть не пьесу Расина, а постановку этой пьесы известным режиссером. Или в музыке, когда в свете рампы стоит не композитор, а дирижер или солист…»
Режи Дебре
Французский философ Режи Дебре ввел понятие медиократии относительно идеологической и политической власти средств массовой информации в обществе. Однако образ так называемого «медиума» («посредника») проявляется во многих сферах. Так, стрим есть не что иное, как «посредник» между игрой и зрителем. Оригинал же, в данном случае — игра, уходит на задний план, и на его место встает упрощенная, чтобы не сказать — пережеванная, версия, уже подготовленная к восприятию и не требующая усилий.
Таким образом, компьютерная игра из активной деятельности, напрямую вовлекающей в себя игрока, становится деятельностью пассивной, сохраняя лишь косвенный контакт. Получается, что игра теряет свою главную функцию и как следствие перестает быть игрой в полном понимании.
► Игры с процедурной генерацией, вроде The Binding of Isaac, хорошо подходят для стримов прежде всего потому, что у каждого игрока в итоге складывается своя история.
Идея «медиума-посредника» поддерживается принятой в современной философии теорией, согласно которой общество чаще довольствуется симуляцией действительности. Отсюда уже развивается идея протезирования реальности, когда человек вместо натуральной деятельности или явления создает его «протез». Согласитесь, наблюдение за тем, как играет кто-то другой, напоминает не что иное, как «протез» самой игры.
Пассивность и коллектив
Жан Бодрийяр, современный французский социолог и философ, в своих работах определяет игру как своего рода вызов игроку, вместе с собой всегда несущий риск, опасность и хождение на грани. В то же время Бодрийяр отмечает, что в наше время все чаще встречается случай «отказа от игры»: горячее желание заменяется холодным соблазном.
«…тот, кто так избалован тотальной доступностью информации, вряд ли имеет потребность менять место пребывания… Поэтому я высказываю свои опасения относительно того, чтобы телетехнологии не вызывали у пользователей патологическую пассивность…»
Поль Вирильо, французский философ, социальный теоретик
► Кто-то может подумать: зачем мучиться и проходить Dark Souls самому, если можно посмотреть, как кто-то проходит ее за тебя? Отчасти это даже разумно.
Многие ученые, да и общество в целом, давно приняли на веру то, что развитие технологий все больше сокращает активную деятельность человека. Эту идею в несколько гиперболизированном виде обыграли еще в анимационном фильме «ВАЛЛ-И», где заплывшие жиром люди передвигались только на мобильных креслах. Согласитесь, не самое завидное будущее.
«Там, где техника выдвигается на передний план, личная жизнь отодвигается назад… мы превратились в зрителей, сидящих перед экранами — экранами телевизора, компьютера и т.д. Таким образом, мы все больше становимся пассивными объектами, получателями информации и постепенно перестаем быть актерами».
Федерико Майор Сарагоса, испанский ученый и политик
Однако эта пассивность проявляется не только физически, но и психологически. Французская писательница, философ и по совместительству психоаналитик Юлия Кристева отмечает, что у большинства ее пациентов, страдающих внутренними конфликтами, отсутствуют даже примерные образы действительности: «Они приходят, смотрят телевизор, чтобы успокоиться, чтобы не думать, а не чтобы найти там слова и мысли».
И пусть подобные заявления звучат печально и несправедливо по отношению к некоторым, не будем отрицать, что для многих игроков стрим стал аналогом телевизора: необременительная роль зрителя совместилась с играми, которые они так любят. Разница же в том, что прямой эфир сопровождается интерактивностью, живым взаимным общением.
► В случае с киберспортивными турнирами о постоянной интерактивности речи не идет, но там развлечение совсем другого толка.
