«Люди Икс: Апокалипсис»: актеры молодцы, сценарист — нет
1983 год. Уже десять лет человечество знает о мутантах. Профессор Ксавье обучает новое поколение в своей школе, Мистик странствует по миру и спасает попавших в беду сородичей, а Магнито ведет тихую жизнь на польской ферме, у него есть жена, дочка и работа на металлургическом заводе.
Но тут могущественный мутант Апокалипсис просыпается после многовековой спячки и решает, что цивилизация за время его отсутствия сбилась с пути истинного и нуждается в обнулении…
Жанр: супергеройский боевик Режиссер: Брайан Сингер В ролях: Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт Премьера в России: 19 мая 2016 года Возрастной рейтинг: 12+
Не чета предшественникам
Кажется, Брайан Сингер загнал себя в капкан. В одной из самых забавных сцен «Апокалипсиса» молодые мутанты, выходя с просмотра «Возвращения джедая», отмечают, что третий фильм всегда самый слабый в трилогии. Многие углядели здесь подначку в адрес «Последней битвы», но «Апокалипсис» — тоже финал трилогии, и эти слова справедливы в его отношении тоже.
Отчасти дело в том, что предыдущие части задали слишком высокую планку. Мэтью Вон снял самый эффектный фильм франшизы, смешав супергеройское кино с бондианой, а «Дни минувшего будущего» показали самый драматичный и масштабный конфликт в истории «Людей Икс». Соответствовать уровню таких предшественников тяжело, но «Апокалипсис» даже не пытается.
«Первый класс» должен был стать новой главой саги и представить свежий набор главных героев. Но уже в «Днях» Сингер вернул на экраны старую гвардию. «Апокалипсис» пошел еще дальше и к молодым Ксавье, Магнито и Мистик добавил совсем юных Циклопа, Джин Грей и Шторм. Само по себе это не плохо, но печалит, что Первому классу не дали раскрыться. Большую его часть убили за кадром еще до начала «Дней», а до «Апокалипсиса», кроме центральной четверки, дотянул и вовсе один Хэвок. Да и того, похоже, сохранили, только чтобы ввести его брата Циклопа.
► Хэвок и Зверь как были недораскрыты в прошлых фильмах, так и остались.
Впрочем, пренебрежение к героям «Первого класса» — меньшая из проблем фильма. Неприятности начинаются, когда пытаешься разобраться в сюжете.
Сингер явно рассматривал «Апокалипсис» как возможность мягко перезапустить франшизу. «Дни минувшего будущего» уже «починили» расхождения в сюжетах фильмов и обнулили большую часть канона, а теперь режиссер решил рассказать историю становления ключевых героев, заменив в их биографиях пару деталей.
Для этой цели был приглашен Саймон Кинберг, в чьи заслуги можно записать работу над «Днями минувшего будущего» и «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. Вот только на каждый успех у Кинберга найдется свой провал вроде «Последней битвы» или новой «Фантастической четверки». «Апокалипсис» ближе к последним, чем к первым. Сценарий получился очень неровным и распадается на множество слабо связанных сцен.
У нас есть Ксавье с его школой мутантов, учащихся управлять своими способностями. Поскольку на этом далеко не уедешь, сюжету требовался злодей, и он нашелся в лице древнего мутанта Апокалипсиса. На первый взгляд, Эн Саба Нур — идеальный противник для людей Икс. Самый древний и сильный мутант на Земле, он в ответе за рождение и гибель многих цивилизаций, а теперь хочет устроить Судный день и нашей.
► Из-за грима Апокалипсиса еще до премьеры сравнивали с Иваном Уузом, злодеем из «Могучих рейнджеров».
Но в итоге Апокалипсис оказался самым скучным и непроработанным злодеем в серии. Этот синий маньяк хочет обратить в прах большую часть людей — и кем он тогда собрался править? В чем вообще его план? Отстроить пирамиду в центре Каира?
