10 самых жутких киномонстров нашего века
Фильмы ужасов — это в первую очередь истории о монстрах. Каждое поколение порождает своих чудовищ, и его страхи много говорят о нем самом. Киношные ужасы начинались с Дракулы и чудовища Франкенштейна, на смену им пришли Чужой, Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз. А чем в истории ужасов останется наша эпоха? Мы предлагаем вам десятку самых страшных и необычных монстров двадцать первого века.
10. Тролли — «Охотники на троллей» (2010)
Казалось бы, кого можно напугать троллями?
Но в фильме «Охотники на троллей» эти твари показаны до жути реалистичными. Из него можно узнать массу подробностей о повадках этих тварей и местах их обитания. Обычно неизвестность пугает больше, но здесь именно детали делают троллей убедительными, а псевдодокументальная манера съемки и слова о том, что власти якобы скрывают проблему, почти заставляют поверить в реальность этих существ.
…И ужаснуться им, ведь тролли отнюдь не милые зверушки. Они легко могут разорвать человека на части, смять машину, а некоторые из них бывают размером с целую гору.
9. Хозяин — «Вторжение динозавра» (2006)
Бьемся об заклад, что большинство из вас не видело корейский ужастик «Вторжение динозавра», он же «Хозяин». Но именно в нем показан один из самых необычных монстров нашего века. Этот самый Хозяин — нечто среднее между Чужим и подводным хищником. Несмотря на свои размеры, он очень ловок, быстро плавает и легко прячется в канализации, где хранит пойманных людей про запас. Подобно Годзилле, Хозяин символизирует месть природы за загрязнение. Он появился на свет из-за слитых в реку токсичных отходов, и теперь люди расплачиваются за свою беспечность.
8. Подземные твари — «Спуск» (2005)
Создания из фильма «Спуск» похожи на Голлума из «Властелина колец», только тот кажется забавным, а они — страшными. Подземные твари сильны, быстры и беспощадны. Они слепы, но ориентируются на слух не хуже летучих мышей. Они едят человечину, и у них в подземелье целый склад костей.
Группа женщин-спелеологов, наткнувшаяся на этих созданий, была обречена. Мы мало что знаем об этих монстрах. Возможно, это ветвь человечества, отколовшаяся от нас. А возможно, они жертвы каких-нибудь неудачных опытов. В любом случае, пещеры — их дом, и здесь вас всегда ждут на обед.
В качестве главного блюда.
7. Плачущие ангелы — «Доктор Кто»
Плачущие ангелы из сериала «Доктор Кто» оживают только когда их никто не видит. Если на них посмотреть, они обращаются в камень и кажутся безобидными статуями. Когда же наблюдатель отворачивается, монстры могут сотворить с ним что угодно. Ангелы способны убить жертву поцелуем, превратить в пыль или отправить в прошлое. При этом выделяется энергия, которой эти монстры питаются. Плачущие ангелы — это изящные и необычные убийцы. Пожалуй, слишком красивые, чтобы подняться выше в нашем топе.
6. Человеческая многоножка — «Человеческая многоножка»
Человеческая многоножка — это и монстр, и жертва одновременно. Она вызывает не страх, а омерзение. Ее создал безумный доктор, сшив рты и анусы нескольких человек. Это отвратительное существо может вызвать рвоту даже у самых стойких зрителей.
Многоножка пугает не своей опасностью, а тем, что она говорит о зрителях и их тяге к постыдному и отвратительному. Все, кого ни спроси, критикуют фильмы о Многоножке и ругают их создателей. Но каким-то образом серия собирает кассу и обзавелась уже третьей частью. Человеческая многоножка раскрывает монстра в самих своих зрителях.
5. Кловер — «Монстро»
Образ гигантского монстра, крушащего города, не нов. Кинг-Конг и Годзилла вряд ли сегодня могут кого-то напугать, потому что они предсказуемы. Мы знаем о них все.
А вот Кловер из фильма «Монстро» — это стихия, не поддающаяся осмыслению. Нам не известно о твари ничего: ни ее происхождение, ни строение, ни почему она устроила апокалипсис на улицах Нью-Йорка. Монстр неуязвим, пули для Кловера — пыль, взрывы ракет и бомб — легкие оплеухи. Люди прячутся в метро, но и там не находят защиты. Из тела монстра десантируются мелкие существа, способные добраться до самых потайных мест. Кловер — это ужас, который выше человеческих сил.
