Занавес. Обзор «Ведьмак 3: Кровь и вино»
Близкие по духу
Пока вы читаете эти строки, CD Projekt RED уже вовсю работают над Cyberpunk 2077. Другой мир, другой жанр. Новые горизонты. Для них это смена эпохи. Что-то кончается, что-то начинается.
Страшно признавать, но история Геральта из Ривии закончилась. Совсем. Разработчики проводили ведьмака на заслуженный отдых грандиозным пиршеством, где кровь и вино текут рекой.
И я там был. Сейчас все расскажу.
Мы не в сказке
Если вы читали превью, то уже знаете зачин. Ведьмак получает заказ от ее светлости Анны-Генриетты, княгини солнечного Туссента. В столице княжества, Боклере, завелась некая Бестия — неуловимый серийный убийца, явно не чуждый магии. Он убивает рыцарей, а в Туссенте как раз намечается грандиозный турнир, и убийство любого высокого гостя аукнется всему краю. Геральт принимает заказ — и сюжет берет низкий старт.
Помните вступление в «Каменных сердцах»? Битва с жабой, похищение, кораблекрушение… События стремительно мелькали перед глазами, а затем история брала таймаут и отправляла вас по взаимосвязанным сюжетным тропкам.
Здесь ситуация сходная. Едва оказавшись в Туссенте, Геральт ввяжется в бой с великаном, бруксой, шарлеем (огромный броненосец) и непосредственно Бестией, а расследование пойдет быстрыми темпами: улика на улике. Вступление насыщено яркими событиями, каждая вторая сцена — на голливудском уровне, а от квеста до квеста рукой подать, маршрут рассчитан очень грамотно.
А потом вы встретите одного ведьмачьего знакомого, и сюжет сбавит обороты, определяя два ключевых мотива.
► В начальных сценах вообще много всякого произойдет. Но потом игра перестанет так баловать и с размахом будет подавать лишь ключевые сцены.
Мотив первый: под спойлером
Осторожно, тут тонкий лед! Открывайте эту главу, только если вы очень хотите узнать, о каком знакомом идет речь.
Читать дальше…
Да, один из лучших друзей Геральта воскрес: его спасла та самая Бестия, на которую охотится ведьмак. Потому Регис хочет разобраться, что заставило его спасителя (и, по совместительству, друга) убивать туссентских рыцарей. Дело явно сложнее, чем кажется.
Регис в Туссенте смотрится органично, ведь дополнение целиком посвящено вампирам. Вы повстречаете — нередко в бою — низших, высших и даже наивысших кровососов, а заодно узнаете об их жизни до Сопряжения Сфер, о классовом делении, порядках и проблемах.
Например, оказывается, только вампир может убить высшего вампира, а значит, по своим меркам Регис и не умирал. К такому объяснению легко придраться и упрекнуть CD Projekt в манипуляциях чувствами поклонников, но результат все оправдывает. Регис был одним из самых ярких книжных героев, и в игре его образ воссоздали на должном уровне: кроткий, интеллигентный, не чужд иронии. За ним интересно наблюдать, с ним приятно общаться. В сюжете он тоже не для галочки: Регис играет ключевую роль наравне с ведьмаком.
► Ну и что, что воскрес? Игра — адаптация романов, а не продолжение. А то сами знаете: «Мильва вдруг с ужасом обнаружила то, что должна была обнаружить уже давно. Регис не отбрасывал тени».
► Готовьте лунную пыль и масло: в дополнении много вампиров.
► …Очень много вампиров.
Мотив второй: люди
Вторым мотивом дополнения стала рыцарская романтика. Боклер — место, где форма царит над содержанием, нелепые традиции сакральны, а у рыцарей настолько мало забот, что они находят время на обеты и подвиги. Боклер не тронула война, и он остался тем же безмятежным краем, каким и был, — с невероятно сочной зеленью, голубой водой и окрашенными во все цвета радуги домиками, окружающими воистину сказочный эльфский замок. Все это основательно высмеивается в диалогах, квестах и сюжетных событиях. Ведь Боклер только имитирует сказочное королевство. Внутри — все та же грязь и проза жизни.
Например, Бестия убивает рыцарей не абы как, а по системе. В Туссенте присягают пяти добродетелям: чести, мудрости, щедрости, доблести и сочувствию. И каждая жертва соответствует поруганной добродетели. Алчного рыцаря находят с полным кошельком во рту, не слишком мудрого — в шутовском наряде. Поначалу история вызывает в памяти «Семь» Финчера, но каждая новая улика показывает, что дело куда сложнее. Геральту предстоит копаться в грязном белье высшего света Туссента и снова влезть в разборки государственного значения.
