Руководство и прохождение по "Tides Of War"
_
“Когда я на обратном пути из Эльдорадо огибал мыс Горн, мне повстречались два пиратских корабля. Мой корабль, нагруженный захваченными в Храме Солнца сокровищами, не мог развить ход, пришлось принимать бой. Матросы, помня о причитающейся им доле добычи, дрались как черти, одного пирата мы потопили орудийным огнем, второго взяли на абордаж”.
Это не цитата из морского романа и не выписка из вахтенного журнала искателя приключений позапрошлого века. Примерно такие истории сможете рассказывать о себе вы, пройдя до конца игру Tides of War. Долгие океанские путешествия, исследования морей и континентов, поиски сокровищ, покорение диких племен, ну и, конечно же, многочисленные морские баталии - вот что ожидает вас в этой игре.
_
Игра протекает в некоем вымышленном мире, однако он очень напоминает наш собственный на рубеже XVII и XVIII столетий. Очертания океанов и континентов, расположение портов, политическая ситуация, типы кораблей и характеристики оружия очень близки к реальности, хотя есть и серьезные отличия.
Взглянув на генеральную карту, легко заметить отличия мира Tides of War от реального. Хотя континенты лежат там, где им и положено, они как бы раздроблены на множество островов, нечто подобное могло бы произойти, если бы уровень Мирового океана поднялся на десяток метров. Кроме видимых отличий есть и невидимые, например, по территории Северной Америки протекает река, по которой можно забраться в самый центр материка (нечто вроде Миссисипи, только гораздо полноводнее).
События игры протекают на фоне непрекращающейся войны между Королевством Энглия (Kingdom of Angland) и Великим Герцогством Дарн (Grand Duchy of Darn), в которых без труда угадываются Англия и Испания. Другие присутствующие в игре государства тоже имеют реальные прототипы: Францию, Голландию, Португалию и пр. Конечно же, имеется и нечто типа “Берегового братства”, объединяющего пиратов. В начале игры вы можете воевать за Энглию или Дарн, однако в нескольких миссиях есть возможность податься в пираты. В зависимости от того, в какой кампании вы подадитесь в “джентльмены удачи”, можно попасть к северным или южным пиратам. Впрочем, попиратствовав немного, вы опять окажетесь на королевской службе.
КАМПАНИИ
Как вы, наверное, уже поняли, всего в игре четыре кампании. Наиболее простая из них - первая, за Королевство Энглию, а наиболее сложная - за северных пиратов. Миссии довольно разнообразны и в пределах кампании не повторяют друг друга (несмотря на то, что цели у них иногда одинаковы). А вот в разных кампаниях многие миссии выглядят похоже, игру это совершенно не портит, только дает возможность рассмотреть подробно только первую кампанию, а при описании остальных ссылаться на неё.
Создатели игры почему-то применили странную двойную нумерацию миссий (акт и сцена), мы не станем ее придерживаться и будем нумеровать миссии по порядку. Для облегчения знакомства с игрой вместо названий миссий приводится то, о чем в ней идет речь.
Давно известно, что учиться плавать лучше на глубоких местах, поэтому мы не станем долго и нудно рассказывать об особенностях игры, ее интерфейсе и т. п. Лучше сразу ввяжемся в кампанию на стороне Энглии, примем под свое командование канонерку Defiant, и, получив приказ от адмирала Willoughby, отправимся в плавание в порт Dundeal.
КОРОЛЕВСТВО ЭНГЛИЯ
1. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ
Пред вами окно в мир старинных парусников, необозримых просторов океана и неведомых земель. В центре находится ваш корабль, с помощью стрелок на цифровой клавиатуре (при нажатой клавише Num Lock ) можно несколько сместить его и увеличить в ту или иную сторону поле обзора. Впрочем, поскольку дальность стрельбы орудий не превышает половины экрана, особого смысла в таком смещении нет.
Щелкая левой кнопкой мыши в любой части экрана, можно направить нос корабля в нужную сторону, однако поворот в таком режиме происходит очень медленно, так что лучше пользоваться другими способами. В режиме навигации удобно использовать расположенный в левом верхнем углу экрана вид из “Вороньего гнезда” (это такая площадка на грот-мачте, где сидит вахтенный матрос).
Синий парус в центре вида из “Вороньего гнезда” - это ваш корабль, вокруг него видны очертания берегов и другие объекты. Прежде всего, это желтые точки с флажками - таким образом обозначаются порты. Зеленые флажки обозначают дружественные порты, красные - вражеские, а желтые - нейтральные. Такими же цветами окрашены и паруса кораблей, находящихся в зоне вашей видимости.
Поместив курсор в вид из “Вороньего гнезда” и щелкнув левой кнопкой мыши в любой его точке, вы направите туда нос вашего корабля, при этом направление его движения обозначится желтым крестиком. Никаких цифровых обозначений курса корабля не предусмотрено, поэтому нам придется осваивать старинную систему навигации, основанную на компасных румбах.
Всего имеется 32 румба, но нам, как и вообще морякам XVII-XVIII столетий, вполне достаточно будет 16-ти. Четыре основных румба обозначены на виде из “Вороньего гнезда”, это N, S, E и W. Между ними лежат четыре дополнительных, обозначаемых соединением соседних с ними главных (NE, SE, SW и NW). Между каждым дополнительным и соседним с ним главным лежат восемь вспомогательных румбов с довольно сложными названиями, образованными соединением названия главного и дополнительного румба (NNE, ENE, ESE, SSE и так далее). Для любознательных скажем, что название остальных шестнадцати румбов образуются с использованием голландской приставки “тень”, и звучат совсем уж диковинно, например, NtW (произносится это нортень-вест, а перевести можно как “чуток к весту от севера”).
Прежде чем мы отправимся в плавание, нужно научиться использовать паруса, дело это не такое уж и сложное. В нижней части экрана имеются пять столбиков, возле каждого из которых имеется соответствующий рисунок. Эти столбики предназначены для управления командой, то есть направления матросов на те или иные корабельные работы. Пока что нас интересуют только крайний правый столбик, в котором расположена свободная команда, и второй слева, где обозначено количество матросов, направленных на управление парусами. Поместите курсор в этот столбик, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протащите до самого верха. Послышится топот ног по палубе, и столбик начнет “заполняться” прибывающими матросами.
В левой части основного экрана находится информационное окно, в котором обычно помещается схематическое изображение палуб вашего корабля, орудий, шлюпок и пр. Пока что нас интересует только расположенное в самом центре изображение мачты, двигая в нем курсор при нажатой левой кнопке мыши, вы устанавливаете количество поднятых парусов. Есть возможность управлять парусами и с клавиатуры: нажав End , вы поднимаете все паруса, а нажав Home , спускаете их. Кнопки Pg Up и Pg Down предназначены для плавного уменьшения и увеличения площади парусности.
Ну вот, теперь можно отправляться в первое плавание. Ложитесь на курс W и поднимайте все паруса. Во время перехода внимательно следите за передвижением кораблей вокруг, большинство из них значительно крупнее вашей канонерки и прут они, не разбирая дороги, а любое столкновение для вас чревато провалом миссии.
Маршрут первого плавания прост - на курсе W нужно лежать, пока не минуете мыс по правому борту. После этого измените курс на N и идите так, пока на правом траверсе (то есть точно справа) не окажется порт, в этой точке ложитесь на курс NE. Этим курсом можно идти почти до самого конца миссии, увидев же из “Вороньего гнезда” расположенный на острове порт, направляйтесь прямо к нему. Как только вы подойдете к нему достаточно близко, миссия закончится и вы получите тысячу монет.
2. НАВИГАЦИЯ
Весьма довольный успехами своего племянника (а в этой компании вы выступаете именно в данном качестве), адмирал Willoughby дал вам следующее задание: доставить пакет с важными документами в порт Mittburg энглийскому дипломату Preston’у. В этой миссии вам предстоит пройти по довольно сложному маршруту, так что поговорим об общих принципах навигации.