4. Джиперс Криперс — «Джиперс Криперс»
Мифология серии «Джиперс Криперс» восходит к поверью каннибалов, что съевший плоть человека обретает его силу. Так и демон из этой серии фильмов выходит на охоту, чтобы поживиться человечиной. Сожранные им части тел жертв заменяют его собственные.
Его почти невозможно уничтожить. Любую травму он может вылечить, съев нужный орган. А нечеловеческая сила, острые зубы и отличный нюх делают любую встречу с ним роковой. Впрочем, шанс есть. Появление Криперса предваряет песня. Если услышите ее — сразу бегите.
3. Твари из мглы — «Мгла»
В этой экранизации Стивена Кинга все окутано туманом. Монстров трудно разглядеть. Большинство из них появляется в кадре на считанные секунды или частично, показав щупальце или клешню. А жаль, ведь выглядят они впечатляюще, и многие из них заслужили место в этом списке. Поэтому мы включаем их скопом. И жутких насекомых, и пауков, и четырехкрылого птеродактиля, и исполинских богомолов, и прочих.
Но страшнее всего в этом фильме сама мгла, окутавшая, кажется, всю Землю, — естественная среда обитания тварей, которые заставляют наш мир жить по своим правилам и загоняют людей в убежища. С мглой невозможно бороться, и это сводит с ума.
2. Бледный человек — «Лабиринт Фавна» (2006)
Гильермо дель Торо — мастер выдумывать киношных монстров, и лучшее его творение — чудище с глазами на ладонях. В интернете его многие так и называют — «Рукоглаз», но в сценарии он зовется Бледным человеком.
Образ этого монстра навеян мифологией. На дель Торо повлияла картина Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына», благодаря этому монстр обзавелся манерой заживо есть фей. Еще один источник — японский миф о Тэномэ, мстительном духе с глазами на ладонях. Так и Бледный человек олицетворяет кару за непослушание и слабость воли. Стоит девочке Офелии украсть виноградину, как монстр оживает и бросается в погоню.
У «Лабиринта фавна» много интерпретаций. Согласно одной, Бледный — это замаскированный Фавн, который пугает героиню понарошку, поэтому съеденные феи в финале живы. По другой версии, все события происходят в воображении Офелии.
Но менее страшным это монстра не делает. Умираешь в Матрице — умираешь и в реальности.
Достойны упоминания
Некроморфы. Создания из серии игр Dead Space — достойные наследники «Чужого». К сожалению, в кино они пока появились только в одном малоизвестном мультфильме.
Тонкий человек , он же Слэндермен. Этот персонаж сетевого фольклора действительно жуткий и уже появлялся на экране. Но фильм «Слэндер» совершенно не раскрывает тему. Подождем новой экранизации.
Монстры из «Тихоокеанского рубежа» , «Хеллбоя» и других фильмов Гильермо дель Торо. Все они яркие и оригинальные, но вот страшными их не назовешь.
1. Пирамидоголовый — «Сайлент-Хилл» (2006)
Серия игр Silent Hill стала культовой во многом благодаря этому монстру, олицетворяющему конфликт в душе героя. Тот понимает, что заслуживает кары, и его совесть воплощается в виде грозного палача. Пирамидоголовый, как и Бледный человек, — это ожившее чувство вины, только еще сильнее и еще страшнее.
Монстр получился таким ярким, что перешел в другие части серии и в экранизации. В фильме «Сайлент-Хилл» он карает членов секты, пытавшихся убить девочку Алессу.
Но и героев не щадит. Он ходит в мясницком фартуке и с огромным тесаком, который волочит со страшным скрежетом. А его железная пирамида без прорезей для глаз похожа на колпак палача. К сожалению, в кино Пирамидоголовый перестал быть символом и превратился просто в загадочное чудовище.
Тем не менее он остается самым страшным монстром XXI века.
* * *
Каждый монстр, которого мы боимся, что-то говорит о нас самих. Ведь чудовищ придумывают люди, а разве может творец вложить в творение то, чего нет в нем самом? XXI век лишь недавно начался и наверняка подарит нам еще немало ужасных тварей; будут появляться новые подобные топы…
Но страшнейшим из монстров навсегда останется сам человек.