Gran Turismo Sport. Чего опасаться и ради чего ждать?
На днях нам наконец показали, как играется Gran Turismo Sport. Открытое бета-тестирование пришлось отменить, чтобы успеть к релизу, но общее впечатление получилось составить по трансляции.
Публика разделилась на два лагеря: одни остались уверенными в несгибаемости Gran Turismo («Долой Forza, долой другие гонки!»), а другие жаловались на графику, звук и на то, что машины не бьются. Буду честен: меня тоже многое смутило, но комментарии последних вогнали в еще большую хандру. Суть Gran Turismo не в графике, не в звуке и уж тем более не в повреждениях.
Давайте разберемся, почему некоторыми вещами в GT Sport пожертвовали в угоду главной цели… и что это вообще за цель.
Графика плохая
► Слева — скриншот из Gran Turismo 6. В GT Sport однозначно можно будет запечатлеть картинку не хуже. В лучшем случае фоторежим позволит делать шедевры, как на иллюстрации справа.
На графику обратили внимание первым делом. Судя по всему, картинка сделает лишь небольшой качественный шаг вперед. Она не поразит реалистичными погодными эффектами, как DriveClub, или общим визуальным рядом, как Forza Motorsport 6. Окружение сравнительно простенькое, зрители — вырезанные и приклеенные (что, впрочем, едва заметно при быстрой езде).
Тут вот в чем штука. Polyphony Digital никогда не позиционировали Gran Turismo как игру с передовой графикой, однако автомобили всегда делали на уровне — игра же об автомобилях. Так, чтобы ими можно было любоваться, щелкать с разных ракурсов на фоне фотообоев, и так далее.
А в окружении важнее детали. Учитывая дотошность японцев, с геометрией всех девятнадцати трасс все будет хорошо. Когда в моду еще не вошло лазерное сканирование, они сами посещали треки и едва ли не вручную замеряли углы поворотов, а теперь им в этом помогают новые технологии.
► Кстати, о деталях: в трейлере промелькнула Döttinger Höhe, заправка близ Нордшляйфе, на заднем фоне, похоже, видна Нюрнбергская крепость…
► …а на самом Нюрнбургринге заметны те самые знаменитые граффити (кроме пошлых, разумеется).
Звук никуда не годится
► Звук пока огорчает более всего, но надеюсь, что к релизу его хотя бы немного улучшат.
В последних частях Gran Turismo больше всего нареканий вызывало искусственно-синтетическое звучание автомобилей. Год назад, когда к Polyphony Digital присоединился звуковой инженер Майк Кавьицель, в прошлом работавший над Forza Motorsport, появилась надежда, что уж теперь за проблему возьмутся.
Увы, пока отчетливых изменений я не заметил. Если судить по стриму, машины все так же жужжат и гудят. Ни относительно глухой движок Mazda Roadster MX 5, ни рычание турбированного мотора Audi R18 TDI не ассоциируются с работой чего-то настоящего, металлического.
Автомобили не бьются
► В случае множественных аварий, по правилам реальных гонок, участники должны выстроиться в пелотон.
Так было и в последних двух частях серии. Многих это раздражало и тогда, но все всё равно ездили с упоением. Ведь Gran Turismo — игра про чистое прохождение поворотов и бесконтактные обгоны, как и автоспорт в целом. Именно поэтому, когда в показанных на трансляции гонках случались массовые аварии, состязание приостанавливалось, чтобы все участники заняли свои позиции в пелотоне и спокойно продолжили заезд.
Есть вероятность, что, как и в прошлых выпусках, повреждения автомобилей будут открываться в игре со временем или что их доработают к релизу. Тем не менее еще раз напомню: как и в любом симуляторе с лицензированными авто, здесь из-за строгих требований производителей вряд ли удастся разбить машину в хлам. Самое большее — помять кузов, вывести из строя ходовую и двигатель.
Почему это ничего не меняет?
► Известно, что вернется ралли, но мы-то знаем, что это не основная дисциплина GT.
Разработчики Gran Turismo никогда не стремились преуспеть в технологическом плане. С самой первой части, с 1997 года, они делают игры про автомобили и не изменяют себе. Игры про вождение, где ты сражаешься сам с собой, со сложностями трассы, со слепым поворотом «штопор» трека Лагуна-Сека, наконец.
Изначальная философия Gran Turismo, которую позже переняли другие, заключалась в том, что тут легко сесть в автомобиль и освоить его, но нужно учиться гонять на высоких скоростях. Машина не подчиняется воле игрока так запросто, и ошибки приводят к потере контроля.
Поэтому в GT Sport все сто семнадцать офлайновых соревнований будут обучать вождению через испытания и практику на трассах. Чтобы самый зеленый из новичков, впервые севший за руль (желательно именно за руль), подготовил себя к главному — к серьезным сетевым соревнованиям. Именно вокруг них и будет построена игра.
Сетевой автоспорт — самое главное
► Соревнования будут сопровождаться комментариями профессионалов, а за участников можно поболеть, запустив прямую трансляцию из меню игры.
Напомню, что это не номерная часть, а ответвление. Его задача — развить идею GT Academy. Раньше выпускники этой «школы» после отборочного тура в игре и реального обучения по особой программе зарабатывали право на участие в серьезном соревновании.
Мультиплеер GT Sport сокращает эту процедуру. По задумке, тут в еженедельных заездах будут отбираться лучшие для участия в двух финалах борьбы за Национальный кубок и Кубок производителей. Победителей будут чествовать наравне (и на одной сцене) с победителями ралли и «Формулы-1», а затем им вручат международную лицензию FIA. Она, на секундочку, дает право на участие в настоящих гонках.
После этого, конечно, предстоит еще потренироваться, но это тонкости. Интереснее узнать, поддержат ли эту программу в нашей стране.
* * *
Казалось бы, если на основе мультиплеерных матчей большинства игр можно организовать киберспортивные соревнования, то почему нельзя на базе мультиплеера гонки устроить автоспортивные чемпионаты?.. На самом деле можно, и это (даже если не считать давнишние инициативы вроде киберспортивной Need for Speed) доказали еще в iRacing. Там, если что, призовые фонды турниров доходят до суммы в $25 000.
У GT Sport иная задача — сблизить виртуальный автоспорт с реальным и популяризировать его. Серия давно к этому стремилась, и пока нет оснований полагать, что в этот раз что-нибудь пойдет не так. Мы еще обсудим это в ноябре, когда GT Sport выйдет. Тогда же и оценим в полной мере игру как симулятор и посмотрим, родится ли на наших глазах новая дисциплина в автоспорте.