21 мая 2016
Обновлено 17.05.2023

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - изображение обложка
Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 1

Близкие по духу

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 2
Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 3
Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 4
Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 5
Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 6

Disciples II

Знаете, настольная Warhammer Fantasy — она не столько про беспощадные битвы, сколько про тонкое ремесло. Вы покупаете набор любимых бретонских воинов, доводите пластиковые фигурки до ума, грунтуете, осторожно красите, стараясь соблюсти канон и не накосячить. Да и ну их к черту, эти битвы! Пусть воители стоят на полочке и грозно поглядывают на гостей («Надо же, ему двадцать семь, а он все в игрушки играет»).

До сей поры, когда в одном предложении сталкивались Warhammer и Total War , подразумевалось именно перекрашивание. Почти каждая игра серии заполучила свою тематическую модификацию, где имперские рыцари давят орды крысюков-скавенов. И многие побаивались, что Total War: Warhammer окажется перекрашенным Rome 2 с орками и магией, а фэнтезийный уклад никак не скажется на правилах игры.

Опасения не оправдались. Однако сразу уточним: этот Total War не переворачивает основы серии вверх ногами и не ставит опасные эксперименты, стоившие Rome 2 репутации. Вместо революции, в которой серия не то чтобы нуждается, мы видим ряд точечных, но сильных изменений.

Старый Свет слишком тесен

Удивит ли игра с ходу бывалого командира, что гонял по Европе еретиков и завоевывал баснословно богатые города Персии? Ни разу. Он с наскока все поймет и раскусит. Вот наша империя — маленькая и подающая надежды. Вот города, где одна за другой возводятся казармы, таверны и шахты, засеваются пшеничные поля. А вот почтенные господа генералы во главе своих армий — они окупают свое жалованье захватом новых земель и отражением нападений извне.

Но мы пропустили важный этап: выбор фракции. И там нас ждет занятное открытие: всего четыре этнических группы — люди Империи, дворфы, зеленокожие и вампиры, и в каждой всего одно государство с двумя предводителями на выбор. В былые времена число играбельных фракций измерялось десятками, но обвинять игру в урезании возможностей рано (хотя об этом мы еще поговорим). Просто каждая из наций, делящих Старый Свет мира Warhammer Fantasy, отличается от другой куда разительнее, нежели молодая Римская республика от Карфагена.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 7

► Достаточно крупная провинция вместит все возможные линейки построек — а ведь именно строительства всего подряд пытались избежать в Rome 2.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 8

► Вместо денег вампиры собирают, хранят и тратят темную магию. Кроме названия ее ничто не отличает от обыкновенного золота.

Различия не кардинальны (как между зергами и протоссами, например), но значительны. Людская Империя служит, так сказать, точкой отсчета: это фракция, наиболее близкая к тем, что выживали и воевали в старых Total War. Ее преимущество — в раздаче должностей. Да, это было в прошлых Total War, но титулы в Империи Зигмара дают куда большие привилегии. Наградите охотника на ведьм титулом тайного советника, и все его мероприятия по искоренению ереси (или более кровавые делишки) вдвое подешевеют. Надо ли говорить, сколь полезен герой (эквивалент шпионов, дипломатов и им подобных), способный так экономить на своей подрывной работе?

Соседи по материку людям достались еще оригинальнее. Графства вампиров, гниющих под боком у Империи, умеют поднимать после битвы мертвецов. Воинство выходит дохлое (во всех смыслах), но содержать его значительно дешевле настоящей пехоты, которой у вампиров и нету. Кроме того, зомби и скелеты после боя могут на месте поднять себе пополнение, так что вампиры скачут по карте куда веселее и заметно реже останавливаются для восстановления численности своих армий.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 9

► Обиды в умелых дворфских руках могут стать отличным источником наживы.

Мстительные дворфы, облюбовавшие сеть горных цепей на дальнем востоке карты, ведут строгий учет своим несчастьям. Набежали орки, пожгли посевы, нагадили на площади — чирк-чирк, запись готова: «Поубивать зеленозадых до единого, награда 1000 золотых». Или вот небоевая обида: вампиры поставили спектакль, где все роли исполняют оживленные мертвецы. Возмутительно! «Поубивать кровососов до единого, награда 2500 монет».