Ставя перед вами задачу, командование обычно называет географические координаты точек, которые вам предстоит посетить. Чтобы найти эти точки и определиться с маршрутом, нужно перейти в навигационный режим (Chart Mode вообще-то переводится как режим карты, но “навигационный” звучит лучше). Для этого щелкните на букве C в левом верхнем углу вида из “Вороньего гнезда” или нажмите на клавишу F9.
Перед вами открывается карта мира Tides of War (за время игры вам предстоит побывать во всех ее уголках, так что познакомьтесь с ней получше). Нажав на правую кнопку мыши, можно двигать карту в любом направлении, то же можно делать и с помощью клавиш со стрелками на дополнительной цифровой клавиатуре. В правом верхнем углу находится изображение увеличительного стекла с цифрой - это текущий масштаб карты. Щелкая на увеличительном стекле левой кнопкой мыши, масштаб можно увеличивать, а щелкая правой - уменьшать.
Вид из “Вороньего гнезда” остался на месте, а вот под ним находится панель управления информацией. Сверху вниз на ней расположены следующие кнопки: центрировать карту на вашем корабле, указать текущие координаты вашего корабля, включить и выключить отображение координат, включить отображение названия кораблей, то же для названия портов (эти две опции работают только при масштабе карты 1 и 2), выйти в меню портов (в нем можно установить, какие порты следует отображать на карте, а какие нет), просмотреть груз корабля и просмотреть задание на миссию.
Для того чтобы определиться с маршрутом, нужно прежде всего узнать свои текущие координаты, а уж потом сместить карту в нужном направлении и, водя курсором примерно в нужном районе, наблюдать за появляющимися рядом цифрами. Щелкнув же левой кнопкой , вы поставите крестик в нужном месте и сможете прикинуть курс и маршрут. В этой миссии он таков: обогните остров с севера, пройдите на SSE, пока не появятся берега большого острова, сверните на NEN и пройдите пролив. У выхода из пролива ложитесь на курс SSE и следуйте этим курсом до места назначения. На сей раз вы получите две с лишним тысячи монет.
3. АРТИЛЛЕРИЯ
Ознакомившись с привезенными бумагами, Preston поставил перед вами новую задачу - потопить везущий вражеского дипломата кутер San Glorgio. После этого вам следует отправиться в порт Minster. Поскольку для этой цели ваш корабль слабоват, под ваше командование поступает бриг Horizons.
Наконец-то пришла пора немного повоевать, но прежде, чем бросаться в бой, расскажем об использовании артиллерии. Слева внизу экрана вы видите изображение пушки и два пустых столбика - в них можно помещать людей, предназначенных обслуживать орудия. Как вы понимаете, каждый столбик соответствует одному из бортов. От того, сколько матросов вы направите на орудийные палубы, зависит скорость перезарядки пушек, да и скорость самой стрельбы (сколько времени пройдет от команды “Огонь!” до самого залпа).
В этой миссии команда вашего корабля состоит из 100 человек. Поместите по 23 из них на каждый из бортов, 40 матросов направьте на мачты, а оставшиеся 14 направьте на ремонт корабля (средний столбик, возле которого изображены перекрещенный молоток и гвоздь). Снимайтесь с якоря и следуйте вдоль побережья на NNE, дойдя до оконечности мыса, пройдите немного на E и ложитесь в дрейф. До появления противника у нас есть немного времени, так что продолжим рассказ об использовании артиллерии (вообще-то лучше пока перевести игру в режим паузы, нажав клавишу Pause или F11 ).
Стрельба из орудий производится с помощью клавиш управления курсором (или дополнительной цифровой клавиатуры при ненажатой клавише Num Lock ). Нажав стрелку вправо или стрелку влево , вы производите залп соответствующим бортом, стрелки вперед и назад управляют носовыми (погонными) и кормовыми орудиями, но пока что их у вас нет. Стрельба может производиться в четырех режимах: всем бортом сразу, каждым вторым орудием (при этом сразу же можно выстрелить и оставшейся второй половиной), последовательно всеми орудиями с носа в корму и с кормы в нос. Чтобы выбрать режим стрельбы, щелкните на изображении выстроившихся в ряд пушек в верхней части информационного окна - появятся все четыре варианта.
Наиболее употребительным является режим общего залпа. Режим половинного залпа может применяться на крупных кораблях с большим количеством орудий в сражении с несколькими более мелкими кораблями. Последовательная стрельба бывает полезна при атаке береговых объектов или при бое в полном окружении. С помощью мыши можно создать и сколько угодно собственных режимов стрельбы, для этого нужно только выделить какие-то орудия в информационном окне, после этого они будут стрелять при нажатии правой кнопки мыши. Таким образом можно, например, совершить залп с обоих бортов одновременно или стрелять только из какого-то одного орудия.
Кроме выбора режима стрельбы есть возможность выбрать и тип снарядов, но пока для нас это не важно, по умолчанию все орудия заряжены ядрами, и это нас устраивает. Зато есть необходимость поговорить об управлении кораблем в бою: наиболее удобно осуществлять его с помощью мыши. Для этого щелкните на изображении штурвала в нижней части информационного окна или нажмите клавишу W. Теперь, двигая мышь вправо или влево, вы соответствующим образом перекладываете руль, с помощью правой кнопки по-прежнему можно стрелять из выбранных орудий, а вот левая кнопка предназначена для выхода из этого режима управления.
Однако уже появился противник, так что пора вступать в бой. Поскольку в этой миссии вам нужно всего-навсего потопить вражеский корабль, весь бой сводится к артиллерийской дуэли. Тактика ее довольно проста: приблизиться к противнику с носа или с кормы, где у него нет пушек, развернуться к нему бортом, произвести залп и отойти от противника прежде, чем он успеет развернуться и дать залп по вашему кораблю. Лучше всего маневрировать с полной парусностью: хотя при этом и труднее попасть в неприятеля, но зато вы быстрее выходите из зоны действия его орудий. Поскольку сейчас ваши силы почти равны, очень важно не подставляться под выстрелы, если противник все же влепит вам залп в борт, аварийная команда приступит к работе и через некоторое время неисправности в основном будут устранены. При больших повреждениях бывает полезно отойти от неприятеля, перевести какое-то количество матросов с мачт или орудий на ремонт, а позднее вернуться в бой.
После того как вы потопите вражеский корабль, на воде появится шлюпка. Наехав на нее корпусом, вы подберете кое-какие ценности. А как добраться до порта назначения, рассказывать не стоит, сами справитесь.
4. ЗАХВАТ ПОРТОВ
В этой миссии вам предстоит подавлять восстание некоего варварского племени на крайнем севере, для этого нужно захватить их город Kryna. Задача это не очень сложная, но полученные в ходе ее выполнения навыки по захвату вражеских портов впоследствии вам очень пригодятся.
Порт Kryna находится на северной оконечности острова, лежащего почти точно к северу от места вашей стоянки, так что сразу же ложитесь на курс N. Пока ваш бриг пересекает просторы полярных морей, расскажем, каким образом ведутся боевые действия против берега.
В любом порту кроме пирса имеются какие-то береговые постройки, как правило, это ратуша, форт и некоторое количество береговых батарей. Обстреливая эти постройки корабельными орудиями, вы уменьшаете количество защитников порта. Особое внимание нужно обращать на батареи (в Kryna их, правда, нет), ведь они могут уничтожить ваш десант еще до того, как он высадится на берег. Вообще нужно стремиться огнем корабельной артиллерии свести количество защитников почти к нулю, так как от этого количества зависят ваши потери.
Для того чтобы высадить десант, нужно подвести свой корабль как можно ближе к пирсу и щелкнуть на нем мышкой. В информационном окне можно узнать, сколько защитников осталось в порту, назначить своих людей в десант (второй справа столбик, рядом с которым изображены скрещенные сабли) и щелкнуть на кнопке Assault. Все остальное произойдет без вашего участия.
По пути к Kryna и возле порта вам встретятся несколько вражеских кораблей, похожих на ладьи викингов, но почему-то вооруженных пушками. На них можно не обращать внимания, помешать они вам не смогут, но если хотите, можете поупражняться и потопить их.
5. ДАЛЬНИЕ ПЛАВАНИЯ
Теперь вам предстоит отправиться на службу в колонии. Дядюшка отдал под ваше начало шлюп Endeavor, который вам предстоит вести через океан в Cacufuego. Эта колония располагается примерно там, где в нашем мире находится Майами. Путешествие предстоит длительное, поэтому стоит пополнить запасы.
Ваш корабль стоит довольно далеко от порта, подведите его поближе, желательно вплотную к пирсу, в этом случае сообщение между портом и кораблем будет происходить по сходням. Если же до пирса далеко, вам придется отправлять шлюпку, на что потребуется гораздо больше времени.
Щелкнув мышкой на пирсе, вы увидите в информационном окне изображение порта и его характеристики - название, национальную принадлежность, технический уровень, уровень снабжения и численность гарнизона. Пока что все это для нас не важно, поэтому щелкайте на надписи Trade внизу информационного окна. Хотя сейчас нам нужно только пополнить запас продовольствия, разберем все опции окна торговли.
Во время торговли игра не переходит в режим паузы, ваши матросы продолжают потреблять провиант, вокруг передвигаются корабли, может даже появиться неприятель. Поэтому в левом верхнем углу вы по прежнему видите вид из “Вороньего гнезда”, поглядывайте туда одним глазом. Экран торговли условно можно разделить на две части: в левой помещается все, что относится к кораблю, а в правой - к порту. Сейчас там отражается как раз нужная нам информация по продовольствию. Оно бывает четырех видов: свежие фрукты, овощи, солонина и морские сухари. Совсем не обязательно иметь на борту все виды провизии, как это ни странно, команду даже в дальнем плавании можно кормить чем-то одним. Больше всего моряки любят фрукты, меньше всего - сухари, однако фрукты стоят дорого, а сухари дешево. Солонина занимает среднее место по цене и привлекательности, но у нее есть одно преимущество - она занимает вдвое меньше места, чем остальные продукты, а в дальних плаваниях это может быть важно.
От рациона питания зависит боеспособность и мораль команды, но об этом мы поговорим позднее, пока же загрузите на борт все продовольствие, которое есть в порту (в пределах вместимости трюма, разумеется). Для этого нужно щелкнуть на изображении соответствующего товара в порту, и он переместится в правый средний бокс. Если же вы хотите продать что-то из находящегося на борту корабля, таким же образом можно переместить это в левый средний бокс. Внизу экрана отражаются финансовые аспекты данной операции, а с помощью кнопки Deal ее можно произвести. Если же вы раздумали что-то покупать или продавать, нажмите кнопку Sail.
Как вы, наверное, заметили, возле списка продуктов есть несколько закладок, с их помощью можно перейти к другим видам товаров. Это (сверху вниз) боеприпасы, ремонтные материалы и деликатесы. Самая нижняя закладка предназначена для найма команды и торговли специальными предметами (драгоценности, пряности, меха и т. п.). Еще в порту можно узнать новости (кнопка News), отремонтировать и модернизировать корабль (кнопка Shipyard), но этим мы пока заниматься не будем. Войдите на закладку деликатесов и загрузите как можно больше их на борт.
Пока шлюпка совершает рейс в порт и обратно, установим рацион команды. Для этого щелкните на изображении офицера в информационном окне, и в нем появится весь ваш командный состав. Пока что нас интересует только кок (правый нижний), щелкнув на нем, мы попадем в окно назначения рациона. В нем есть две кнопки: назначение основного рациона (Rations) и назначение деликатесов (Crew luxuries). Как ими пользоваться, вполне понятно, скажем только, что когда кончатся назначенные продукты, вам об этом сообщат. Если ваш провиантмейстер достаточно опытен, он сам назначит другие продукты, но все же лучше проконтролировать его действия.
Разобравшись с питанием команды, выводите корабль из порта и отправляйтесь в далекое плавание. На маршруте вам попадется несколько вражеских кораблей, можно просто игнорировать их, но для развлечения можно и повоевать, тем более что у вас теперь такой мощный корабль с носовой и кормовой артиллерией.
Еще по пути вам попадутся дружеские корабли; если у вас будет ощущаться недостаток продуктов, можно прикупить их. Торговля между кораблями происходит точно так же, как и с портом, только предварительно нужно положить свой корабль в дрейф.
6. ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТИНЕНТА
В этой миссии вам предстоит доставить припасы в отдаленную колонию, посетив перед этим энглийскую миссию и узнав новости. Нанеся на карту координаты этой миссии, вы, к своему удивлению, увидите, что она находится в глубине континента и добраться по морю до нее вроде бы невозможно. Не пугайтесь, вам не придется осваивать передвижение по суше на лошадях или волах. Дело в том, что помимо океанских просторов в мире Tides of War существуют и реки, их не видно на карте даже при самом большом увеличении, но плаванье по ним вполне возможно.
Устье необходимой вам речной системы находится в точке с координатами 110W 20N, вот туда и отправляйтесь. Вообще-то речная система северного континента очень запутана, и вы можете получить массу удовольствия, исследуя ее, для тех же, кто не желает тратить на это время, приведем кратчайший маршрут. От устья нужно идти строго на W, миновать развилку и только после этого начать двигаться на север. Отыскав миссию и узнав новости (для этого достаточно войти в экран торговли), опять идите на запад, пока река сама не повернет в нужном направлении.
Речная навигация имеет свои особенности, и связаны они с узостью фарватера. Поэтому стоит перевести управление кораблем на мышку, как в бою. В некоторых местах вам могут повстречаться индейские пироги; если вы столкнетесь с пирогой (или она с вами), жестокие индейцы залезут к вам на борт и убьют трех моряков, так что избегайте таких столкновений. Кроме того, по пути вам встретятся три вражеских корабля, вообще-то можно на них не обращать внимания и проскочить мимо на максимальной скорости, но лучше все же потренироваться вести бой на речном фарватере.
Для того чтобы успешно вести бой на реке, нужно лишить неприятеля возможности маневрировать, то есть повредить его рангоут и такелаж. Для этого существуют специальные снаряды, так называемые книппели - разрезанное пополам ядро или два металлических диска, соединенные между собой цепями. Вот этими-то снарядами и стоит зарядить ваши пушки перед боем.
Выделите в информационном окне все пушки и щелкните на изображении ядра в верхней части окна. Появятся изображения трех типов боеприпасов: ядра, картечь и книппеля. Как только вы щелкнете на нужном боеприпасе, начнется перезарядка орудий. Учтите, что на смену боеприпасов нужно примерно такое же время, как и на обычную перезарядку орудий.
Итак, зарядив орудия книппелями, идите навстречу неприятелю и дайте по нему залп. Вражеский корабль лишится почти всех своих парусов, и вы можете спокойно отойти от него подальше, перезарядить орудия и дать следующий залп. Для второго залпа нужно перезарядить пушки ядрами, но лучше часть из них оставить с книппелями, тогда противник не будет успевать ремонтировать такелаж.
Разделавшись с неприятелем, отправляйтесь дальше и, добравшись до места назначения, переправьте на берег привезенные вами припасы. Для этого нужно войти в экран торговли и продать их городу (учтите, что вам обязательно нужно и что-то купить, хотя бы одну галету, иначе кнопка Deal будет недоступна).
7. МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ
Наверное, вам уже надоело пересекать океаны, развозить припасы по отдаленным колониям и хочется как следует подраться? Ну что же, в этой миссии предоставляется для этого великолепная возможность, ведь вам предстоит захватить целых два вражеских порта. Но прежде чем отправляться на это нелегкое задание, стоит заняться модернизацией полученного вами фрегата.
