18 мая 2016Спец
Обновлено 17.05.2023

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - изображение обложка
Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 1

Все большое начинается с малого, и эта история началась в девяностых годах на юге Швеции, в одном из домов маленького провинциального городка Векше. Смеркалось. Пятеро студентов сидели в комнате и занимались необычным делом — придумывали название для конторы.

Не то чтобы они всерьез собирались создать какую-то компанию. Просто в свободное время они писали компьютерные программы и были не прочь их кому-нибудь продать. А продавать игры от лица пятерых подростков с замысловатыми скандинавскими именами, даже не окончивших университет, было несолидно. Так что нужно было название. Споры шли целую ночь. Наконец усталость и желание поспать сделали спорщиков более сговорчивыми, и они сошлись на названии Digital Illusions Creative Entertainment. Сокращенно — DICE.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 2

► Стокгольмская штаб-квартира DICE. Именно здесь последний десяток лет в горниле программного кода куется будущее Battlefield. Фото: B2wiki

Поле боя — Россия

Вопреки расхожему мнению, Battlefield 1942 не появился из ниоткуда. Не было человека, который, проснувшись рано утром, вдруг подумал — надоела научная фантастика, надоели все эти Doom и Quake , а давайте-ка лучше сделаем крутой сетевой шутер про вторую мировую, с танками и самолетами!

Более того, эту формулу придумали даже не в студии DICE. Все началось значительно раньше.

В DICE выпустили несколько игр, а потом команда сообразила, что их хобби превратилось в неплохой бизнес. В 1994 году разработчики накопили достаточно, чтобы снять офис, и превратились в настоящую компанию. Делали симуляторы пинбола, разные аркады, затем перешли на гонки и выпустили успешный Motorhead. Время золотое, индустрия росла как на дрожжах, и к DICE начали поступать серьезные заказы. В стремлении расширить бизнес контора прикупила пару мелких студий. Заслуги первой из них, Sandbox Studios , история не сохранила. Зато вторая сделка стала воистину судьбоносной.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 3

► Сегодня графика Codename Eagle выглядит непрезентабельно, но поклонники сделали Codename Eagle: Legends, добавляющую в Battlefield 2 карты, технику и оружие знаменитого предка.

DICE пошли навстречу такой же группе шведских студентов из студии Refraction Games. Вот только их, в отличие от DICE, мало волновали симуляторы пинбола. Непосредственно перед покупкой они доделывали свой самый грандиозный проект — шутер Codename Eagle , эпическую историю про альтернативную стимпанковскую Россию двадцатых годов. В мире игры Октябрьской революции не случилось, власть захватил безумный генерал, Россия вела войну с Европой, а беглый принц в роли суперагента пытался вернуть трон принцессе Анастасии.

Однако самое интересное ждало игроков в мультиплеере. Фирменный движок Refractor 1 поддерживал гигантские (по тем временам) карты, где можно устроить полномасштабные сражения с участием техники. Там были цеппелины, автожиры, бомбардировщики и истребители. Огнеметные танки, мотоциклы с колясками, броневики и грузовики. Авианосцы, крейсера и катера. И, конечно же, пехота.

Codename Eagle в итоге продалась тиражом всего в 20 тысяч копий, но совершила революцию в жанре сетевых шутеров. Если говорить кратко, это был Battlefield, тот самый, что мы знаем сегодня. В сетевых поединках лихой водитель броневика после прыжка со скалы сталкивался с самолетом. Танк успевал выстрелом сбить пикирующий на него бомбардировщик — то самое безумие, ради которого играют в Battlefield.

В DICE сразу поняли, какое богатство попало им в руки. Взяв на вооружение движок Refractor 1 и отрядив в помощь разработчикам Codename Eagle команду специалистов, они начали создавать легенду.

Огонь по фашистам!

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 4

► Деньги DICE позволили развернуться: в Battlefield 1942 было умопомрачительное количество контента. А с дополнениями стало еще больше. Кому реактивных самолетов отсыпать?

Вся индустрия сочла Battlefield 1942 откровением, и лишь фанаты Codename Eagle понимали, что новая игра — чуть ли не ремейк, разве что сеттинг сменился. Тот же движок, та же формула геймплея. Даже нарочито сложное управление летательными аппаратами, хорошо знакомое и нынешним поклонникам серии, взяли именно оттуда. Впрочем, знакомые с Codename Eagle бегали по просторам Battlefield 1942 с выпученными глазами не меньше остальных. Это был уже не студенческий проект, а игра высшего класса.

Battlefield 1942 внес пару, казалось бы, не слишком серьезных инноваций — контрольные точки и разделение пехоты на классы. Если раньше все сражались индивидуально, то теперь в геймплее появилась командная работа, притом без всякого принуждения, — сама логика сражения подталкивала игроков к совместным действиям. Хочешь иметь рядом поддержку? Лечи павших бойцов. Хочешь взять точку? Помоги группе захвата.