► Мир Туссента целостный, поэтому в него веришь. Если в городе есть чистильщик обуви, который разливает грязь по улицам, вы о нем услышите из самых разных диалогов.
► Новая мода среди туссентских хипстеров: абстрактное искусство.
Плохо забытое старое
Когда история сбавляет темп, в «Ведьмаке», как всегда, на передний план выходят одни из лучших диалогов в играх. Каждый статист в массовке становится живым человеком, каждая сколь-нибудь значимая сцена оказывается яркой, врезается в память. Циничный юмор, сатира, ехидство, изощренная непристойность — все здесь. Сама история хорошо выстроена и почти не провисает. Постоянно меняются декорации: только что вы шли по следам убийцы — и вот уже попали в жуткий проклятый особняк. Или в руины вампирского замка. Или на прием для знатных особ. Или на турнир. Или в местную страну сказок. История всегда разная. Только вот…
…Только вот мы это уже видели. Геральт уже и на маскарад ходил (а потом еще на свадьбу), и по следу вампира-убийцы шел, и крепости охраняемые штурмовал, и семейную жизнь господ налаживал, и проклятия в жутких особняках снимал, и в мире грез побывал. Здесь много самоповторов. Вы то и дело будете вспоминать сюжетные тропы первых «Ведьмаков». А особую любовь к рассказу Сапковского «Меньшее зло» разработчики уже однажды показали в «Цене нейтралитета», дополнении к первой игре. Покажут и здесь. Это смазывает впечатление от сюжета: ощущение новизны улетучивается.
С другой стороны, уровень исполнения возрос, проработка сюжетных ситуаций достигла предела, а прошлые приключения Геральта переосмыслили, сделав фундаментом для новой истории. Да и к месту все, ведь «Кровь и вино» буквально дышит ностальгией. Здесь вы найдете доспехи Геральта из первой части, Владычица Озера снова даст ведьмаку свой серебряный меч («Постарайся не потерять в этот раз»), а богатый бестиарий Туссента дополнили многие монстры из прошлого: тут вам и архиспора, и сколопендроморф, и кикимора. И все они переосмыслены: призрачные псы баргесты, например, теперь прыгают сквозь Геральта и горят в изумрудном пламени.
► Есть в Туссенте и новая живность. Например, вихты и пантеры.
► В дополнении много ностальгических элементов не только из игр. У ценителей книг будет много поводов прослезиться.
Чем хата богата
Несмотря на множество знакомых мотивов в сюжете, «Кровь и вино» впечатляет масштабами и проработкой. По размерам Туссент немного уступает Ничейным землям. От северной до южной границы — три километра (против четырех в Велене-Новиграде). И почти все создано с нуля: у Туссента своя флора, фауна, архитектура, культура, музыка, народ, одежда, оружие. Своя, простите, атмосфера. И свои проблемы: многие «вопросительные знаки» встречаются только в Туссенте («спаси странствующего рыцаря»), а привычные — дополнены.
«Кровь и вино» рассчитано на высокоуровневых ведьмаков. Противники здесь достигают пятидесятого уровня, а некоторые монстры опасны сами по себе. Но и Геральта не обделили. Выполнив особый побочный квест, ведьмак отыщет лабораторию человека, изучавшего ведьмачьи мутации. Находка откроет в Геральте новые способности: очки опыта и мутагены можно будет тратить на перки. Изначально эти «мутации» разделены на три ветки: зеленая, синяя, красная. Но самые мощные способности требуют прокачки сразу нескольких веток.
► Однажды Геральт получит собственную винодельню. Функционирует та по принципу дома в каком-нибудь Fallout 3: можно купить мебели, навешать картин. Есть стойки для доспехов и оружия, полки для трофеев, алхимическая лаборатория и даже книжный стеллаж. А сон в собственной кровати дает Геральту временные плюсы к характеристикам.
Перки не меняют правила боя, их значение скорее количественное. В общей массе они дают большие бонусы к урону. А, например, «Кровавая баня» попутно превращает каждое убийство в «казнь» (привет, Fallout!). Особо дорогие перки, правда, проявляют себя интереснее: скажем, один заставляет «Аард» замораживать противников, а другой один раз в три минуты приводит ведьмака в себя, как только тот получает смертельный урон. Всего перков двенадцать, но активен может быть лишь один — иначе все вампиры от Буины до Яруги разлетелись бы в страхе.