Войдите в экран торговли и щелкните на кнопке Shipyard, вы окажетесь в режиме ремонта и модернизации корабля. Он состоит из трех страниц, менять их можно, щелкая на кнопке UPGRADE. На первой странице первые три строчки относятся к ремонту соответственно корпуса, парусов и орудий. Если корпус и паруса всегда можно отремонтировать в море силами команды, то орудия иногда полностью выходят из строя и их ремонт возможен только в порту. Кроме того, ремонт в порту происходит мгновенно, это бывает полезно, когда вы ведете бой рядом с вашим городом.
Дальше следуют строчки, предназначенные для модернизации орудий и каронад. Тут все ясно, модернизация орудий улучшает дальность стрельбы и ускоряет их перезарядку. Скажем пару слов о каронадах: это мощные орудия, установленные в надстройках, служат для стрельбы зажигательными и разрывными снарядами.
На второй странице три верхние строчки относятся к кормовым и носовым орудиям (если они у вас есть). Далее следуют такие строки: Powder - порох, увеличивает дальность стрельбы; Sails&Rigging; - рангоут и такелаж, увеличивает их прочность; Luxure Level - уровень комфорта, несколько повышает мораль команды; Damage Control - контроль за повреждениями, ускоряет ремонт повреждений; Hull - корпус, увеличивает прочность корпуса; Sailors - моряки, повышает навыки команды по управлению кораблем; Marines - морская пехота, улучшает навыки команды в абордажном бою и десантах.
На третьей странице всего три строчки: Navigationn - навигация, улучшает управляемость корабля; Gunner - артиллерист, увеличивает меткость вашей стрельбы; Surgeon - хирург, несколько снижает ваши потери от огня неприятеля.
Как вы понимаете, модернизация корабля требует денег, иногда весьма больших. Поэтому не всегда есть возможность модернизировать все, приоритеты тут можно расставить так: первым делом стоит модернизировать орудия и каронады, потом паруса, корпус, контроль за повреждениями, моряков и морскую пехоту. В последнюю очередь нужно обращать внимание на уровень комфорта, ну а всем остальным можно заниматься по вашему вкусу.
Завершив модернизацию корабля, отправляйтесь в путь. В точке с указанными координатами вас будет поджидать неприятельский корабль, расправьтесь с ним и следуйте на север. В дальнем конце бухты вы найдете дружеский порт, который атакуют два корабля. Защитники порта вполне успешно отстреливаются от неприятеля, так что не спешите и подождите, когда они нанесут ему приличный урон (возможно даже, что один из кораблей будет потоплен). Хотя вылетающие из жерл береговых орудий ядра выглядят очень грозно, в данном случае они для вас совершенно не опасны. Каким-то непостижимым образом ядра понимают, что это дружественный корабль, и пролетают его насквозь, не причинив вреда.
Разобравшись с неприятелем и собрав трофеи, заходите в порт, подремонтируйтесь, пополните запасы и команду. Вражеские города находятся в точках с координатами 95W 27N и 91W 25N. Однако не спешите их атаковать - рядом крутятся несколько вражеских кораблей, которые могут вам помешать, сперва разберитесь с ними.
Каждый из портов защищают по две береговые батареи, тактика борьбы с ними довольно проста. Подняв четверть парусов, приближайтесь к батарее вдоль берега, внимательно следя за вылетающими ядрами. Дело в том, что направление обстрела батареи строго фиксировано, и вы можете подойти достаточно близко к ней, не подставляясь под выстрелы. Дайте пару залпов по батарее, и с ней будет покончено. Ну а как высаживать десант, мы уже рассказывали.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
8. ВЗЯТИЕ НА АБОРДАЖ
До сих пор мы ограничивались только одним видом морского боя - артиллерийской дуэлью. А между тем в эпоху парусного флота она, как правило, предшествовала абордажной схватке. Пора нам заняться и ею, тем более что в этой миссии вам предстоит захватить груз золота с неприятельского конвоя.
В реальности абордажный бой представлял следующее: корабли противников сближались друг с другом, с одного на другой забрасывались специальные абордажные крючья и начиналась рукопашная схватка. Для облегчения этой процедуры авторы игры придумали специальное приспособление - абордажную пушку (Grappling Turret), забрасывающую абордажные крючья на довольно значительное расстояние. Пользоваться такой пушкой несложно: щелкнув в самом центре ее изображения в информационном окне, вы приводите пушку в рабочее состояние (она окрашивается в зеленый цвет), щелкая ближе к краю - выбираете направление стрельбы (его указывает стрелка), ну а с помощью правой кнопки мыши производите выстрел.
Но прежде чем пускать в ход абордажные крючья, нужно лишить неприятеля парусов и выбить его команду. Для этого сперва обстреляйте его книппелями, а потом картечью. Когда вы зацепляете неприятеля крючьями, в информационном окне появляется изображение вражеского корабля, а также кнопки Reel In (подтащить корабли друг к другу) и Cut the Line (обрезать канат), назначение их понятно. Назначьте в абордажную партию нужное количество моряков (не меньше, чем у неприятеля) и подтащите корабль. Затем с помощью кнопки Board бросьте матросов в бой. После успешного завершения схватки у вас появится возможность ограбить захваченный корабль (кнопка Loot) и пустить его на дно (кнопка Scuttle), но можно и просто обрезать канат.
Итак, пора отправляться на поиски золотого каравана. В точке с указанными координатами вас поджидает довольно большой конвой, в который входит несколько очень хорошо вооруженных кораблей. Вообще-то у вас вполне должно хватить умения расправиться с ними всеми по очереди, но это совсем не обязательно. Приблизившись к конвою на расстояние выстрела, ложитесь на курс SE и уводите военные корабли за собой. Не забудьте уменьшить парусность, чтобы противник не потерял вас из виду, иначе он может быстро вернуться к транспортам. Заманив неприятеля подальше (где-то за линию островов, но лучше и еще на столько же), поднимайте все паруса и удаляйтесь от него тем же курсом. Как только он потеряет вас из виду (корабли противника пропадут на экране навигации), опишите большую дугу и возвращайтесь в указанную точку. Там вы обнаружите два сиротливо стоящих на якоре транспорта, берите их на абордаж - и дело сделано.
Как только вы переправите золото на борт своего корабля, представители команды предложат вам разделить его и податься в пираты. Если вы думаете, что таким образом получите большую свободу действий, то ошибаетесь: пиратская кампания состоит из таких же миссий, так что лучше продолжать службу во флоте Энглии, а пиратством заняться попозже. Впрочем, если вы выберете карьеру пирата, выполнение миссии вам все равно будет засчитано.
9. КОМАНДА
Столичное общество приняло вас с распростертыми объятьями, балы и приемы следовали один за другим. Но суровая судьба в лице любящего дядюшки не дала насладиться светской жизнью - новое назначение в далекий Fort Twine прервало вашу карьеру столичного щёголя в самом её начале.
Поскольку Fort Twine расположен там, где в нашем мире находится Кейптаун, вам опять предстоит пересечь океан, на этот раз с севера на юг. Запасите побольше провианта и деликатесов, если в столичном порту вам не удастся забить трюмы под завязку, посетите ещё пару-тройку лежащих вдоль вашего пути.
Хотя по дороге вам встретятся несколько кораблей противника и будет возможность немного повоевать, миссия эта довольно нудная, команда будет скучать и дисциплина может упасть. Так давайте и поговорим, как же поддерживать ее на должном уровне.
В правом верхнем углу основного экрана находятся три столбика, характеризующие состояние команды. Если все столбики полностью красные, состояние это наилучшее, если же в каком-то столбике появился белый цвет, значит, соответствующий показатель ухудшается. Правый столбик с буквой R (Readiness) показывает общую готовность ваших матросов, то есть насколько быстро они выполняют команды, управляются с парусами и т. п. Средний столбик с буквой Е (Efficiency) характеризует эффективность и работоспособность команды, ну а последний (Morale) показывает моральное состояние бойцов. Мораль особенно важна в абордажных схватках и при высадке десанта.
