Чем «Стартрек» важен для человечества
Еще больше статей о «Стартрек» | Официальный сайт фильма
Даже если вы поклонник фэнтези и принципиально не обращаете внимания на научную фантастику, вы как минимум понимающе кивнете, если кто-нибудь скажет, что «Стартрек» — крайне важное для современного общества явление. А если нет — то, значит, этот текст адресован именно вам. Заполняйте пробел!
Star Trek вдохновляет ученых
Star Trek — это «Двадцать тысяч лье под водой» двадцатого века. Классический роман Жюля Верна рассказывал о современной субмарине в то время, когда подводные корабли только мелькали на первых чертежах. Star Trek же показывает межзвездный корабль в эпоху, когда мы только собираемся лететь на Марс. Оба произведения можно назвать символами человеческого стремления шагнуть за грань и оказаться там, куда изначально нам путь был заказан.
Недаром целые поколения ученых искали вдохновение в творчестве Жюля Верна, и недаром теперь их коллеги находят его в сериале Star Trek. За примером далеко ходить не надо. Пять десятилетий назад сценаристы показали, на что способен космический корабль, оснащенный варп-двигателем. И вот уже ученые из NASA размышляют и трудятся над гипотетическим пузырем Алькубьерре, способным уберечь корабль и его экипаж от гибели при движении на сверхсветовой скорости.
Какой-какой пузырь?
Пузырь Алькубьерре — идея, сформулированная мексиканским физиком-теоретиком Мигелем Алькубьерре в 1994 году после просмотра «Стартрека». Он предложил метод изменения геометрии пространства, сжимающий его впереди объекта и расширяющий позади. Гипотетически это должно помочь объекту путешествовать со скоростью света. В 2012 году сотрудники NASA заявили, что собираются проверить теорию своего коллеги экспериментальным путем.
А знаете, почему так случилось? Потому что почти все, кто сейчас работает в NASA, в детстве смотрели Star Trek. Думал ли создатель сериала Джин Родденберри, что на его историях о приключениях Кирка и Спока вырастут несколько поколений молодых людей, увлеченных исследованием космоса? Вряд ли. Но так случилось. И не будь «Стартрека», мир был бы совсем другим.
Star Trek показал странные формы жизни
Все основные расы «Стартрека» антропоморфны, но встречаются среди них и весьма необычные экземпляры. Например, гигантская космическая амеба, уничтожающая все на своем пути и высасывающая энергию из близлежащего пространства. А как вам Аполлон с планеты Поллукс-IV, который в далеком прошлом вместе с товарищами заглянул на Землю, где стал древнегреческим божеством?
Или пушистые триблы — они размножаются с такой бешеной скоростью, что однажды «Энтерпрайз» просто утопал в этих милых мягких комочках. Или живущие под водой и похожие на больших лягушек ксинди-акватики, коим порой нужно шесть дней на размышления, чтобы просто ответить «да».
А ведь есть еще слизняки-телепаты лактранцы, коллекционирующие залетные диковинки в своем зоопарке. Есть трехногие представители вида 8472, летающие на органических кораблях. Есть произошедшие от рыб антедэанцы — тем для путешествий по космосу нужны персональные аквариумы. В конце концов, есть похожий на груду камней экскалбянец, благодаря которому на Энтерпрайзе однажды поселился двойник Авраама Линкольна. Перечислять можно еще долго, фантазия у сценаристов богатая. Хотите развивать свою? Смотрите «Стартрек».
Star Trek фактически породил современные видеоигры
С 1990-х годов все видеоигры — это, по сути, попытка повторить голопалубу из «Стартрека». Возможность в любой момент, не покидая комфортной среды обитания и без вреда для жизни и здоровья, оказаться в гуще сражения, на гоночной трассе либо просто в «баре», где можно беседовать с другими игроками, была настолько заманчивой, что многие культовые игроделы посвятили свою жизнь созданию чего-то подобного.
Так появились DOOM и Quake, в чем позже признавался сам Джон Кармак. Так родились MMORPG. Так ученые начали экспериментировать со шлемом виртуальной реальности, и в итоге на минувшей E3 половина анонсированных игр должна получить поддержку шлема виртуальной реальности. Одна из них, кстати, по «Стартреку».
Star Trek: Bridge Crew позволит игрокам в кооперативном режиме управлять межзвездным кораблем, сражаться с клингонами и совершать варп-прыжки. Осталось только дождаться игры, чтобы проверить, будут ли на виртуальных судах Звездного флота виртуальные голопалубы с дважды виртуальной реальностью.
Star Trek обошелся без черно-белой картины мира
Каждый сериал по вселенной «Стартрек» рассказывает примерно об одном и том же — о конфликте между «свободным» миром Объединенной Федерации планет и агрессивно настроенными цивилизациями, где жизнь строится на подавлении личности и права на свободный выбор. Из-за этого у многих зрителей сложилось обманчивое впечатление, будто сценаристы заложили в сериал идею о противостоянии капиталистического и социалистического режимов.
В роли адептов последнего можно представить боргов, у которых нет личности, а также объединивший несколько рас Доминион, Кардассианский Союз и Ромуланскую империю, чьи организации Обсидиановый орден и Тал-Шиар следили за гражданами и устраняли неблагонадежные элементы. Учитывая, что «Оригинальный сериал был создан в годы «холодной» войны, возможно, в некоторых случаях «Стартрек» действительно был о противостоянии капитализма и социализма.
Но на деле все гораздо сложнее. Да, враги Объединенной Федерации планет часто держатся за коллектив, противопоставляя себя ее обществу, сформированному индивидуумами. Но не стоит забывать, что жители Федерации живут и трудятся не ради денег, а ради самосовершенствования, в надежде сделать лучше все человечество и все разумные формы жизни в Галактике. А это ведь почти строчка из «Интернационала»: « Мы наш, мы новый мир построим… »
Очевидно, что в случае с Федерацией мы имеем дело не с чистым либерализмом, а с вариантом общественного строя, заимствовавшим все лучшие идеи и концепции, придуманные человечеством. Ведь даже команды «Энтерпрайза» состояли из представителей разных рас и национальностей, среди которых, кстати, были и граждане России — то есть, с точки зрения сценаристов, приверженцы социалистического строя. Поэтому говорить о «черно-белом» противостоянии Запада и Востока нельзя. В «Стартреке» Запад и Восток сообща стараются построить утопическое общество. Они давно смешались и забыли все различия. А значит, и воевать им незачем.
Star Trek экспериментировал с человечеством
Когда ученые разрабатывают новое лекарство, они для начала испытывают его in vitro, то есть в пробирке. А затем in vivo — на живом организме. «Стартрек» — как раз та самая пробирка, благодаря которой можно посмотреть, как развивалось бы наше общество при немного других обстоятельствах.
Например, в одном из эпизодов «Оригинального сериала» Кирк с экипажем прилетает на планету, как две капли воды похожую на Землю двадцатого столетия, однако не знакомую с христианством. И что же они видят там? Римскую империю, гладиаторов и рабов — вместе с телевизорами и самолетами. Без христианства не сформировались идеи о «свободе, равенстве и братстве», спровоцировавшие Великую Французскую революцию.
А значит, не сложились основные ценности современного общества. Вы удивитесь, но этот вроде бы простой сюжет сейчас всерьез изучают специалисты в области богословия.
Другой пример — в «Следующем поколении» Пикард с командой посещает мир, где, кажется, все счастливы и никто никому не причиняет зла. Но позже герои выясняют, что достигается это за счет моментальной смертной казни, которую можно заслужить даже за случайно затоптанный цветочек на клумбе. В этом случае авторы исследуют серьезную тему — насколько далеко человечество готово пойти ради идеального общества, — и вместе с ними за реакцией в пробирке следят зрители.
Приводить примеры можно долго. А разбирать их по косточкам — еще дольше. Но лучше in vitro, чем in vivo.
Star Trek привил любовь к Шекспиру…
…ну или хотя попытался. Одна из главных фишек франшизы — постоянные отсылки к творчеству драматурга. На титульном экране то и дело мелькают цитаты из его произведений. Герои читают друг другу «Ромео и Джульетту» и «Венецианского купца» и разыгрывают сценки из «Генриха V» и «Бури», а порой даже встречают шекспировских персонажей: например, на одной из планет команда Кирка сталкивается с тремя ведьмами из «Макбета».
А в одной из серий герои вообще говорят, что «Гамлета» лучше всего читать на клингонском. Кто бы мог подумать, что брошенное вскользь замечание подвигнет фанатов «Стартрека» взять и перевести одну из величайших в истории человечества пьес… на тот самый клингонский. Воистину, если до просмотра «Стартрека» вы не интересовались Шекспиром, то после этого уж точно будете хотя бы знать, про что у него там написано.
* * *
«Стартреку» пятьдесят лет. Юбилей франшизы мы отметим тринадцатым по счету полнометражным фильмом — «Стартрек: Бесконечность». Он выходит на большие экраны в конце июля и рассказывает о столкновении экипажа «Энтерпрайза» с новой неизвестной расой.
Что это будут за инопланетяне и как новый фильм развивает старую знакомую вселенную, пока не ясно. С уверенностью можно сказать одно: это будет тот же самый «Стартрек», каким мы его запомнили и каким будем помнить еще очень долго.