11 гонок, которые должны вернуться
Хороших гонок выходит достаточно, но есть серии и отдельные игры, которые запали в душу так, что именно их нам и не хватает. Они стоят особняком, запоминаются запредельной реалистичностью, если идет речь о симуляторах, бодрыми заездами, если речь об аркадах, ну или же просто фирменным подходом.
Многие мы давно не видели, другие… других просто слишком мало. Давайте вспомним.
MotorStorm
Представьте себе фестиваль гонщиков-экстремалов, готовых рисковать ради адреналина, готовых гонять по грани между жизнью и смертью. Они устраивают соревнования на тропических островах и колесят по каньонам, ледникам и даже городу, погибающему в буйстве стихий. Такой он, MotorStorm.
Для игрока MotorStorm — такой же экстрим, как для гонщиков фестиваля. Он совершенно безжалостен. Осторожного водителя в лучшем случая обгонят, нагло срезав через тростник на финише, а в худшем — переедут на бигфуте, столкнут с обрыва, кулаком собьют с сиденья мотоцикла десяток раз за пару кругов. Для отчаянных же это настоящий драйв, разбитые геймпады и много часов в мультиплеере.
Пожалуй, больше ни одна аркадная гонка так удачно не совмещала восемь видов транспорта, не вплетала их в структуру трасс. Для каждого был свой маршрут, а когда они сходились, начиналось самое веселье. Отдельного разговора достоин саундтрек. Evolution ставили в один плейлист свои ремиксы известных композиций и подбирали задорную музыку под стать творящемуся на экране безумию.
Лучшая часть : MotorStorm: Pacific Rift
Вероятность возвращения: 50/50. На PS4 недостает по-настоящему классных аркадных гонок — но, увы, Sony решила распустить Evolution после сравнительно неудачного выступления Driveclub. Но студия почти в полном составе перешла к воспрянувшему в последние годы издательству Codemasters. Мало ли что им там в голову взбредет…
Pure
Pure — не сказать чтобы соревновательная игра. Она про чувство полета, про свободу… ну и про трюки. Здесь не обязательно приходить первым или выбить лучшее время — достаточно проехать круче всех, оказаться самым ловким, оригинальным и изобретательным, исполняя бэкфлипы, клиффхэнгеры или кан-каны на своем квадроцикле.
Это была не единственная игра про квадроциклы, но единственная в своем роде. Больше ни одна аркада про четырехколесный транспорт не дарила такой опыт — за что стоило благодарить Black Rock Studio. Всю жизнь британцы занимались мотосимуляторами, а потом, устав от них, все оригинальные идеи вложили в Pure и гонку про автомобильное телешоу на выживание Split/Second.
Вероятность возвращения : к сожалению, Disney закрыла студию вместе с другими своими игровыми подразделениями. Поэтому кому-то еще стоит перехватить эстафетную палочку. Пока что у других команд про квадроциклы получается скучно, как в Nail’d, либо занудно, как в MX vs. ATV.
Burnout
Как смять автомобиль в гармошку, получить удовольствие и не пострадать самому? Правильно: играя в Burnout. Серия прошла путь от обычной гонки до самой веселой в мире автоаркады про аварии, столкновения и трюки. А в последней части веселье перенесли в открытый мир, где игра раскрылась по-новому.
В Burnout к машинам относятся как к расходному материалу, а аварии возводят в ранг культа. В этом и вся соль: впечатать противника в бортик и нахально помахать ему на прощание в зеркало заднего вида. Гараж здесь называют «свалкой», а радио — «КрэшФМ» (англ. сrash — авария). Есть даже режим, где нужно врезаться во встречные авто, образуя масштабные заторы на дорогах. Он послужил основой для мобильной Burnout Crash.
Лучшая часть : Burnout: Takedown
Вероятность возвращения : увы, Criterion Games пару лет назад распустили почти полностью — в студии осталось лишь двенадцать сотрудников. Но полтора года назад они заинтриговали нас своим новым секретным проектом, притом, как они говорят, «поддержка VR подразумевается сама собой».
Часть их бывших коллег сейчас работает над Need for Speed в Ghost Games, другие образовали независимую команду Three Fields Entertainment ради игры про гольф и взрывы. Остается шанс, что EA поручит серию кому-то еще.
Midnight Club
Во времена PlayStation 2 Midnight Club была тенью, бледной копией Need for Speed: Underground. В серии были интересные идеи, но тогда ее просто никто не замечал. Все изменилось в 2008 году. На тот момент NFS сошел с дистанции, и Midnight Club заняла вакантное место лучшей игры про стритрейсинг. А Rockstar еще раз напомнили всем, что плохих игр делать не умеют.
