Вам стоит сыграть в Samorost 3, если...
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Samorost 3 — новая игра от чешской студии Amanita Design. Вы можете знать ее по нетривиальным и уже культовым квестам Botanicula и Machinarium , хотя началось все именно с Samorost — студенческой игры Якуба Дворского про маленького гнома, бороздящего большой космос. Теперь Дворский и его команда вернулись к ней, а по пути третий Samorost вобрал в себя все, чему студия научилась по прошлым крупным проектам.
А теперь грустная часть истории: Samorost 3 вышла в Steam 24 марта, однако узнать об этом было по-настоящему сложно — студия отказалась от рекламы и понадеялась на «дружеские каналы связи». Вылилось это в то, что даже заинтересованные люди знать не знали о том, что Samorost 3 вообще существует. Тем не менее Якуб Дворский утверждает, что, дескать, все идет по плану.
Но все же вам стоит знать об этой игре. Samorost 3 чудо как хороша — и вот шесть причин в нее сыграть.
Если вам надоела гиперопека
В этом отношении Samorost 3 можно вручать медаль. Меню без надписей, никакого обучения и вообще ни единого слова. Обо всем нужно догадываться самому, познавать большой мир по кусочкам головоломки. От некоторых игроков Samorost 3 получила ярлык «ужасно неинтуитивная», но давайте честно: мы просто привыкли к полуторачасовым обучениям, подсказкам вроде «нажмите на спусковой крючок, чтобы выстрелить» и длинным экспозиционным беседам.
Samorost 3, подобно недавней Hyper Light Drifter (и даже лучше нее, поскольку у Amanita в этом опыта побольше), устанавливает свои правила и словно напоминает, что «меньше слов — лучше».
Если вы никуда не торопитесь
Сейчас многие стараются проходить игры как можно быстрее, не задерживаясь на мелких деталях, пропуская, казалось бы, лишнее. Хорошо это или плохо — тема отдельная, но Samorost 3 такое не поощряет. Это игра про степенность. Стоит поторопиться или засуетиться, как все утратит смысл.
В лучшем случае вы медленно погружаетесь в мир, открывая секреты в своем темпе и время от времени возвращаясь назад, чтобы уловить то, что в прошлый раз упустили. Погружаетесь в буквальном смысле. Здесь почти по каждому объекту можно щелкнуть, получив в ответ какую-то милую реакцию, и это как раз тот пиксельхантинг, который ничего, кроме детского восторга, не вызывает.
Если вы охотитесь за звуками
Звук в Samorost 3 — основа основ. Вплоть до того, что многие предметы активируются тогда, и только тогда, когда гном играет на дудке. В Samorost 3 то, что вы слышите, имеет едва ли не большее значение, нежели то, что вы видите. Все эти всплески и вздохи, крики и свисты, шепоты и бормотания ни на секунду вас не оставляют.
Саундтрек прекрасный — что, впрочем, обычное дело для Amanita. В прошлый раз, для Botanicula, до жути характерную музыку написал чешский электронный дуэт DVA, а теперь вернулся композитор первых Samorost и Machinarium — Томаш Дворжак, работающий под псевдонимом Floex.
Если вам надоели однообразные загадки
В плане геймплея Samorost 3 — вполне обычный квест, и в отношении того, как эта игра приводит в движение историю, она в высшей степени старомодна. Всегда есть риск, что какая-нибудь не в меру сложная загадка вас застопорит и яркое путешествие скатится в рутинный поиск единственно верного решения. Но при этом любая головоломка всегда органично и правильно встроена в игру, и, когда решение все-таки находится, остается одна мысль: хорошо, вы меня убедили.
Тут важнее не то, как делают, а то, что делают. Однажды, например, вы будете собирать космический корабль из подручных предметов вроде пластиковой бутылки. Или придумывать, как перебраться через обрыв с помощью палки и переключателя. Или убирать с дороги старую черепаху, нажимая на нужные части ее панциря в правильном порядке.
Если что, Amanita — это латинское наименование мухомора. Нам показалось, что сейчас самое время об этом напомнить.
► Отключить обезьяне горячую воду будет себе дороже.
Если вы ищете вдохновения
Samorost 3 часто вызывает невольные ассоциации с «Маленьким принцем» Сент-Экзюпери, если вас не смущает такая аналогия. В том числе и благодаря образам, что она рисует. Визуальное оформление вообще — сильнейшая сторона игры. Ярко выраженный минимализм (в интерфейсе и диалогах), но при этом буйство красок, избыток деталей и потрясающая игра света и тени. Samorost 3 — штука высокохудожественная.
Если вы не любите длинные сказки
Samorost 3 проходится часов за пять, однако успевает сказать очень многое. Отбросим разговоры об аллюзиях и метафорах; главное, что игре удалось передать, — ощущение красивого сюрреалистического путешествия. И в финале остается прекрасное чувство: длинная дорога наконец-то позади, а значит, можно отдохнуть.
Samorost 3 продается вSteam и в Humble Store.