«Мобильник» — худшая экранизация Стивена Кинга?
Все мобильные телефоны в мире начинают передавать сигнал, превращающий их хозяев в злобных зомби. Среди тех немногих, кто этого избежал, — художник Клэй, его соседка Элис и машинист Том. Вместе они идут через полстраны искать жену и сына Клэя.
Жанр: зомби-апокалипсис Режиссер: Тод Уильямс В ролях: Джон Кьюзак, Сэмюел Л. Джексон, Изабелла Фурман Первоисточник: одноименный роман Стивена Кинга Премьера в России: 7 июля 2016 года Возрастной рейтинг: 18+ Похоже на: «5-я волна» (2016), «Я, легенда» (2007)
Есть мнение, что Стивена Кинга на пушечный выстрел нельзя подпускать к экранизациям его произведений. Лучшие фильмы по его книгам получились у Кубрика и Дарабонта, которые писали сценарии сами. А один из худших, «Максимальное ускорение», Кинг снял сам. Он же был соавтором сценария «Мобильника», и этот фильм может побороться с «Ускорением» за звание худшей адаптации Кинга.
При этом «Мобильник» почти не меняет сюжет книги. Он его уминает, обгрызает, теряя логику, связность и основные идеи. То, что на бумаге казалось приемлемым, превращается в бред. Люди, читавшие роман, при виде кино закрывают лицо рукой. А не читавшие не смогут понять, что другие находят в этой книге.
Вот что они увидят, не сверяясь с первоисточником.
Самое жалкое нашествие зомби
Этот недостаток свойственен и роману, но в фильме он доведен до абсурда. Дело в том, что показанный в «Мобильнике» способ заражения крайне неэффективен. Да, миллионы людей ежедневно говорят по мобильным телефонам. А миллионы же — не говорят. В их числе окажется большинство военных и полицейских — они используют рации, а не сотовые, так что врагу дали бы мощный отпор. Тем более что «мобилоиды» поначалу ведут себя агрессивно, но тупо: врезаются в стены, не владеют оружием. Убивай — не хочу.
А едва люди поймут, что опасность исходит от мобильников, как распространение заразы должно почти прекратиться. Укусами-то мобилоиды не размножаются, и только под конец фильма они находят новые способы заражать людей. А по ходу вдобавок выясняется, что зомби по ночам впадают в спячку и совершенно беспомощны!
► — Друзья, а почему спящих сжигаем мы, а не армия?
Тем не менее, согласно фильму, мир мгновенно летит в тартарары. Если в книге это происходило хотя бы постепенно, то в фильме на все про все хватает неполных суток. Уже через считанные минуты после начала событий герои почему-то уверенно говорят, что катастрофа происходит по всему миру, хотя судить могут только об одном здании. И, как ни странно, оказываются правы: сразу пропадает электричество, полиция и армия таинственным образом исчезают (в романе они хоть упоминались), а выживших оказываются единицы — опять же, в отличие от книги.
Картонные герои
И лучше всех при зомби-апокалипсисе выживают те, кто сделан из цельного картона.
Весь фильм персонажи идут искать семью главного героя Клэя (Джон Кьюсак). Потому что у остальных нет ни семей, ни интересов, ни своего мнения насчет того, куда идти и что делать. Прочие встречные попадаются на пути Клэя случайно, иной раз буквально под боком у зомби, где нормальный человек не стал бы задерживаться. Некоторые и вовсе появляются на пару сцен, чтобы через несколько минут погибнуть из-за глупой случайности или покончить с собой. И их совершенно не жалко.
От образов, созданных Кингом в романе, остались невнятные обрывки диалогов. Скажем, герой Сэмюела Л. Джексона однажды заявляет, что всю нашу мораль-шмораль надо оставить в прошлом, иначе не выжить. Думаете, он хоть раз последует этой философии? Бросит или предаст кого-то из товарищей? Черта с два.
► Сэм Джексон в последние годы снимается во всем подряд без разбора.
Ничего не понятно
По ходу и фильма, и книги герои выясняют, что мобилоиды не так просты, как кажется. Они ведут себя скорее как пришельцы из «Вторжения похитителей тел», чем как ожившие мертвецы. У них есть коллективный разум, их лидер может насылать сны и заманивать жертв в ловушки. Кто же они? Почему появились? Чего хотят?
И тут скомканный сценарий проявляет себя во всей красе, потому что даже внятных предположений на этот счет не прозвучит. Книга давала понять, что мобилоиды — новая ступень эволюции человека и что, пройдя стадию звериной агрессии, они превращаются в нечто большее, овладевают телепатией и даже левитацией. По фильму же кажется, что это просто зомби, покорные непонятному экстрасенсу в красной куртке.
А концовка не просто не дает ответов — она вызывает еще большее недоумение. Двойной финал с поворотом в духе «Бразилии» мог бы стать плюсом фильма, если б хоть один из вариантов подводил какие-то итоги. В романе Кинг давал намеки на возможную судьбу мобилоидов и человечества, но обе концовки фильма касаются только самого Клэя. А что дальше будет с миром… вам к этому моменту правда еще не плевать?
► Лидер зомби, почему-то названный в фильме «Королем интернета», — единственный, кому достался грим.
И главный плюс фильма…
Это не актерская игра — именитые актеры тут ничего особенного не делают. Это не декорации и спецэффекты — они среднебюджетные, на уровне телефильма. И уж точно не сюжет.
Это даже не музыка, а одна конкретная песня. Услышать, как американские зомби хором исполняют старый хит Эдуарда Хиля «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (в народе «Мистер Троллоло»). Очень милый сюрприз, от которого тянет улыбнуться вопреки всему, что творится на экране.
Одна из худших экранизаций Кинга: ни разумного сюжета, ни интересных героев, ни внятного финала.