Главным образом на все три показателя влияет питание команды: если вы будете кормить моряков свежими фруктами, скорее всего, показатели будут наилучшими. На мораль влияет и то, какие деликатесы вы им выдаете. Как ни странно, самым лучшим добавлением к пайку является виски. Однако не всегда есть возможность до отвала кормить моряков и баловать их деликатесами, в таких случаях для поддержания дисциплины можно прибегнуть к помощи роты морской пехоты, расквартированной на вашем корабле.
В английском парусном флоте морская пехота предназначалась главным образом не для высадки десантов, а именно для поддержания дисциплины и подавления бунтов на корабле. Она даже размещалась между каютами офицеров и кубриками матросов. Найдите капитана морской пехоты в списке ваших офицеров (второй снизу в левом ряду), у него, пожалуй, самый большой список опций. Рассмотрим их сверху вниз.
Discipline означает дисциплинарные наказания, в эпоху парусного флота они были таковы: наряд вне очереди (Extra Duty) - ну, это понятно; послать на мачту (Lashed to the Mast) - это значит заставить быстро взобраться по вантам на самую верхушку мачты с одного борта и спуститься с другого; плетка (Whipping) - с этим тоже все ясно; а вот последнее наказание - хождение по доске (Walk the Plank) - нуждается в разъяснении. Поперек планшира привязывали доску, по которой и заставляли идти провинившегося с завязанными глазами, в какой-то момент равновесие доски нарушалось и он летел за борт (в ролике, который вам покажут перед началом одной из миссий, это наказание представлено неверно). Ученые спорят, вытаскивали ли потом матроса обратно, или это наказание было равносильно смертной казни? Думается, все зависело от тяжести вины.
Следующая кнопка управляет расписанием патрулей и караулов на корабле, опции в ней просты - редкие, регулярные, частые и постоянные. Учтите, что в караулы и патрули назначались не матросы, а солдаты морской пехоты, так что эта опция указывает, насколько часто будут проверяться матросские кубрики и контролироваться настроение команды.
А вот следующая опция, продолжительность вахт (Duty Assignment), как раз показывает, сколько часов в день будут заняты матросы. Последняя же опция, Starting, показывает периодичность учений. Какие есть возможности в этих опциях, вполне ясно.
Теперь поговорим о том, как именно все это влияет на состояние команды. Прежде всего скажем, что по умолчанию все опции выставлены в среднее положение, в большинстве случаев лучше всего такими их и оставить, а изменять только тогда, когда какой-то показатель падает, а других возможностей его поднять нет. Итак, ужесточение дисциплинарных наказаний улучшает общую готовность команды, но снижает ее эффективность и мораль. Увеличение количества караулов и патрулей повышает мораль, но снижает эффективность, увеличение продолжительности вахт повышает эффективность, но снижает готовность, а учения повышают готовность, но снижают мораль.
Управлять моралью команду можно и с помощью клерка. Дело в том, что он ведает раздачей жалования и призовыми деньгами (то есть долей, приходящейся команде из захваченных у противника ценностей). Как вы понимаете, чем все это больше, тем выше мораль и эффективность команды, но меньше количество денег, которые вы можете потратить на модернизацию корабля и закупку снаряжения.
10. СОПРОВОЖДЕНИЕ КАРАВАНА
После прибытия в Fort Twine вы вступили в командование линейным кораблем Iron Duke и получили задание эскортировать транспорт Cricket в порт Salah. Пожалуй, конвойные операции наиболее сложные в игре, так что стоит разобраться с ними подробнее.
Самое неприятное в этом деле то, что конвоируемые вами корабли совершенно вам не подчиняются. Они идут самостоятельно, не пытаются уклониться от кораблей противника, а иногда и вступают с ними в бой. При этом противник имеет все возможности потопить транспорты и провалить вашу миссию. Наилучшей тактикой сопровождения будет следовать впереди каравана и расчищать ему дорогу. Однако если вы будете стремиться топить все вражеские суда, ваш конвой может уйти вперед и подвергнуться нападению других кораблей. Поэтому не ввязывайтесь в долгие баталии, лучше вообще сразу же зарядить все орудия книппелями и просто лишать противника возможности маневрировать. Пока неприятель починит свои паруса и сможет броситься вдогонку за вами, конвой будет уже далеко.
Итак, прежде всего найдите транспорт Cricket (он болтается где-то немного южнее), займите позицию корпусов на пять впереди него и уравняйте скорость. Как только на виде из “Вороньего гнезда” появится неприятель, поднимайте все паруса и бросайтесь в бой. Выходить из боя нужно примерно в тот момент, когда транспорт поравняется с вами. Неприятельских кораблей на вашем пути встретится немало, так что скучать в этой миссии не придется.
11. ТИПЫ КОРАБЛЕЙ
Назревает большая битва за господство в Индийском океане. В преддверии её неприятель послал несколько транспортов с оружием и боеприпасами для снабжения своего флота. Ваша задача в этой миссии - уничтожить эти корабли, стоящие на якоре возле бенгальского порта Dhabune, а потом и захватить этот порт. Вообще-то на вашей карте он и так числится дружественным, но это не помешает обстрелять его укрепления и высадить десант.
Точные координаты Dhabune - 80E 13S, но приблизительно в той точке, координаты которой вы получите в начале миссии, вас поджидают четыре неприятельских фрегата, а позднее к ним присоединится еще один. Прежде чем атаковать транспорты, нужно покончить с фрегатами, задача это нелегкая, поэтому перед выходом в море максимально модернизируйте свой корабль, особое внимание уделите парусам и корпусу.
Сами транспорты не окажут вам никакого сопротивления, поэтому лучше взять их на абордаж. Пока вы добираетесь до места предстоящего сражения, расскажем немного о типах существующих в игре кораблей. Вообще в эпоху парусного флота существовало очень много типов кораблей, можно даже сказать, что почти каждый корабль являл собой отдельный тип. Основой же всех классификаций было количество палуб и орудий. В игре принята несколько упрощенная классификация - канонерка или кутер (10 орудий), бриг (12 орудий), шлюп или корвет (18 орудий), фрегат (38 орудий), линейный корабль или дредноут (74 орудия), Battleship (100 орудий) и флагман (120 орудий). В счет орудий входят только бортовые, обычно кроме них имеются еще носовые, кормовые и некоторое количество каронад.
Battleship на русский язык обычно переводится как линкор, но для парусных кораблей это неверно, линейный корабль тогда именовался в Англии Ship of the Line. В русском же флоте при Петре самые большие корабли назывались просто кораблями, а позднее линейными кораблями. Так что Battleship мы вынуждены оставить без перевода.
Применение типа “дредноут” по отношению к парусным кораблям по крайней мере странно, ведь это был тип паровых кораблей. В игре дредноут отличается от линкора тем, что у него все орудия тяжелые. А что такое флагман (Flagship), и вовсе непонятно, ведь флагманским кораблем может быть любой, специального такого типа не существовало. Впрочем, оставим все это на совести разработчиков игры.
Кроме военных кораблей есть в игре и гражданские суда, но они делятся просто на большие и маленькие. В рамках этой классификации у каждой нации корабли свои, у Энглии и Дарна они отличаются внешним видом. Корабли других европейских государств практически такие же, как и у ведущих держав, а вот у азиатских наций свои - всякие джонки, карамусалы и т. п. Кроме того, вам уже встречались ладьи северных варваров, а ещё предстоит увидеть тримараны и катамараны южных дикарей.
Встретив корабль неизвестного типа, щелкните на нем мышкой, и в информационном окне появятся его характеристики. Правда, количество орудий там не приводится, но можно узнать состав команды, а по нему уже косвенно судить и об огневой мощи. Между прочим, разные типы кораблей обозначаются разными значками и на виде из “Вороньего гнезда”, с этим вы тоже можете разобраться сами.
12. ТАКТИКА ЭСКАДРЕННОГО БОЯ
Лишив флот противника необходимых припасов, вы сильно подорвали его боеготовность, следовательно, настала пора дать решающее сражение. Ваша задача - встретиться с дарнским флотом в открытом море и уничтожить его. Противник имеет три корабля (вообще-то на горизонте маячит четвертый, но на него можно не обращать внимания): два Battleship’а и фрегат. Ваш флот состоит из двух кораблей - линкора под вашим командованием и Battleship’а, который вам не подчиняется. Собственно говоря, на нем находится адмирал, который по идее командует всем, но за исход боя отвечаете почему-то вы.
Противник считает своей основной задачей потопить именно ваш корабль, по Battleship’у они стреляют только по необходимости, когда он стреляет по ним. Так что наилучшей тактикой эскадренного боя будет кружить вокруг неприятельского флота, заманивая его корабли под залпы вашего Battleship’а. Не в коем случае не подставляйтесь под огонь бортовых орудий вражеских кораблей, в начале боя они могут потопить вас всего одним-двумя залпами.
Лучше всего сперва оттяните на себя фрегат, отойдите от места основного боя и уничтожьте его. Потом зарядите орудия книппелями и обездвижьте один из Battleship’ов противника. Предоставив адмиралу расправляться с ним, уведите за собой оставшийся корабль неприятеля и, умело маневрируя, потопите его. Если второй Battleship противника ещё держится на плаву, вернитесь и покончите с ним.
13. РЕМОНТ КОРАБЛЯ
Итак, с притязаниями Дарна на господство в Индийском океане покончено, теперь вам предстоит нести цивилизацию в массы населяющих эти моря диких племен. Первым делом для этого нужно покончить с распоясавшимся царьком Biolo, который упрямо противится просвещению.
Нанеся на экран навигации данные вам координаты, вы увидите, что они лежат в дальнем углу большого архипелага. Главная трудность этой миссии заключается как раз в том, чтобы добраться до этого угла, лавируя между множеством островков, населенных жестокими каннибалами. Множество туземных пирог будет бросаться к вашему кораблю от каждого островка и, если вы будете неосторожны, могут выесть у вас половину команды. Не жалейте картечи на борьбу с этими пирогами.
Кроме того, по архипелагу бродят несколько тримаранов и катамаранов, вооруженных пушками. Тримараны тонут от одного удачного бортового залпа, а вот для катамаранов нужно как минимум два. На месте назначения вас ожидают три катамарана, вождь находится на последнем из них, но, скорее всего, вам придется покончить и с остальными двумя.
Ремонтировать корабль вам приходилось постоянно, но до сих пор мы пускали это дело на самотек, определяя только общее количество занимающихся им матросов. Между тем, можно давать команды, что именно ремонтировать. Для этого достаточно щелкнуть на изображении молотка и гвоздя возле соответствующего столбика. В информационном окне появится старший плотник, и можно ему скомандовать, что именно делать. Опций всего четыре - ремонтировать всё, ремонтировать только орудия, только паруса и только корпус. По умолчанию установлена первая опция, при этом занятые ремонтом матросы распределяются между всеми повреждениями поровну. Иногда бывает полезно бросить всех на ремонт парусов, чтобы оторваться от противника, потом переключиться на корпус и пушки (или просто выставить снова опцию All).
Не в коем случае не модернизируйте корабль перед началом этой миссии, для борьбы с туземцами его мощи вполне достаточно, кроме того, потраченные на модернизацию деньги пропадут зря. Почему? Скоро узнаете.
14. УПРАВЛЕНИЕ ШЛЮПКОЙ
До сих пор вы были для команды отцом родным, кормили её вкусной пищей, баловали виски и табаком, не изнуряли вахтами и никого не заставляли ходить по доске. Но человеческая натура - вещь непознаваемая, столь лелеемая вами команда взбунтовалась и захватила корабль. Впрочем, памятуя о вашем хорошем к ним отношении, матросы не выбросили вас за борт, а предоставили шлюпку, на которой вам и предстоит добраться до ближайшего порта.
Первое, что бросается в глаза в данной миссии, это отсутствие на виде из “Вороньего гнезда” привычного синего паруса. Не увидите вы вашу шлюпку и на навигационном экране, для определения своего места придется время от времени нажимать кнопку “Center X on me”. Но есть и важное преимущество в такой незаметности вашего судна - неприятель видит его только в пределах основного экрана. А ведь главное для вас - проскочить незамеченным, любой вражеский корабль может покончить с вами всего одним выстрелом.
Постарайтесь увернуться и от любой встречи с туземными пирогами, ведь ваша команда состоит всего из десяти человек. Не пытайтесь связаться с проходящими дружественными кораблями, они совершенно не обращают внимания на вас, могут даже невзначай потопить, налетев на вашу шлюпку на полном ходу.
15. ПЛАВАНИЕ В ПАССАТАХ
По прибытии в Brispen вы тут же получили под свое командование Battleship Emerald Seas. На нем вам предстоит пересечь Тихий океан, захватить два неприятельских порта, взять на борт проживающего в последнем из них изменника и доставить его на суд в энглийский порт. Ничего сложного в этой миссии для вас нет, но нужно как следует к ней подготовится. Модернизируйте корабль (у вас должно хватить средств довести его почти до идеала), погрузите на борт как можно больше провизии и деликатесов и ложитесь на курс NE.
Во время долгого плавания через океан вы наверняка обратите внимание, что ветер все время остается попутным или почти попутным. Дело в том, что в мире Tides of War, как и в реальном, дуют тропические пассаты. К югу от экватора они дуют с запада на восток, а к северу от экватора - наоборот. Правда, северный пассат не столь устойчив, как южный, но все же, пересекая океан с востока на запад, лучше его использовать
По дороге вам попадется масса пиратских кораблей, можете для развлечения повоевать с ними, но это необязательно: ваша скорость несколько больше, так что они от вас скоро отстанут. Возле неприятельских портов ошивается несколько дарнских кораблей, вот с ними нужно покончить непременно. Во взятии городов у вас уже имеется неплохая практика, а для того, чтобы захватить изменника, нужно войти на экране торговли в режим набора команды и продажи ценностей.
Вот мы и закончили рассказ обо всех тонкостях игры (мы не упомянули об окне командного состава, но все важное об офицерах мы уже сказали, а оставшееся совершенно никому не нужно). В оставшихся миссиях этой кампании мы продолжим давать полезные советы, но вообще-то вы вполне можете справиться самостоятельно.
16. ДИПЛОМАТИЯ КАНОНЕРОК
В этой миссии вам предстоит разыскать пропавшего где-то в Японии (вернее, в Пантонии) энглийского капитана, а заодно привести в чувство тамошнего императора и открыть европейцам пантонийские порты.
Если ваш корабль еще не доведен до совершенства, сделайте это сейчас, особенно важно максимально модернизировать корпус и морскую пехоту. Провианта, деликатесов и боеприпасов нужно загрузить как можно больше, ну и, конечно же, пополните команду.
Город Ikotami лежит почти строго на запад от места вашего старта, однако лучше сначала сместиться несколько к югу, чтобы воспользоваться пассатом. Встречающиеся по дороге пиратские и дарнские корабли игнорируйте, у вас нет лишнего времени, да и боеприпасов, чтобы связываться с ними.
Прибыв в Ikotami и поговорив с императором, вы узнаете, что капитан Gunn действительно в плену у пантонийцев, но отдать они его согласны, только если вы поможете им в междоусобной борьбе. Отправляйтесь в указанную точку, там вы найдете несколько кораблей. Не смущайтесь, что они обозначены нейтральным желтым цветом: как только вы обстреляете любой из них, все они резко покраснеют (не в смысле “застыдятся”, а превратятся в ваших врагов). Эти джонки неплохо вооружены, так что не подставляйтесь под их залпы. А вообще-то расправиться с ними не сложно.
Соберите трофеи, пополните запасы в ближайшем порту и отправляйтесь на встречу с императором в порт Dokahami. Тут вас поджидает сюрприз: оказывается, император не собирается отдавать пленника, напротив, он решил объявить вам войну. Как только вы выйдете из экрана торговли, все батареи города примутся палить в вас. Поэтому прежде, чем начать переговоры, разведайте расположение батарей и займите положение в мертвом пространстве.
В городе довольно много солдат, поэтому, расправившись с батареями, не спешите высаживать десант. Постреляйте по пагодам и другим постройкам, пока количество защитников столицы не дойдет до 50-100. После захвата города вам опять предложат податься в пираты. Решайте сами, но учтите, что из этой миссии вы попадаете в то же самое начало кампании северных пиратов, как и в прошлый раз.
17. ОТВЕТНЫЙ УДАР
Разгневанный император Пантонии решил нанести ответный удар и направил свой флот на захват вашей колонии Fort Tulane. Вам вместе с еще одним кораблем предстоит отразить это нападение. Перед началом миссии вам скажут, что нужно потопить шесть неприятельских кораблей, но на самом деле их будет больше - девять в трех последовательных волнах.
Неприятель приближается с запада, там же находится энглийский линкор, который первым встретит врага, так что у вас нет необходимости сразу же бросаться в бой. Пополните запасы боеприпасов, доукомплектуйте команду, модернизируйте, если нужно, свой корабль.
Особых сложностей борьба с джонками не представляет, пожалуй, больший урон вам может нанести союзный линкор, если вы неаккуратно подставитесь под его бортовой залп. Да и вы сами можете невзначай потопить его в пылу боя. Так что лучше не сближаться с ним, а вести самостоятельную битву. Можно даже время от времени выходить из боя и собирать трофеи, они в этой миссии могут быть весьма значительными.
18. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД
Пока вы воевали с пантонийцами, капитан Gunn отправился на поиски кратчайшего пути в Европу через льды Крайнего севера. Однако его корабль был затерт льдами в точке с координатами 170W 67N (точные координаты - 156W 68N, но в начале миссии вам дают приблизительные). Вам предстоит спасти команду этого корабля, завершить поиски Северо-восточного прохода (вообще-то в нашем мире он называется Северо-западным) и вернуться в Виндзор. Для выполнения этой задачи вы вступаете в командование фрегатом Ice Maiden.
Перед началом миссии пополните запасы продовольствия и деликатесов, модернизацией корабля можно не заниматься, разве что улучшить паруса, навигацию и навыки моряков. По пути можно пополнять запасы со шныряющих в полярных морях туземных судов (как ни странно, на них можно отыскать виски, табак и кофе). Кое-какие запасы вы найдете и на корабле капитана Gunn’а.
Начало Северо-восточного прохода лежит примерно в точке с координатами 103W 58N, но на подходах к нему вам встретится несколько пиратских кораблей. Повстречаете вы неприятеля и после преодоления прохода по пути в Энглию. Лучше всего игнорировать противника: ваш фрегат значительно превосходит в скорости вражеские корабли, но уступает большинству из них в вооружении.
19. РАЗГРОМ ПИРАТСКОГО ГНЕЗДА
Открытие Северо-восточного прохода значительно сократило путь в Тихий океан, но судоходству через проход сильно мешают пираты, свившие гнездо на острове, лежащем среди неприступных льдов. Вам предстоит найти дорогу к пиратской базе и захватить два их порта. Для выполнения этой задачи в ваше распоряжение предоставляется линейный корабль Obelisk.
Прежде чем пускаться в путь, как следует модернизируйте ваш корабль - сражения вам предстоят тяжелые. Из боеприпасов предпочтение следует отдавать ядрам и шрапнели, книппелей берите не более двух-трех. Остальные припасы берите по полной программе, пополнить их можно будет только с захваченных неприятельских кораблей. Начало прохода к пиратскому острову лежит возле точки с координатами 65W 55N. В проходе вам встретятся несколько пиратских кораблей, покончите с ними, прежде чем выходить на внутреннюю акваторию. Дело в том, что там вас ожидает сильный пиратский флот, так что нельзя оставлять в тылу недобитого противника.
Возможны два пути выполнения задачи: или сперва покончить со всем пиратским флотом, а потом захватывать порты, или захватить порт на восточном берегу внутреннего моря, а потом, используя его как опорную базу покончить с флотом и захватить второй порт. Как действовать в первом случае, вам должно быть ясно, только учтите, что пираты предпочитают стрелять по парусам. Если же вы предпочтете второй вариант, заманите сперва пиратские корабли подальше на запад.
20. ПЛАВАНИЕ В СОСТАВЕ КОНВОЯ
Эта миссия очень похожа на десятую, только вам предстоит конвоировать два транспорта, да и маршрут подлиннее. Кроме того, кораблей противника тут будет значительно больше, впрочем, и опыта у вас прибавилось, так что особых трудностей не предвидится. Занимайте позицию во главе каравана - и вперед.
Неприятной особенностью является то, что конвоируемые вами транспорты никак не сообразуют движение между собой. Если неприятель повредит паруса на одном из них и он снизит ход, другой на это никак не отреагирует. Так что старайтесь не подпускать вражеские корабли к каравану на расстояние выстрела.
Основная масса неприятельских кораблей ждет вас примерно на середине маршрута, остальные бродят между островами. Имеется и немало пиратских кораблей, но где они вам встретятся, сказать трудно.
21. ОХОТА ЗА “ПАДШИМ АНГЕЛОМ”
В южных морях объявился страшный пират на мощном корабле “Падший ангел”. Вам предстоит прервать его карьеру. Для этого сперва нужно отыскать атакованное им торговое судно, узнать новости, а потом найти и потопить пиратский корабль.
Как всегда, полученные вами перед началом миссии координаты не совсем верны, торговое судно стоит в точке 83W 3N. Получив с него новости (для этого достаточно щелкнуть на нем мышкой), вы узнаете, что пират отправился на юг. Это неверно, на самом деле его следует искать строго на востоке, в точке с координатами 70W 3N.
Потопить пирата не так уж и сложно, для этого достаточно всего трех-четырех удачных бортовых залпов. Только не подставляйтесь сами под огонь неприятеля, абордажной схватки с ним вам не выдержать (по крайней мере, если вы не перебьете половины пиратской команды, а ваша будет почти вся цела).
22. ЗАХВАТ ВОЕННО-МОРСКИХ БАЗ
Потерпев с поражение в Индийском океане, Дарн решил взять реванш в Атлантическом. Неприятель готовит вторжение в саму Энглию. Для того чтобы помешать этому, вам предстоит захватить две неприятельские военно-морские базы.
Точные координаты San Calif - 72W 39N, а New Varda - 77W 45N. Захватывать их лучше с юга на север, по мере появления. Каждая из баз защищается тремя батареями и сильным гарнизоном. Кроме того, возле обеих постоянно несут службу до десяти кораблей. Но и вы уже не новичок на море, так что не робейте. Только не забудьте, захватив первую базу, полностью отремонтировать корабль и пополнить команду. И еще: возле San Calif стоит на якоре торговое судно, возьмите его на абордаж (получите массу полезных вещей).
23. РАЗГРОМ “ВЕЛИКОЙ АРМАДЫ”
Настал день величайшего морского сражения столетия. К побережью Энглии движется громадный дарнский флот, целью которого является захват столицы империи. Вы получаете под свое командование новенький Battleship и отправляетесь на разгром “Великой армады”.
Двум вашим Battleship’ам противостоят шесть неприятельских кораблей, среди которых мощнейший флагман, два дредноута и линейный корабль. Ну а полученный вами Battleship совершенно не модернизирован, так что противостоять залпам неприятеля он вряд ли сможет. Поэтому предоставьте второму вашему Battleship’у встретить первый натиск неприятеля, а сами отправляйтесь на NNE в Fort Buchanan и полностью модернизируйте корабль. Конечно, бросать товарища в беде одного нехорошо, но не волнуйтесь, он вполне справится и до вашего появления даже сможет потопить один, а то и два вражеских корабля. Однако особо не задерживайтесь, а то он умудрится выиграть всю битву вообще без вашего участия.
Если у вас не хватит денег на полную модернизацию, особое внимание обратите на пушки, паруса и корпус. Морскую пехоту можно не модернизировать совсем, дела ей в этой миссии не предвидится.
Тактика битвы вам, наверняка, ясна - обстреливать неприятеля и самому не подставляться под его выстрелы. Орудия на верхней палубе сразу же зарядите книппелями, а остальные - ядрами. Если в ходе боя ваш корабль получит сильные повреждения корпуса и пушек, тут же отправляйтесь в порт и быстро ремонтируйтесь. Можно и пополнять команду в порту, но лучше особо там не задерживаться.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
24. КОНЕЦ ДАРНА
Ну вот и пришла пора навсегда покончить с ненавистным врагом, для этого нужно захватить его столицу. Где именно находится столица, вроде бы неизвестно (вообще-то ее координаты даются вам перед началом миссии, но считается, что вы узнаете их только после захвата местного Гибралтара - Zandor). Дядюшка пообещает вам помощь всего энглийского флота, но на самом деле действовать вам придется, как всегда, в одиночку. Правда, на это раз в вашем распоряжении самый мощный корабль королевского флота, флагман “Монарх”. С его-то модернизации и стоит начинать миссию.
Можно сразу отправляться на штурм Zandor, но лучше действовать методично. Идите вдоль побережья, уничтожая по пути все неприятельские корабли. Захватите порт Ettore, лежащий на острове с координатами 20W 12N. Порт этот сильно укреплен, но развалить его оборону несложно. Неподалеку болтаются остатки дарнского флота, с ними тоже нужно покончить. Кораблей там довольно много, но все они, за одним исключением, будут тонуть от одного-двух ваших залпов, так что это сражение будет напоминать избиение младенцев.
Пополнив запасы и подремонтировав корабль в захваченном порту, можно отправляться на штурм Гибралтарского (вернее, Зандорского) пролива. В нем очень много батарей, причем на обоих берегах, у вас даже может не хватить боеприпасов, чтобы все их уничтожить, и придется возвращаться в Ettore. На болтающиеся в проливе неприятельские корабли можно не обращать внимания, особых неприятностей они вам не принесут.
После захвата пролива выходите в Средиземное море, там вас встретят последние корабли Дарна. Быстренько покончите с ними и отправляйтесь к столице. Там тоже очень много батарей, так что вам наверняка придется возвращаться в Zandor, и не раз.
После захвата вражеской столицы вас произведут в рыцари, наградят всеми возможными орденами и провозгласят национальным героем. А кампания на этом заканчивается.
ВЕЛИКОЕ ГЕРЦОГСТВО ДАРН
Эта кампания несколько сложнее предыдущей, но и опыта у вас должно быть больше. Поэтому по большинству миссий мы ограничимся только самыми общими рекомендациями или ссылками на похожие миссии.
1. Проба сил
Простое плавание из одного порта в другой. Неприятеля нет.
2. Спасение голодающих
Тоже простое плавание, но в ограниченное время. Как именно определяется течение времени в игре, совершенно непонятно, но постарайтесь нигде не задерживаться, и успех миссии вам обеспечен.
3. Хлебный караван
Транспорт с зерном стоит на якоре в точке 14W 18N под охраной канонерки, канонерку нужно потопить, а транспорт взять на абордаж. Погрузив с транспорта зерно, обязательно потопите и его (наверное, чтобы замести следы), иначе миссия не будет засчитана.
4. Захват лорда Wilhelm’а
Захватив порт Eliaja (12E 12N) и узнав новости, тут же отправляйтесь на NNW. Вы должны захватить торговый корабль, прежде чем он приблизится к порту. Обстреляйте его книппелями и берите на абордаж. Лорда Wilhelm’а вы найдете на экране ценностей.
5. Охота за информатором
Довольно нудное плавание по сложному фарватеру. На начальном этапе встретите множество энглийских кораблей, в проливах вас подстерегают пираты (кстати, они не видны из “Вороньего гнезда” и на навигационном экране), ну а возле деревушки, которую предстоит захватить, есть каноэ туземцев. Точные координаты деревушки - 9W 36S.
6. В поисках Джонатана Стоу
По прибытии в Zahepe вам сообщат, что Стоу отправился в Rebeznia, из нее отправят в третью деревушку и т. д. Вот полный перечень мест, которые вам предстоит посетить и их координаты: Zahepe (22E 12N), Rebeznia (31E 39N), Miyad (44E 22N), Hadzues (46E 11N). В последнем городе вы и найдете разыскиваемого.
7. Сопровождение транспорта
Обычная конвойная миссия, правда, очень длинная. Рекомендации смотрите в десятой миссии за Энглию.
8. Захват базы
По пути к Brispern’у вам повстречаются несколько пиратских кораблей, имеет смысл сначала захватить их, чтобы пополнить казну и модернизировать корабль (для этого придется вернуться в порт). Возле энглийской базы вас поджидает довольно сильный неприятельский флот, если после его уничтожения ваша команда сильно поредеет, не поленитесь пополнить ее. База Brispern сильно укреплена, и для ее захвата вам понадобится много моряков.
9. Алмазные копи
Координаты деревни Coetzil, которую вам нужно захватить, - 128E 49N. Никаких проходов внутрь атолла, кроме обозначенных на карте, нет, так что в точку с координатами, полученными перед началом миссии, можно не ходить. После захвата деревни вам предложат присоединиться к пиратам, на этот раз вы попадете в кампанию южных пиратов.
10. Блокада
Вам нельзя пропустить ни одно энглийское судно сквозь линию блокады. Два дарнских корабля особой помощи оказать в этом не могут, поскольку они неподвижны и только обстреливают проходящие мимо суда. Скорость прорывающих блокаду бригов и шлюпов значительно выше скорости вашего дредноута, так что догнать вы их не сможете, поэтому нужно первым же залпом лишать их парусов.
Зарядите все орудия книппелями и двигайтесь на север вдоль побережья. Вскоре вам повстречается первое судно. Обездвижьте его, а потом быстро потопите (брать на абордаж времени нет). Тут же отправляйтесь на WNW, навстречу второму судну. Покончив с ним, направляйтесь в северный угол бухты, там стоит еще несколько кораблей неприятеля. Некоторые из них вступят с вами в бой, а одно или два попытаются удрать, вам обязательно нужно их обстрелять, тогда и они ввяжутся в схватку.
11. Охота на Jacque Labot
Корабль Black Unicorn, на котором пиратствует Jacque Labot, можно найти возле острова с координатами 115W 37N. По сценарию миссии вы предварительно должны узнать новости в Alicante, разыскать торговый корабль и получить с него сведения, захватить несколько городов и пр. Но можно сразу же отправляться топить пирата, а потом идти в Valcante.
Обязательно максимально модернизируйте ваш дредноут перед началом миссии или в ходе её - перед началом следующей у вас не будет на это времени.
12. Решающая битва
Очень похожа на двенадцатую миссию за Энглию, только силы еще более неравные - двум вашим дредноутам противостоят два линкора, Battleship и флагман неприятеля. Впрочем, вполне можно воспользоваться данными в указанной миссии советами.
13. Сопровождение транспортов
Советы приводятся в двадцатой миссии за Энглию.
14. Помощь варварам
Хотя вам и предлагается совместно с еще двумя кораблями занять