Midnight Club: Los Angeles , конечно, весьма типично отображала уличные гонки: открытый мир, девушки, дорогие авто, нитро, сюжет про парня, приехавшего в город, чтобы стать лучшим. Но все эти элементы собрали воедино с невероятной скрупулезностью, укрепили технологиями GTA IV, добавили смену дня и ночи. Никуда не делись и особенности серии, вроде пешеходов на улицах и спецспособностей (ЭМП, рапид и др.). Это была чертовски увлекательная игра.
Лучшая часть : Midnight Club: Los Angeles
Вероятность возвращения: об этом лучше спросить в Rockstar. Правда, там вряд ли ответят. У нас же есть подозрения, что для них Midnight Club — далеко не ключевая серия.
Destruction Derby
Мало кто вспомнит эту старушку эпохи PlayStation One. Запуская ее сейчас, уже сложно сказать, чем она была так хороша, даже если играл в оригинал. Зато становится очевидно, как сильно Destruction Derby повлияла на знакомые нам Burnout и FlatOut. Ведь это была одна из первых аркадных гонок про столкновения и аварии, со впечатляющей (в свое время) моделью повреждения.
Destruction Derby основывалась на настоящем фестивале со схожим названием Demolition Derby, участники которого таранят друг друга до тех пор, пока на ходу не останется один. Любовно воспроизвести это дерзкое состязание оказалось достаточно, чтобы застолбить место среди первых игр на PlayStation с платиновым статусом (сейчас Essentials) и среди игр, сформировавших жанр.
На иллюстрации: примерно так может выглядеть Destruction Derby на современных технологиях.
Лучшая часть: Destruction Derby
Вероятность возвращения: Почти нулевая. Хотя Sony могли бы разыграть партию, возродить серию и создать что-то наподобие Wreckfest.
Twisted Metal
Загадочный Калипсо устраивает турнир, а выжившему победителю обещает исполнить любое желание. Отпетые маньяки, психи и другие съехавшие с катушек ребята приходят на состязание, чтобы что-то изменить в своей жизни… либо ради куда более низменных целей.
Twisted Metal — в первую очередь игра про кооператив, про перестрелки на большой скорости в каком-нибудь провинциальном городке или на монументальной арене, построенной вокруг Эйфелевой башни. А инструментов для этого предостаточно: фургончик с мороженым, в один момент трансформирующийся в робота с миниганом, скорая помощь со взрывоопасным пациентом на тележке в качестве оружия и другой транспорт, еще более безумный, чем участники турнира.
Лучшая часть : Twisted Metal: Black
Вероятность возвращения: Twisted Metal уже пытались возродить на PS3. Парадокс в том, что действительно хорошая гонка вызывала больше восторга во время анонса, чем во время игры. Она отменно давила на ностальгические чувства, но выдыхалась уже через пару часов и вскоре забылась.
Учитывая, что веселых гонок с оружием сейчас просто нет, Sony обязана дать серии еще один шанс.
FlatOut
FlatOut — одна из самых любимых гонок у наших игроков. Стала она таковой, вероятно, потому, что сельское безумие и бездорожье близки русскому духу, а может, и просто потому что.
В первой части общее безумие подкреплялось саундтреком, составленным из мелодий никому не известных исполнителей европейского андеграундного рока. Вся музыка была хороша, динамична, идеально вписывалась в происходящее на экране — даже когда водитель отправлялся в очередной полет через лобовое стекло — и надолго оставалась в плеере после прохождения. Для последующих игр разработчики лицензировали треки популярных групп, но эффект они производили не тот.
► Саундтрек первой FlatOut.
Зато неизменно будоражили кровь задорные заезды, жестокие состязания на выживание, а непростая физика заставляла подключать рули, чтобы лучше контролировать авто на разбитых дорогах или в гололед.
Лучшая часть: FlatOut
Вероятность возвращения: на самом деле FlatOut 4 — о номерной третьей части лучше не вспоминать — уже на подходе и должна выйти в этом году. Однако не спешите. Мы не советовали бы доверять ее разработчикам Kylotonn, чья самая значительная работа в жанре на данный момент — средненький раллийный симулятор WRC 5.
Настоящий FlatOut кроется в новой игре финнов из Bugbear Entertainment — Next Car Game: Wreckfest. Все еще теплится надежда, что они ее в скором времени доделают.
Project Gotham Racing
Сложно с уверенностью сказать, стоит ли ругать человека, который предложил включать, помимо обычной альтернативы, джаз во время заездов в Project Gotham Racing 4 , или поставить ему памятник. Зато сомневаться в самой игре не приходится.
Совмещенные чемпионаты мотоциклов и автомобилей, гонки по кольцевым трассам в разных городах мира (среди прочих — Санкт-Петербург, Квебек, Шанхай и др.), режим «кошки-мышки» в мультиплеере — вот за что ценили PGR. Ну а наше любимое занятие — вальяжная прогулка по гаражу, где можно вдоволь налюбоваться своей автоколлекцией, сделать фотографию каждой машины и запустить на игровом автомате в углу Geometry Wars.