Хотелось бы написать, что успех был феноменальный… Но только с точки зрения влияния на игровую индустрию и неокрепшие умы доисторических игроков. С коммерческой точки зрения 2,5 млн проданных копий можно считать очень удачным, но далеко не феноменальным проектом. До таких хитов, как Need for Speed, собиравших миллионов по десять за круг, было далеко.

Что и понятно: сетевая игра в 2002 году собрала небольшую аудиторию.

Но для DICE это все-таки успех. К 2,5 млн копий основной игры вскоре добавилось более 600 тысяч копий дополнения Battlefield 1942: The Road to Rome , затем еще полмиллиона копий Battlefield 1942: Secret Weapons of WWII , а затем все вышеназванное продали еще раз тиражом в 400 тысяч копий под видом итогового издания. Похоже, что разработчикам игра представилась этаким станком, печатающим деньги.

Если до Battlefield ассортимент студии был довольно широким — от гонок до игр по мультфильму «Шрек», — то за всю последующую историю они выпустили всего одну игру не про войну. Называлась она Mirror’s Edge. Формально была еще жутко неудачная перезагрузка Medal of Honor , но она не в счет, так как участие DICE в ее создании было весьма ограниченным.

Вьетнамский синдром

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 5

► Игроки положительно относятся к выпуску продолжений вроде Battlefield Vietnam. Есть только одно «но»: это верно лишь для сюжетных игр. От продолжения мультиплеерной игры ждут чего-то большего, чем смена декораций.

DICE уже предвкушала, как сделает второй Battlefield на обновленном движке Refractor и снова займется дополнениями. Вот только работать над проектом слишком долго, и, чтобы игроки не скучали без дела, было решено занять их дополнением к BF 1942.

Игра получила название Battlefield Vietnam и до сих пор считается одной из худших в серии. По сравнению с предшественницей, продажи упали почти вдвое, а дополнения к игре не выпускались вовсе. Воспользовавшись случаем, студия обкатала на BF Vietnam новую фишку, ассиметричный баланс сторон: американцы получили мощную технику, а корейцы — сильную пехоту с противотанковыми и зенитными средствами. Вероятно, эксперимент признали неудачным, потому что во всех последующих играх студия придерживалась относительно симметричного баланса.

Именно тогда, в 2004 году, в жизни DICE произошли крупные изменения. Издательство Electronic Arts и раньше жестко контролировало работу студии, а теперь решило взять разработчиков на еще более короткую сворку. С одобрения совета директоров DICE «электроники» начали активно скупать акции и вскоре уже владели контрольным пакетом по смехотворной цене в $23 млн. Чтобы полностью выкупить студию с рынка и превратить ее в свое подразделение, уйдет еще полтора года. Но уже тогда, в 2004 году, EA превратилась в нового хозяина шведской студии, а ее основатели, вчерашние студенты, стали богатыми людьми и занялись своими делами.

Команда серьезно расширилась, а основной состав DICE из Гетеборга перевезли в Стокгольм, где трудилась команда бывшей студии Refraction Games. Ирония судьбы: DICE, купившая Refraction Games, теперь работала в помещении их бывшего офиса и над проектом, выросшим из их Codename Eagle.

Поневоле задашься вопросом: а какова вообще роль DICE в развитии Battlefield? Ведь изначально студию знали только по аркадным играм. Конечно, не стоит говорить, что DICE с помощью денег примазалась к успеху талантливой команды, ее вклад в BF 1942 очевиден. Тем не менее очень похоже, что главными идеологами игры долгое время оставались выходцы из Refraction Games, а команда DICE помогала им квалифицированными сотрудниками, деньгами и связями с издательствами.

Поле боя номер два

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 6

► В Battlefield 2: Armored Fury довольно часто встречалось число 2142 — то в названии техники, то в самой игре. Тайну так до сих пор и не раскрыли, и что хотели сказать этим разработчики, не понятно.

Начало двухтысячных стало для разработчиков золотым временем. Игры простые, конкуренции почти никакой, мощность компьютеров растет. Делай один и тот же проект с новой графикой раз в год-два, вот и все. Battlefield 2 превратился в символ той эпохи. К потрясающей графике прилагался ультрамодный сеттинг современных войн.

BF2 решил сделать еще один шаг навстречу командной игре, добавив режим командира: теперь исход битвы зависел от успехов игрока, координирующего действия всех бойцов, а захват точек начал приносить вполне реальные бонусы в виде дополнительных ресурсов, попадающих в распоряжение командира, — тот мог помочь команде сбросом боеприпасов, транспорта, разведкой и прочим. Захватили точку с батареей гаубиц? Теперь ваш командир может запросить артудар. Захватили радар? Это поможет при разведке.

Если раньше организация командной работы происходила стихийно, то теперь все было завязано на умения одного человека. Слаженные команды с хорошим командиром получили слишком большое преимущество. В киберспорте это хорошо, зато в обычных, казуальных, перестрелках может раздражать. Многие предпочитают играть без оглядки на союзников.