«Коллектив знает и больше, и меньше, чем индивидуум: он знает как коллектив все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, что составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: «Я никогда не смогу передать того ужаса…» или: «Никакие слова не могут выразить моей радости…», он говорит нечто такое, что истинно в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим, и которое не поддается полному выражению в словах. Если он первоклассный художник слова, он может создать у восприимчивого читателя состояние сознания, не во всем отличающееся от его собственного…»
Бертран Рассел, британский философ и общественный деятель
Здесь, пожалуй, и добавить нечего, все лежит на поверхности: мы идем на стрим не просто чтобы поглазеть, как кто-то клацает мышкой. Для многих это в первую очередь общение: со стримером (медиумом-посредником), с другими зрителями. Это обмен игровым опытом, реальными эмоциями, полученными от внезапной победы или же смерти. Или же это просто пустая болтовня и обливание ядом всех окружающих и их родственников (привет всем «мамкам»). Стриминг перевел в виртуальное пространство те самые посиделки с друзьями в детстве, когда один мальчишка берет в руки джойстик, а все остальные смотрят на игру и всячески поддерживают его… ну или не поддерживают.
► В чате Twitch, говорят, сосредоточено все самое злое и темное, что есть в человеке. Но… иногда это даже весело.
«В сравнении с реальностью, образующейся, когда тебя видят и слышат, даже самые мощные силы нашей внутренней жизни — сердечные страсти, задушевные мысли, чувственные наслаждения — ведут какое-то неуверенное, тенеобразное существование… Предстояние других, которые видят то, что мы видим, и слышат то, что мы слышим, удостоверяет нам реальность мира и нас самих…»
«…полис, а стало быть, само публичное пространство, было местом сильнейшего и ожесточеннейшего спора, в котором каждый должен был убедительно отличить себя от всех других, выдающимся деянием, словом и достижением доказав, что именно он живет как один из лучших. Другими словами, открытое, публичное, пространство было отведено именно для непосредственного, для индивидуальности; это было единственное место, где каждый должен был уметь показать, чем он выбивается из посредственности, чем он на деле в своей незаменимости является»
Ханна Арендт, немецкий философ и политолог
И хотя древнегреческий полис, о котором говорит Ханна Арендт, давно уже дело прошлого, его наследие живет и развивается до сих пор, а его конкретная функция, как ни странно, каждый день проявляется на страницах сетевых форумов и, конечно, стримов.
Притом это стремление «отличить себя от всех других» касается не только заядлых пользователей чата. В первую очередь это проявляется в мотивах самого стримера. Он тот, кто выставляет себя напоказ перед всем миром, перед совершенно незнакомыми людьми, в надежде поднять себя на Олимп. По словам той же Ханны Арендт, публичное совершенство намного ценнее приватного, ведь близкое окружение людей никогда не смогло бы убедительно подтвердить превосходство.
► Из-за кажущейся «близости» на стриме условные звезды могут даже не казаться звездами. Вот же они, на расстоянии вытянутой руки.
Образ стримера вообще можно назвать совершенно новым явлением нашего времени. И речь идет не о конкретном представителе, вовсе нет. Это уникальный образ, далекий, но в то же время предстающий реальным, живым, без какой-либо обработки или цензуры. Будь то совершенно незнакомый вам человек или же всем знакомая интернет-знаменитость, стрим имитирует близость, позволяя вам оказаться на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Как сказал американский писатель Харлан Кобен: «Технологии! Теперь они соединяют людей, после того как развели в разные стороны».
* * *
Интернет, в том числе и стриминг, стал закономерным следствием прогресса, и технического, и культурного. С этим уже мало кто спорит. И какие бы пессимистичные прогнозы нам ни озвучивали — тотальная пассивность, глобальное потепление, восстание машин и т.п., — все равно хочется верить в лучшее будущее и наслаждаться комфортным настоящим.
И если нам предлагают в прямом эфире смотреть, как очередной «прогеймер» сквозь слезы кричит на своих бездарных товарищей по команде или полыхает синим пламенем от атаки очередного босса в Bloodborne , то почему бы и не посмотреть? Это уникальная возможность шире взглянуть на мир, открыть что-то новое, познакомиться с людьми и самому открыться перед всем миром.