Почему все ждали Total War: Warhammer
Total War — не та серия, за чью судьбу боишься. У Creative Assembly всё неизменно хорошо и регулярно, с незначительным перевесом то в одну, то в другую сторону ( Rome 2 все же подвела). Однако материал на исходе. Все свои излюбленные исторические периоды Total War посетила дважды — кроме эпохи колониализма и наполеоновских войн. И решительная вылазка в стан вымышленных миров (Warhammer Fantasy в нашем случае) кажется удачной авантюрой. Почему так, спросите вы?
К слову, рецензия на Total War: Warhammer будет опубликована на сайте завтра — опасаться нечего. А пока позволим себе порассуждать.
С этого все начиналось
Не устану повторять: в появлении Total War: Warhammer есть нечто кармическое. Спустя много лет одна из самых уважаемых стратегических серий обращается к тому материалу, которому обязана жизнью.
Warhammer: Shadow of the Horned Rat — не просто одна из первых толковых игр по знаменитой настолке, но мраморная веха жанра RTS. Там впервые были реализованы такие продвинутые идеи, как отряды войск из множества солдат, выгода от фланговых и тыловых атак, боевые построения и даже боевой дух идущих на смерть. Это чудо мир увидел в 1995 году; в 1998 году успех закрепила Warhammer: Dark Omen , однако на том развитие и заглохло.
Знамя подхватила Creative Assembly. До этого она больше десяти лет потратила на всякую спортивную мелочь, которой место в справочниках, однако в 2000 году выкатила Shogun: Total War , где имелись битвы, поразительно похожие на бои в Dark Omen, а еще режим пошаговой глобальной стратегии — с налогами, строительством и другими умными вещами. Удачная композиция принесла Creative Assembly признание и большие бюджеты, почему бы теперь и не вернуть должок, посвятив игру вселенной, откуда тянутся прочные корни?
Свой жанр
Настольная игра Warhammer Fantasy Battle — это все-таки стратегия. Да, вам придется руками довести до блеска и раскрасить все свои войска, а в случае обидного проигрыша можно и дворфом-берсерком по морде дать. Но все-таки это стратегия, и Total War тоже, пусть сражения там не пошаговые.
Опыт подсказывает, что именно в «своем» жанре игры по Warhammer удаются лучше всего — в соседней вселенной Warhammer 40 000 это особенно заметно на примере серии Dawn of War и недавней Battlefleet Gothic: Armada. Есть и не самые удачные примеры — Warhammer: Mark of Chaos , например, но даже та не была безнадежной.
Больная фантазия
Настоящая, а не альтернативная история накладывает массу ограничений — хоть Total War редко ударялся в ту колоссальную дотошность, которой славится Paradox. С подзаголовком Warhammer все ограничения реального мира немедленно слетают… и тут же на запястьях смыкаются кандалы фэнтезийного мира. Однако они куда свободнее!
Ганнибал не смог бы выйти в чисто поле и единолично разметать несколько десятков солдат. А Гримгор Железношкур смог бы и с удовольствием это сделает, вдоволь омывшись в крови недомерков-дворфов. Возможны боевые заклинания — не те ограниченные команды полководца с маленьким плюсом к боевому духу, а нормальный такой «бадабум». Летательные аппараты и всякие монстры размером с дом — подобное счастье стало доступно только теперь.
Асимметричный баланс
Баланс воюющих сторон — одна из важнейших задач разработчиков толковой стратегии. И чем шире спектр, тем тяжелее труд тех, кто не позволяет одним безнаказанно давить остальных. Десятки и сотни наций, коими обычно щеголял Total War, приносили в жертву уникальность: боевые порядки разнились цветами мундиров и характеристиками, и лишь редкие образцы отличались исторически оправданной оригинальностью.
Total War: Warhammer меняет расклад. Играбельных сторон всего четыре, не считая легионов Хаоса из дополнения, но как раз поэтому обитатели Старого Света Warhammer отличаются друг от друга качественно.
Дворфы, как и положено, корпят над государственной Книгой Обид, всякая вражеская инициатива (а порой и случайное событие) оставляет после себя запись — и дворфы будут мстить, жестоко и непропорционально. Злопамятные ребята.
Люди Империи Зигмара обиды не записывают, они раздают титулы своим важным чинам, даруя им полезные бонусы. Зеленокожие не обходятся без своего коронного WAAAAGH! — Total War воплощает его посредством дополнительной армии орков и гоблинов, которая возникает рядом с вашей самой воинственной ордой. А не самая воинственная понесет небоевые потери: без битвы орки скучают и отрывают друг другу лапки. Вампиры же практикуют некромантию, за гроши возрождая всякую гниль и отправляя ее сражаться перед собой.
И это мы еще не сказали о различиях между армиями. Против относительно сбалансированной армии людей, к примеру, встанет удручающе медленная и на редкость твердолобая толпа бородачей. У них вообще нет кавалерии и пикинеров, зато от залпов их артиллерийских орудий кровь стынет в жилах. Вампирская знать же поведет в бой копеечных мертвецов и самый богатый бестиарий чудовищ
Боевой дебют и его условия
Не будем питать иллюзий: большую часть битв мы отыграем по вполне привычным правилам. Два поля для высадки друг напротив друга, забираемся на холм, держим лазутчиков в березовой роще, добиваем уцелевших. Однако Total War: Warhammer перекрасил пару клеток на старинной доске. Например, самых отчаянных вояк разрешено поместить в авангард, то есть далеко за пределы начальной зоны высадки. Представляете, какой шухер такие герои смогут навести, если у генерала прямые руки?
А порой условия битвы совсем не похожи на традиционные диспозиции. Почему бы не сразиться под землей? Дворфы и зеленокожие это дело уважают, потому что и те и другие обучены передвигаться по сети тоннелей. Тогда поле брани окажется вытянутым и зажатым между двух каменных стен, а если одна из сторон подстерегла другую, то ей и достается право устроить в боковых отходах засаду-другую. Когда на вашу органную артиллерию набрасываются паучьи всадники, делается совсем не до смеха.
Размах!
Бывалых триумфаторов Total War не удивишь сражением нескольких исполинских армий. И все же в любой из них, от Shogun до Attila, мы восхищались стройными полками от одного горизонта до другого, а потом свалкой из бойцов, трупов, перепуганных коней и деревенского мужичья, забредшего «не в тот район».
Феерия массовой резни никуда не девается и в Total War: Warhammer, напротив — ее накручивают. Сотни вариаций облика солдат уже стали стандартом, но вот с анимацией пришлось потрудиться сверх нормы. Это в нашем мире люди против людей, а тут! Нежить, волочащая ноги, всякие летающие умертвия, бомбовозы на пропеллерной тяге, великаны и всадники на пегасах… Кого только нет.
Будущие дополнения
Creative Assembly собралась в долгий путь: еще несколько лет Total War: Warhammer будет расширяться. В первую очередь она заведет у себя новые расы, коих в исходной вселенной хватает. И с ними не получится смухлевать, по-разному их раскрасив, ведь в мире Warhammer обитают такие чудесные народы, как крысы-скавены, люди-ящерицы, темные, высшие и лесные эльфы, огры и масса других.
Почти у всех — своя архитектура, методы управления, а кое-кто (темные эльфы) и вовсе живет на борту исполинских плавучих крепостей. Creative Assembly предстоит тяжелый труд по балансировке всей этой братии.
* * *
Creative Assembly охотно делится подробностями и не напускает туману. В самом скором времени мы на собственном опыте прочувствуем, насколько инструментарий для воссоздания настоящих империй годится для построения империй вымышленных. И да поможет нам Зигмар!