За первый год продаж BF2 разошелся тиражом порядка 2,5 млн копий, включая сборники и переиздания игры. А если добавить консольную версию (сильно отличавшуюся от PC-игры), то результат перевалит за 4 млн, а еще есть дополнения, разошедшиеся тиражом более миллиона. А затем… Затем повторилась история с Battlefield Vietnam. Разработчики решили по-быстрому выпустить еще одну игру на точно тех же технологиях, только с другими картами и боевыми единицами.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 7

► Несмотря на все недостатки, многие вспоминают о Battlefield 2142 с теплотой и были бы не тив того, чтобы серия снова вернулась к фантастическому сеттингу. Кто знает, кто знает…

Точных данных нет, но, по слухам, падение продаж у Battlefield 2142 было куда сильнее, чем в случае с Battlefield Vietnam. Большое количество багов и стойкая популярность BF2 предопределила его неудачу. Примерно в это самое время EA отменила так и не анонсированную игру из серии BF для Xbox и PS2 — возможно, речь шла о консольной версии BF 2142.

В любом случае это уже никого не интересовало. В индустрии начиналась новая эпоха, время PS3 и Xbox 360.

Очень плохая компания

Дальше началось время триумфа консолей. Консольные игроки платили кучу денег, только вкусы у них были специфические. Как правило, они не любили играть в онлайне, а игр без сюжетной кампании для них вообще не существовало. Так появился Battlefield: Bad Company — хороший шутер с забавными персонажами, занятным сюжетом и новым движком Frostbite, поддерживающим разрушаемое окружение. Фанаты были в восторге. Только не все, потому что Bad Company вышла только на консолях.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 8

► Не знаем, кто писал сценарий для Bad Company, но это точно не DICE. Даже если сама DICE скажет, что это она писала сценарий, все равно не поверим. Слишком уж хорошо получилось.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 9

► В Bad Company 2 американцы снова начали фантазировать на тему встречи американских морпехов с плохими русскими. Но до клюквы авторов Call of Duty им было далеко, так что тема не пошла.

На фоне всеобщего энтузиазма по поводу консолей отношение крупных издателей к рынку игр на PC иначе как презрительным назвать было сложно. Многие еще помнят истерики по поводу пиратства, которые закатывали тогда разработчики. EA решила следовать моде и разделила серию на две отдельные ветви.

Для поклонников PC создали резервацию в виде линейки бесплатных онлайновых шутеров, поручив это созданной под это дело Easy Studios. Их первая работа, Battlefield Heroes , не выстрелила. Решив, что проблема в мультяшном дизайне, год спустя Easy Studios выпустила Battlefield Play4Free , уже в традиционном серьезном сеттинге.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 10

► Кто знает, что было бы, если EA вместо выпуска халтуры типа BF Play4Free попыталась бы занять рынок бесплатных шутеров качественной игрой. Но не судьба.

Игра была настолько скверной, что многие даже не стали тратить время на рецензирование. В EA наверняка развели руками и со словами «Ну мы тогда вообще не знаем, чего этим PC-игрокам надо!» объединили серию обратно, выпустив Bad Company 2 и на консолях, и на PC. Bad Company разошлась тиражом около 3 млн копий — не слишком хороший результат с учетом сильно возросших затрат из-за наличия сюжетной кампании. Тираж Bad Company 2 в настоящий момент перевалил за 12 миллионов. Плохая компания PC-игроков оказалась не такой уж плохой.

* * *

На этом наша экскурсия в прошлое серии Battlefield завершается, потому что с Battlefield 3 начинается хорошо знакомое нам всем настоящее. Перед выпуском очередного номерного представителя серии EA учла многие свои ошибки. Например, PC снова сделали приоритетной платформой. Все наработки по PC-версии должны были пригодиться для проекта под выходящие вскоре PS4 и Xbox One.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 11

► При всей скучности сюжета Battlefield 3 имел совершенно потрясающую атмосферу. EA явно потратила на игру немалые средства, стараясь вернуть серию в мейнстрим.

Ретроспектива Battlefield: бесконечная война - фото 12

► В Battlefield 4 американцы изменили русским, проведя третью мировую войну с китайцами. С китайцами! Очень обидно. Они что же, теперь китайцев считают опаснее нас?

«Вьетнамский синдром» сработал и в этот раз. Если Battlefield 3 разошелся за год тиражом в 15 млн копий, то Battlefield 4 едва взял планку в 7 миллионов. И опять по тем же причинам: игры слишком похожи, а если за два года игры в BF3 он тебе смертельно надоел, вряд ли ты побежишь покупать то же самое, но с перламутровыми пуговицами. Да еще сказалась очередная попытка прекратить популярную среди игроков соло-анархию, подстегнув их к командным действиям.

Кроме того, EA сделала важный вывод: насколько крута DICE в мультиплеерных баталиях, настолько же плоха она, когда дело доходит до одиночной кампании. При выпуске третьей части все как следует напряглись и смогли выдать сюжет, который хотя бы в рекламном ролике казался интересным. Четвертая часть все же вызывала вопросы. И дело даже не в том, что сюжет в духе «бравые американские морпехи против всего мира» окончательно вышел из моды. Просто руки у команды были заточены совсем под другое.

Ну а история на этом не заканчивается. В Battlefield 1 нас снова ждет война. Самая страшная и неприглядная.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь