Матрица нас поимела: как прошел запуск VR-шлемов
Очнись, Нео, это был всего лишь сон. Официальный старт первых шлемов виртуальной реальности должен был стать зарей новой эры, однако на деле оказался похмельным утром.
С одной стороны, все достаточно красиво. Первые рецензенты единогласно сошлись на том, что Oculus Rift и Vive — девайсы прорывные. С достойной эргономикой, великолепными механизмами отслеживания движений, не самым дурным изображением и почти полным отсутствием задержек.
Но проблем полно. Начиная с логистики (даже на тех, кто был готов отдать 600 долларов за Rift и 800 за Vive, устройств не хватило) и заканчивая собственно играми. В демках, что идут в комплекте со шлемами, чувство присутствия иной раз слишком сильное. «Странные угнетающие ощущения. Почему-то чувствую себя в виртуальной реальности потерянным и одиноким. Ни один из игровых миров не кажется живым, несмотря на хорошее погружение», — жалуется один из первых обладателей Vive на Reddit.
Так что какое бы серьезное будущее ни маячило впереди (а все, похоже, действительно серьезно), сейчас виртуальная реальность — это прежде всего легкая мишень для шуток. Мы решили продраться сквозь шум и узнать, какие курьезы сопровождают одно из главных событий этого года.
Миссия «Аляска»
Мартин Росс, житель города Анкориджа в штате Аляска, коротал день в офисе, когда на пороге внезапно появился Палмер Лаки, президент Oculus VR. В руках он держал заветную коробку с Oculus Rift. А вот и иллюстрация для истории: смущенный Росс и улыбчивый Лаки в гавайской рубашке и шлепанцах. Более странного кадра на страницах цифровой эпохи еще не было. Зима, шлепанцы, виртуальная реальность — больше похоже на пародию из «Южного парка», чем на торжественный момент.
Сам Лаки позже признался, что рассекать по Аляске в таком виде было ошибкой. Оделся не по погоде, с кем не бывает, но все же гавайка и шлепанцы — далеко не то же самое, что серая майка и джинсы. Вдобавок было выбрано не самое удачное время. Росс был на работе, и первое погружение в недра виртуальной реальности пришлось отложить. Поэтому вместо свежих впечатлений первого покупателя VR-шлема мы получили неловкую беседу Лаки и Росса, которому до всех этих церемоний, кажется, не было никакого дела.
Купи, но не сейчас
Однако Мартину Россу еще повезло: его заказ пришел вовремя. Пол Тэсси, колумнист Forbes, суммировал все проблемы со схемой продажи Oculus Rift в своей колонке. Попытка приобрести VR-систему оказалась поистине мистическим процессом: деньги с карточки зависают в банковском «лимбе», а покупатель попадает в некую мифическую очередь. Ни даты отправки, ни даты получения — посылка просто нежданно-негаданно появится на вашем пороге.
Сумбурный старт продаж сопроводила и другая новость из стана Oculus VR. Разработчики внезапно обнаружили, что им не хватает деталей. В конце концов процесс завис на неопределенный срок. «Обманутым вкладчикам» пообещали оплатить доставку, однако и без того далеко не массовое начало продаж Oculus стало фальстартом.
К слову, со стороны HTC наблюдается похожий дефицит, но в случае с Vive мы, по крайней мере, представляем, когда будут следующие поставки: сейчас на официальном сайте говорится, что предварительно заказавшие устройство получат свой Vive в мае.
Реальная боль
Столы — не то, чем кажутся. Портал Polygon выпустил видео, где журналист Бен Кучера, надев HTC Vive, познает эту простую истину на собственном опыте и роняет контролер, попытавшись положить его на виртуальное рабочее место. Следом интернет облетела весть о девочке, которая тоже пытается опереться о невидимый стол.
Короче говоря, шутки о разбитом телевизоре и motion-контроллере Wii обрели вторую жизнь. Похоже, самым дорогим пунктом в системных требованиях Vive станет пустая комната для виртуальных развлечений. Для Rift, к слову, это пока не так актуально — в Oculus настаивают, что их устройство предназначено для «сидячих» игр. Это, с одной стороны, минус (никакого вам стопроцентно точного определения положения тела в пространстве), но с другой — так вам точно не придется тратиться на обитые войлоком стены и пол.
Еще одна интересная тема: на Reddit поднялась дискуссия об использовании детьми устройств виртуальной реальности. Некоторые считают, что воздействие VR на психику и глаза еще толком не изучено, поэтому шлемы детям не игрушка. Однако инструкция к Oculus Rift заостряет на этом особое внимание и успокаивает: если ребенок старше семи лет, то опасаться нечего, достаточно обычного родительского надзора. Виртуальную реальность пока еще не так просто перепутать c реальной.
Пока еще.
* * *
Какое бы место в итоге ни заняли в мире шлемы виртуальной реальности, их запуск оказался плохо спланированным и нелепым. Вместо громкого взрыва — вялотекущее наступление и надежда, что со временем технология все-таки станет массовой. Она должна стать. Если не в играх, то… скажем так, кое в чем еще. Не делайте вид, будто вы об этом не слышали.
А пока — продолжаем следить.