Мотивы Апокалипсиса могут быть понятнее ценителям комиксов, но тут мы сталкиваемся с проблемой, на которой погорел «Бэтмен против Супермена». В отсылках для фанатов нет ничего плохого, но фильм — это самостоятельный продукт с куда более широкой аудиторией. Он должен быть понятен и тем, кто не читал комиксы. Иначе зачем вообще идти в кино, оригинал-то лучше…
Скучный и непроработанный злодей
А вопросы к Апокалипсису множатся. Если он такой могущественный, зачем ему четверо Всадников? Почему большую часть фильма они только стоят за плечом у начальника и злобно сверкают глазами? Если они важны, может, стоило ответственнее подходить к найму персонала? Ведь трое из четверых помощников Эн Саба Нура — первые попавшиеся мутанты. Единственным обладателем «достойного резюме» стал Магнито, да и то Апокалипсис явно не прочел пункт о дружбе с Чарльзом Ксавье.
► Кстати, если подручные Апокалипсиса зовутся Всадниками, где их кони?
Вторая проблема сценария — самые очевидные и тривиальные сюжетные ходы. Магнито отошел от дел? Пусть он все потеряет и с горя запишется в палачи. Нужно впихнуть Росомаху? Введем целую сюжетную ветку с одной лишь целью — показать полуголого Хью Джекмана (он, надо признать, здесь весьма неплох). И так далее. Стоит ли удивляться тому, что «Апокалипсис» не отвечает своему громкому названию, а битва за судьбу мира оборачивается дракой на каирских улицах?
И при всей заявленной заботе команды Ксавье о простых людях те героев вообще не волнуют. Как, похоже, и самого Сингера. Незнамо кто телепатически связался со всем населением Земли, пообещал устроить Судный день и провел эффектную операцию по ядерному разоружению. Что об этом думают мировые лидеры, началась ли паника среди населения, как это повлияет на «холодную» войну? Да кого это волнует! Уж точно не режиссера. В этом фильме люди — статисты в разборках сверхлюдей, безликое зло, необходимое для одних сюжетных ходов, и пушечное мясо — для других.
► Если подумать, Апокалипсис упустил отличный шанс устроить Судный день сразу.
Кстати, о «холодной» войне. Действие «Апокалипсиса» происходит в начале восьмидесятых, но с тем же успехом могло разворачиваться когда угодно. Если два предыдущих фильма радовали атмосферой шестидесятых и семидесятых, то здесь ссылки на эпоху ограничены парой песен, вывеской «Возвращения джедая» и заставкой «Рыцаря дорог» по телевизору.
К тому же Ксавье и Магнито в пятьдесят выглядят так же, как в тридцать. Это можно списать на мутации, но тогда выходит, что они двадцать лет не старели, а за следующие пятнадцать превратились в Патрика Стюарта и Йена Маккеллена.
Пара зрелищных сцен
Впрочем, не стоит думать, что в «Апокалипсисе» все совсем плохо. Есть несколько по-настоящему зрелищных моментов, таких как очередная сцена со Ртутью и замедлением времени. По сути, среброволосый мутант один в один повторяет свой коронный трюк из «Дней минувшего будущего», только делает это масштабнее, ярче и веселее. Да и финальная битва хоть и не выглядит как сражение за судьбы мира, но радует оригинальной дракой Ксавье и Апокалипсиса в сознании Профессора.
► Ртуть умеет делать только один трюк, зато хорошо.
К тому же фильм подкупает актерской игрой. Макэвой и Фассбендер продолжают эксплуатировать «экранную химию», возникшую между ними еще в «Первом классе». Эван Питерс снова участвует в самой запоминающейся сцене фильма, да и остальная молодежь не теряется на общем фоне. А вот про Оскара Айзека сказать нечего: под гримом Апокалипсиса мог скрываться кто угодно.
► Кажется, кастинг в «Апокалипсис» проходил так: ваш персонаж синего цвета? Принят!.
Затянутый эпос без оригинальных идей, выезжающий исключительно на актерах и паре зрелищных сцен.