В чем отличие от традиционных заданий? Если обиды копятся, то в государстве дворфов ухудшается общественный порядок и наваливаются другие неприятности: это ворчат долгобороды, возмущаясь растущему числу неотмщенных обид. И чем шире дворфы разворачивают военную кампанию, тем скорее накопятся записи в Книге Обид, тем больше армий отвлечется на месть.

Наконец, зеленокожим досталась самая противоречивая способность: известная далеко за пределами фэндома Warhammer сила WAAAAGH! В игре ее отразили просто и понятно: пока толпа орков и гоблинов не дерется, а бьет баклуши, ее воинственность падает, и чем дальше, тем больше зеленокожих от скуки режут друг друга. Толпа рвет вперед, побеждает и устраивает налеты в провинции — ее воинственность растет, пока в конце концов не призовет еще одну полную армию. Поэтому зеленокожими нельзя играть без войны, притом без войны наступательной и результативной, потому что потери и поражения тоже снижают воинственность. А еще зеленые не умеют торговать: маленькая уступка Total War образу жизни зеленокожих.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 10

► Технологии у каждой расы свои, принципы изучения тоже разные, а объединяет их одно: результат. Сплошные «+5 к броне».

Вот и выходит, что тактику ведения войны Creative Assembly таки умудрились разнообразить. Не так чтобы радикально, конечно: большинство дипломатических опций оркам все равно доступны, что, согласитесь, не очень логично, хотя и критическим недостатком не назвать. А одни на всех постройки, отличающиеся лишь названиями и пиктограммой (за исключением некоторых особых строений для найма и улучшения), в картину совершенно не вписываются.

Однако это не затмевает главного: Total War: Warhammer играется заметно иначе, нежели прошлые выпуски серии. Каждая раса вносит значительные коррективы в фундаментальный игровой процесс, а уж когда дело доходит до сражения, разница встает в полный рост. Если попробуете в шкуре дворфов играть как подданный Империи Зигмара — быть беде.

В конце концов, даже с пленными расы Старого Света обходятся каждая на свой манер. Вампиры используют свой дар, хм, убеждения, и вот уже вчерашние враги с радостью примыкают к армии мертвецов. Дворфы не изощряются: или убить, или отпустить. А зеленокожие не против пленников и сожрать.

Тактическое ядерное волшебство

На поле битвы разница тоже велика. Имперские отряды относительно стандартны, а вот, например, дворфы лишены кавалерии и копейщиков, да и бегают так себе, что ставит их в щекотливое положение при встрече со вражеской конницей. С другой стороны, они отвечают самыми мощными и разнообразными орудиями, бомбардировщиками и — о, ужас! — огнеметчиками. Все вместе эти факторы вынуждают играть стационарно и брать с собой в поход значительно больше боевых машин, чем остальные народы.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 11

► Этих ребят уже ничто не спасет. Против обычной пехоты людей они не выдержат и пары раундов, а численного превосходства в этот раз добиться не удалось.

Вампирам же беречь нечего: покойники легко приходят и так же легко рассыпаются под ударами. Пока враг связан боем с нежитью, вампиры отправляются в битву сами и насылают разных чудовищ: волков, летучих мышей, всяких вурдалаков-переростков — вот кому повезло с выродками! Монстров хватает и у зеленокожих, но там с фантазией не так хорошо. Зато их отряды немногого просят и не жалуются, а пачки гоблинов и вовсе расходятся как печеньки: полсотни монет в ход — и эти трусы радостно ринутся в бой. Потом сбегут, правда, но ринутся с радостью.

Особую же прелесть сражениям в Total War: Warhammer придают волшебники и шаманы. Были опасения, что маги попросту заменят собой орудия дальнего боя, и отчасти это так. При желании лорда-волшебника разрешено обучить заклятиям с уроном по площади и поливать напалмом любого гада, что ступит на нашу землю. С тем же успехом вы сможете вымуштровать мага поддержки, придающего солдатам сил, храбрости и прочности, или заколдовать вражеские доспехи, чтобы те проржавели быстрее старенькой «копейки».

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 12

► Чем сильнее ветра Магии дуют в регионе, тем чаще колдуны будут читать заклятия.