Сделав мутагены полноценными участниками процесса развития героя, разработчики снабдили Геральта способами их добывать и конвертировать. На определенном этапе ведьмаку достанется алхимическая лаборатория и «мутагенератор». Первая позволяет расщеплять «именные» мутагены: скажем, «мутаген из волколака» можно разложить на малые красные, а из них уже лепить большие мутагены в меню алхимии. Но, чтобы открыть все перки, нужно очень много мутагенов — и тут поможет мутагенератор: вы просто убиваете противников, а он копит заряды и временами выдает вам случайный мутаген.
Странно одно: эти приборы Геральт получит на, хм, очень поздних этапах сюжета, когда покрасоваться новыми мутациями уже и не перед кем. Если только вы не оставите львиную долю побочных квестов «на потом».
► Набредете на занятые разбойниками развалины — поспешите обезвредить «того парня с факелом». Если он успеет добежать до сигнального костра, на вас свалятся еще и нешуточные подкрепления.
► От некоторых квестов у Геральта останутся исключительные сувениры.
Но главный козырь «Ведьмака» — квесты, и тут все очень хорошо. Их много, и большинство вы запомните надолго. Притом самое необычное и яркое, как правило, вынесено за скобки сюжета. Фотоохота на диких зверей, битва с банковской бюрократией, позирование художнику, участие в турнире… Как всегда, игра не раздает квесты, она рассказывает истории. Даже в самых простых заданиях кроется нечто большее, чем просто «пойди убей вон там вон тех». И почти всегда есть пространство для выбора: как и чем закончить очередную историю.
Правда, игра держится философии предшествующих частей: никогда не знаешь, чем обернется то или иное действие. Так, в игре три концовки, и они во многом зависят от неприметных побочных заданий. А порой у вас появляются новые (как правило — лучшие) варианты, если вы, скажем, нашли и прочитали какую-нибудь записку.
Но главный сюрприз — взаимоисключающие сцены. Ближе к концу игры от вашего выбора будут зависеть не только концовки, но и эпилог, и кульминация, и целые уровни. Скажем, Страна Сказок. Вы можете вообще не попасть в нее (если и попадете — пропустите альтернативный маршрут), а ведь это немаленький и великолепно проработанный момент, и таких тут несколько. Заново проходить «Кровь и вино» можно и нужно, поэтому заявленные «тридцать часов» — далеко не предел возможного.
* * *
Наконец, это дополнение гораздо прочнее, чем предыдущее, связано с «Дикой Охотой». От событий оригинала зависит немало сюжетных штрихов, диалогов и сцен. При определенном раскладе вы даже встретите отдельных героев «Дикой Охоты». Но и без этого дополнение служит отличным эпилогом к «Дикой Охоте» и подводит черту под всей игровой ведьмачьей сагой. Разработчики повторили и закрепили опыт, накопленный за годы работы над всеми «Ведьмаками», и достойно простились со вселенной.
Геральт отправился на заслуженный отдых.
Порадовало
Огорчило
- титанический для современного DLC размах;
- технические доработки и нововведения;
- постановка стала еще лучше;
- проработанная нелинейная история;
- удачные ностальгические моменты;
- самая необычная постельная сцена в серии.
- самоповторы;
- поиски в «детективном режиме» все еще решают львиную долю проблем;
- некоторые ключевые повороты сюжета легко предугадать.
Как мы играли
Во что: релизная версия предоставлена издателем за несколько дней до выхода игры. На чем: PC Сколько: пятьдесят часов на полное прохождение и эксперименты с концовками.
«Ачивка» редакции
Насмерть!
Не пережить битву с тремя поросятами.
О локализации
С озвучкой все хорошо, и даже зверского подгона речи под мимику, как в «Дикой Охоте», больше не видно. С текстом не все так ладно: встречаются разночтения (Вивиена — Вивьена; Владычица Озера — Дева Озера) и редкие опечатки. Но это мелочи.
Оценка сайта
9,0
Отлично
Вердикт
«Кровь и вино» — огромное, великолепно проработанное дополнение. Оно заметно расширяет и органично дополняет оригинал, воспроизводит все его сильные — и лишь немногие слабые — стороны. Это прекрасный повод в последний раз вернуться в мир «Ведьмака»… и, похоже, теперь уже точно проститься с Геральтом из Ривии.