Лучшая часть : Project Gotham Racing 4
Вероятность возвращения: Bizarre Creations выпускала неизменно качественные гонки для консолей Microsoft, пока не перешла к Activision. Через несколько лет история студии оборвалась.
Права на серию остались у редмондцев, так что PGR мог бы стать козырным тузом в рукаве Xbox One. Хотя… будем реалистами, Forza сейчас приоритетный и более популярный проект на платформе.
Wipeout
В Wipeout мы гоняем на… автомобилях будущего, и они классные! Парят… нет, «летают» над футуристическими трассами едва ли не быстрее современных истребителей, со скоростью свыше 800 км/ч, и при этом палят друг в друга из плазменного оружия, и ракетниц. Star Wars Episode 1: Racer со своими заездами на падах может только позавидовать безумному темпу этой игры.
Побеждающие гравитацию гонки обязательно проходили под лицензированную электронику и техно. Возможно, Kraftwerk, The Chemical Brothers и Aphex Twin и не из будущего, но их музыка — вполне. И если через какие-нибудь сто лет автомобили наконец избавятся от колес и взлетят, они должны равняться на Wipeout. Ну или хотя бы на «Пятый элемент».
Лучшая часть : Wipeout XL
Вероятность возвращения: ливерпульскую команду, подарившую нам Wipeout , упразднили в 2012 году. Тем не менее есть шанс, что Sony возродит знаковую для PlayStation серию.
Driver
Серия Driver всегда выделялась одной особенностью: почти во всех аркадных гонках на первом плане были гонщики или преступники, а здесь — полицейский под прикрытием. К тому же она создавалась под влиянием лучших фильмов про погони, снятых в 1970-х: «Водитель», «Детектив Буллит», «Исчезающая точка».
Большой популярностью серия не пользовалась, что подталкивало разработчиков к экспериментам. Не раз и не два игру пытались скрестить с GTA: позволяли персонажу выходить из автомобиля, давали ему оружие. А в последней части Driver: San Francisco и вовсе отправили его в кому, а действие перенесли в его подсознание, что позволяло брать под контроль любой автомобиль в городе. Пожалуй, это был самый удачный эксперимент.
Лучшая часть: Driver: San Francisco
Вероятность возвращения: сейчас, когда Reflections помогла Ivory Tower с The Crew и сделала Grow Home, она может вернуться к Driver. Если, конечно, найдется время в перерывах в работе с другими студиями.
Tourist Trophy
Как ни удивительно, единственным симулятором в нашем списке оказался мотоциклетный.
Хотя эта игра была скроена по лекалам Gran Turismo 4 (те же технологии, тот же набор режимов, схожие повторы и фоторежим), хотя в гонках нам противостояло лишь по три соперника — Tourist Trophy работала по-другому.
Мотоциклы тут, к примеру, не покупались за внутриигровую валюту, а открывались по мере продвижения по карьерной лестнице. А самое важное — фирменный подход японских разработчиков. Они не схалтурили и перенесли двухколесный транспорт в виртуальный мир с любовью и знанием предмета, хоть раньше с ним не работали. Только ради самобытного и весьма близкого к реальному (на тот момент) поведению байков хотелось открыть все 135 моделей.
Tourist Trophy осталась в памяти как интересный экспериментальный проект Polyphony Digital, как попытка создать «real riding simulator». Возможно, к ней еще вернутся.
Вероятность возвращения: Кадзунори Ямаути в одном из недавних интервью признавался, что хотел бы и мог вернуться к Tourist Trophy , но Gran Turismo отнимает у команды слишком много сил и времени. Потому вероятность есть, но очень мала.
А надо бы. Единственный мотоциклетный симулятор сейчас, MotoGP, слишком скучен в своей серьезности.
* * *
Можно вспомнить и много других замечательных автогонок. Хотя бы раллийный симулятор Richard Burns Rally, не менее почитаемый, чем Colin McRae Rally. Фанаты помнят и поддерживают его на плаву до сих пор, но вот люди, которые его сделали, сейчас занимаются играми по конструктору Lego.
Или вот Gran Prix , едва ли не самый сложный симулятор «Формулы» в истории, с неповторимой атмосферой классических чемпионатов королевских гонок конца 1960-х. Его разработчики заняты развитием iRacing, и вряд ли у них есть силы и желание возвращаться к еще более узкоспециализированной автомобильной теме.
Хотелось бы верить в Road Redemption, реинкарнацию культовой Road Rash , но, поглядев на нее в «раннем доступе», понимаешь, что получается нечто примерно столь же косолапое, сколь и новый Carmageddon.
Мы же постарались вспомнить те, у которых есть хоть мизерный шанс на возвращение. Кто знает, возможно, свершится чудо, и мы их вправду увидим в обозримом будущем.