При этом нельзя сказать, что Total War мутировал в какую-то другую игру, в подобие Stronghold Legends или Rise of Nations. В первую очередь погоду делает ваш стратегический гений. Не умеете брать врага в клещи? Бросаете с перепугу лучников под ноги коннице? Не кладете снаряд на упреждение? Тогда никаким колдунством, даже самым изощренным, и никакими летучими вурдалаками вас не спасти.

Полководцы же способны немного склонить чашу весов в вашу сторону. Большая их часть лишилась статусной гвардии и обрела сверхъестественную прочность — иными словами, генерал в поле воин. Лорды — так их называют в игре — получают уровни и разучивают новые навыки. Скромные веточки навыков сменились параллельными «дисциплинами»: одна развивает боевые качества лидера, другая повышает полезность на глобальной карте, третья укрепляет мощь подшефной армии. Свита, появившаяся в Rome 2, тоже получила развитие. Влияние шести помощников, добываемых по ходу кампании, столь же велико, сколь и влияние экипировки на персонажа ролевой игры.

В сущности, в Total War: Warhammer стало больше ролевых элементов, и пришлись они к месту. К прокачанному полководцу со временем привязываешься, будто к персонажу в какой-нибудь The Elder Scrolls , заботливо подбираешь ему снаряжение, активно применяешь в бою, начитывая заклинания или раздавая богатырские тумаки. Правильно выученный и экипированный лорд — пусть не половина победы, но одно из ее важнейших орудий уж точно. Прежде полководец столь значимой роли не играл даже в Rome 2 и Attila, где уже пробивались ростки будущей ролевой системы. А теперь это полноценная часть геймплея, которую нельзя игнорировать.

Личность плюет в коллектив

Уже в первых интервью разработчики утверждали, что бурная политическая жизнь в государстве не стыкуется с логикой Warhammer: дескать, мы тут вам про личности, про героев, а им, как известно, чхать на дрязги ушлых чинуш. Вывод справедливый? Для вселенной Warhammer Fantasy — весьма и весьма, но для Total War это колоссальный шаг назад.

Только нас приучили к замысловатой иерархии, к системе влияния, к предателям в собственном шатре, к гражданской войне на пике могущества, и тут все это взяли и отобрали. Лишь Империя Зигмара сохранила раздачу титулов своим сынам, однако среди них не будет ни наследников, ни перспективных кадров без особых занятий (только генералы, лорды и герои).

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 13

► Естественная смерть лорду не грозит, поэтому для них не жалко никаких средств.

Что взамен? Чем заняться на финальных стадиях игры? Total War: Warhammer предлагает озаботиться «образованием» ваших героев. Речь о персональных сюжетных квестах, в сущности, подменяющих собой и сам сюжет. Это продолжение «ролевой» части игры, а по факту — особые сражения с фиксированным набором врагов и фиксированными же условиями, и эти битвы нельзя пройти автобоем. Наградой станут все те же доспехи, талисманы и колдовские прибамбасы, и ради них стоит напрячь стратегические извилины.

Стоит ли оно вырезанной системы внутренней политики? Частично — пожалуй, хотя странно наблюдать, как из глобальной стратегии вырезают стратегические же элементы.

И это не единственные жертвы. Пропала настройка уровня налогов, пропала антисанитария и болезни, которыми так похвалялись в Total War: Attila, пропала коррупция и религии, а на смену всему этому ввели скверну Хаоса и скверну вампиров. И понятие еды кануло в Лету: прирост есть, его генерируют фермерские постройки, но голод невозможен в принципе.

Удаление коррупции можно объяснить — ведь Warhammer не моделирует в точности ничью экономическую систему. Но как же голод? Разве в этом жутком мире нет эпидемий? Это же не пряничное фэнтези, как в Might and Magic. А сколько в мире Warhammer всяких культов! Увы, ничто из этого не нашло отражения в игре.

Да, Total War: Warhammer и так играется бодро. Но мы лишились очень щекотливых дилемм — как построить шахты, чтобы население не захлебнулось в грязи? Где выделить земли под посевы, чтобы остальные регионы жили в сытости? Видимо, для мира Warhammer эти насущные вопросы не столь важны.

Торная дорога истории

Кампания стала куда более линейной: вместо привычных для Total War развилок — озаренная неоновыми огнями тропа. Гордым бородачам прямая дорога в южные пустоши, громить зеленокожих. Вампирам поначалу предстоит объединить свои земли, притом в основном силой, равно как и оркам с гоблинами, что разбежались по кланам. Империи во главе с Карлом Францем тоже предстоит собрать разрозненные территории обратно в могучую страну.

Но суть одна: начинаем с одним городом и с одной жиденькой армией. Первого врага нам аж подсвечивают, чтобы не промахнулись. Далее в дело вступает аккуратный геймдизайн, ненавязчиво подталкивающий в нужную сторону. Одно из его орудий — ограничение на захват поселений: люди могут оккупировать города, где правят бал кровососы, и наоборот. Зеленокожие так же хорошо обживаются в крепостях, как и дворфы, а те, в свою очередь, не брезгуют орочьими стоянками. Но и только. Орки и дворфы в людском селении жить не станут.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 14

► Дворфы с удовольствием выбьют всех жителей из людского поселения и похулиганят на славу, но обжиться там, увы, не сумеют.

Total Waaagh. Обзор Total War: Warhammer - фото 15

► Империя Зигмара напоминает по устройству Священную Римскую империю, но в Total War: Warhammer ее порубили на ничем не связанные княжества.

Зато число армий снова ограничено лишь вашим бюджетом, а чтобы ИИ не извел игрока огрызками по два отряда, в игре нарастили штатные гарнизоны городов. В столице провинции, например, запросто умещаются полтора десятка отрядов, и это в самом начале игры! Избавляет от необходимости содержать несколько вспомогательных армий, чтобы прикрыть фланги и тылы. Тут, кстати, дизайнеры тоже подсуетились, и все фракции либо имеют в своем распоряжении удобную горную гряду (или даже не одну), либо расположились у края карты (как дворфы).

Благодаря этому кампания проходится более целеустремленно, или — если выразиться жестче — более линейно. Задачу по выбору первой цели авторы в сущности взяли на себя. Поэтому игра оказалась более приветливой с неофитами, но закаленного игрока может и огорчить то, что ему, вместо привычной вольницы, предложат двинуться вот сюда, выбить зубы вон тому гаду и укрепиться в этом вот ущелье.

* * *

Стилистическую новизну, которой изобилует Total War: Warhammer, трудно не приветствовать. В конце концов, прежде нельзя было без модификаций загнать гоблинов-всадников в болото и разбомбить их колдовскими лучами с небес.

Total War: Warhammer — вполне самостоятельное произведение, в котором многие старые понятия не поленились переработать заново. Оно в достаточных масштабах, но вместе с тем осторожно ставит опыты над правилами серии. Жаль, что в процессе пришлось выбросить весьма значительные элементы.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС : еще свежа память о том, как выпускалась Rome 2, — кажется, примерно в то время по интернету пошло понятие «платный бета-тест». Что ж, в Total War: Warhammer нас не вынуждают продираться сквозь вылеты, падения и инфернальные баги. Она работает. Единственная проблема, с которой пришлось столкнуться перед написанием рецензии, — ощутимое снижение частоты кадров на глобальной карте.

О локализации

дворфов перевели как гномов — минус в карму за незнание мифологии! В остальном же перевод приемлем, если не брать в расчет случайные мелкие промахи. Например, войска, которые можно нанять в регионе, а не стягивать со всей империи, находятся «на диске».

Купить Total War: Warhammer | Все об игре

Вердикт

Total War выбрала верный путь: не шебуршиться и дальше в уже освоенных мирах, а стремиться в новые. Фэнтезийная направленность только открывает горизонты, хотя за выброшенные работавшие механизмы все равно обидно.

Достоинства
👍
  • смена обстановки пошла на пользу
  • фракций немного, зато различаются они куда сильнее, чем раньше
  • вполне ролевая прокачка командиров
  • многогранное прикладное колдовство.
Недостатки
👎
  • многие механики из Rome 2 пошли под нож, поскольку «не вписались»
  • кампания стала значительно более линейной
  • на коренные изменения никто не решился.
Как мы играли

Во что: ключ активации предоставил издатель до релиза.

На чем: PC

Сколько: около тридцати пяти часов — примерно поровну на людей, упырей, дворфов и орков.

Ачивка редакции
Апокалипсис сегодня

Вбомбить автожирами зеленокожих в каменный век!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь