«Стартрек: Бесконечность» — лучший фильм трилогии
Еще больше статей о «Стартреке» | Официальный сайт фильма
«Энтерпрайз» отвечает на сигнал бедствия и попадает в ловушку. Корабль разрушен, его экипаж разбросан по незнакомой планете, за ним охотится банда местных террористов. Их главарь Кролл хочет отобрать у капитана Кирка деталь мощного оружия, чтобы начать войну против Объединенной федерации планет.
Жанр: космическая опера Режиссер: Джастин Лин В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Карл Урбан Премьера в России: 21 июля 2016 года Возрастной рейтинг: 16+ Похоже на: «Миссия “Серенити”», «Аватар», «Стражи галактики»
Семь лет назад Дж. Дж. Абрамс перезапустил «Звездный путь», сделав его боевиком в духе «Звездных войн». Потом Абрамса заманили снимать сами «Звездные войны», и в «Бесконечности» он был только продюсером. Третью часть нового «Звездного пути» делал другой режиссер, Джастин Лин, и другие сценаристы — Саймон Пегг (он же играет механика Скотти) и Даг Джанг.
Несмотря на это, стиль серии радикально не изменился. «Звездный путь за грань» (так правильнее называть «Стартрек: Бесконечность») — такой же космический боевик с хорошими актерами и незамысловатым сюжетом. Третья часть придется по душе тем, кому нравились первые две, и не переубедит тех, для кого перезапуск — голливудская ересь. Но мелкие, косметические, изменения ставят работу Лина чуть выше фильмов Абрамса. Третий «Звездный путь» отличается от первых двух совсем немного, но почти все сравнения оказываются в его пользу.
► Саймон Пегг… и, вероятно, Даг Джанг?
Пегг лучший сценарист, чем его предшественники
Главной бедой двух первых фильмов были сценарии. Абрамс шикарно снимал экшен, актеры хорошо играли, и, казалось, перед нами один из лучших фильмов года. А затем картину убивали сюжетные дыры — невероятные совпадения, идиотские поступки и постоянно меняющиеся законы телепортации (Кирка случайно высаживают рядом со Споком из будущего? Спока так легко вывести из себя? Адмирал хочет бомбить Хана замороженными людьми? Можно телепортироваться аж в другую звездную систему, но нельзя — из жерла вулкана? Да ладно!).
Всего этого Пегг и его соавтор сумели избежать. В их сценарии тоже есть слабые места — к примеру, видны заимствования из других фильмов. Но Саймон не допускает крупных сюжетных дыр, заставляющих хвататься за голову. Телепортация не творит чудес, но используется часто и по делу.
Отсылки к старым сериалам и фильмам остаются отсылками, а не прогибают сюжет под себя. Конечно, Маккой скажет фирменное «Я доктор, а не…», Спок будет поминать логику, а Чехов заявит, что абсент изобрели в России. Но никого не убьют, чтобы скопировать одну сцену, и не придется гуглить, кто такой Хан. «Бесконечность» можно смотреть, не зная даже картин Абрамса. Фильм в хорошем смысле «очередной»: не перекраивает вселенную, а рассказывает об отдельном приключении в долгой карьере героев.
► Название базы «Йорктаун», где начинается фильм, — это первоначальное название «Энтерпрайза» в черновиках Джина Родденберри. Это отсылка, но если вы ее упустили, это вам никак не помешает.
А еще Пеггу отлично удаются шутки и диалоги — сразу видно опытного комика. Каждый разговор героев оборачивается серией ироничных подначек, которые веселят куда сильнее обычных шуток. Сбросив экипаж на планету, Пегг разделил героев на пары, у каждой из которых своя сюжетная ветка и свои остроумные перепалки. Особенно хорош дуэт эмоционального Маккоя и невозмутимого Спока. Себя Пегг тоже не обидел и дал Скотти вволю поломать комедию в компании туземной красавицы, ну очень похожей по характеру на Нейтири из «Аватара».
► Этот неловкий момент, когда в одном фильме встречаются две Нейтири из «Аватара».
Спок наконец-то стал Споком
Лин и Пегг более или менее равномерно распределили внимание между героями. И сразу закрылась одна из центральных тем абрамсовских фильмов. «Звездный путь» больше не о бурной дружбе-вражде Кирка и Спока. Он о Кирке, ищущем свое предназначение, и всей его команде. Отношения со Споком капитан уже выяснил, и между ними больше нет бесконечного «ты мой друг, но не друг ты мне».
► Большую часть фильма Спок проводит не с Кирком, а с доктором Маккоем.
Но, главное, Спок наконец-то стал тем самым Споком из «Звездного пути». Поразительно, как без смены актера, просто в руках других режиссера и сценариста, преобразился персонаж. Попрощайтесь с гаденьким ябедой, который фонтанировал эмоциями и портил жизнь своему «другу» Кирку.
Закари Куинто теперь играет невозмутимого, нарочито логичного вулканца, который понимает шутки и метафоры буквально и дает мудрые советы. Когда такой Спок изредка проявляет эмоции, это неожиданно и трогательно. И на сей раз Куинто играет без истерик, движением брови выражая больше, чем целым монологом.
Кстати, ему достался один из самых проникновенных монологов. Когда новый Спок вспоминает покойного старого, хочет быть похожим на него и продолжать его дело, очевидно, что это Куинто говорит о Леонарде Нимое, не выходя из образа.
► Прощанию с Нимоем, умершим полтора года назад, посвящены две сцены. Антону Ельчину, погибшему уже после съемок, досталась только надпись «For Anton».
Видна рука режиссера «Форсажей»
Но сентиментальные и смешные сцены — лишь передышки между порциями экшена. «Бесконечность» в первую очередь боевик, где постоянно что-то взрывается, стреляет и падает. Чувствуется, что Джастин Лин до этого снимал «Форсажи». Он заставляет героев скакать с корабля на корабль, подлетать от взрывной волны, в последний миг спасаться при падении. А поскольку без колес Лину скучно, в одной сцене Кирк сядет на старенький мотоцикл.
События происходят в бешеном темпе, и это не так хорошо, как звучит. Порой фильм делается сумбурным. Трудно уследить за передвижениями множества персонажей, действующих параллельно. Трудно переварить их наспех озвученные объяснения событий и поступков. Если в фильмах Абрамса сюжетные дыры были очевидны, то в «Бесконечности» нить сюжета легко потерять из-за резкого монтажа. Некоторые сцены придется пересматривать, чтобы лучше понять действия героев и в особенности злодея.
► И вот так весь фильм.
Злодей снова никакой
Залатав сюжетные дыры и успокоив Спока, Пегг и компания не справились с другим проклятием абрамсовского «Звездного пути»: картонными злодеями. Кролл в исполнении Идриса Эльбы ничем не лучше Хана и Нерона. Он страдает всеми основными недугами Темного Властелина: надуманные мотивы, демонстративная жестокость и неудержимое желание рассказать героям свой план.
► Слушай внимательно, сукин сын! Итак, сперва я засуну этот артефакт…
Неожиданный поворот в финале делает его мотивы понятнее, но к тому моменту это уже ни на что не влияет и только вызывает лишние вопросы (не будем их разбирать здесь, чтобы не уйти в спойлеры).
Заодно этот поворот лишний раз подчеркивает, что новый «Звездный путь» уже в третий раз упустил шанс показать столкновение с цивилизацией, не похожей на нашу. Множество народов с разными взглядами на мир — вот чем славились сериалы по «Звездному пути». Даже «Варкрафт», менее удачный в целом, с этой темой справился лучше. А создатели нового «Звездного пути» по-прежнему рассматривают инопланетян как раскрашенных людей.
Четвертой части явно быть
Но у франшизы будет шанс исправить и это. Фильм нравится критикам, понятен простому зрителю и наверняка хорошо покажет себя в прокате. Создатели уже строят планы на четвертую часть. Сценарий на этот раз будут писать Джон Пейн и Патрик Маккей — эти двое приложили руку к изначальному черновику, который Саймон Пегг переписал. В сиквеле не будет Чехова — после гибели Антона Ельчина на эту роль решили не брать нового актера. Зато Кирк встретится со своим покойным отцом, которого играет Крис Хэмсворт.
Не известно, останется ли режиссером Лин, но это не волнует так, как некогда уход Абрамса. «Бесконечность» доказала, что этой серии свежий взгляд идет на пользу и что она движется в верном направлении.
«Звездный путь» с новым режиссером не зачах, в целом почти не изменился, а в деталях даже улучшился. Сюжет логичнее, шутки смешнее, битвы зрелищнее, а Спок стал настоящим Споком. Отличный подарок к пятидесятилетию серии.
► Хикару Сулу стал еще одним «геем по пресс-релизу» (похожая судьба постигла одну из охотниц за привидениями). В фильме его ориентация почти не подчеркивается. Подумаешь, приобнял мужика — может, это его брат.
Лучший фильм трилогии!